Смекни!
smekni.com

Бiблiотечнi уроки з 1 по 11 клас (стр. 38 из 41)

Знакомство с опытом не только мастеров, но и учителей с различным педагогическим
стажем помогает понять, что мастерство рождается в великом труде. Те, кто отработал
всего 2-5 лет, еще хорошо помнят свои первые удачи и первые ошибки. Для них понятны
неуверенность новичков, стремление обрести себя. Потому поддержка с их стороны будет
для начинающих верной опорой и ориентиром в выборе пути технологического со-
вершенствования.

Следование образцу порой понимается молодыми односторонне. Обратив внимание лишь
на внешний эффект, например воспитательного приема, педагог забывает о том, что в
другом детском коллективе, с другой личностью такого эффекта может и не быть.
Наглядным примером тому является классический пример из опыта А. Калабалина -
воспитанника А. С. Макаренко, который попытался повторить прием Антона Семеновича.

«. . . Антонина Григорьевна обнаружила, что в кладовой не хватает пяти килограмм
хлеба. . .

Через две минуты Панин стоит передо мной.

Почему ты украл?

Есть хотел, - отвечает он равнодушно, не глядя на меня.

Есть?

И тут мне вспоминается случай из давнего прошлого. Как-то в колонии имени Горького
из кладовой пропала жареная курица. Выяснилось, что украл ее колонист Приходько. Он
стоял перед строем понурый, виноватый и на вопрос Антона Семеновича: "Зачем ты это
сделал?" - ответил вот так же: "Есть хотел". И тогда Антон Семенович сказал: "Есть хотел?
Ну что ж, ешь. Подайте ему курицу".

Несчастный Приходько чуть сквозь землю не провалился. Вот так стоять на глазах у всей
колонии и жевать курицу? Не, невозможно!

"Антон Семенович! Простите! Никогда, ну никогда не буду!"

"Ешь. Хотел есть - вот и ешь".

"Ох, это я так сбрехнул! Не хочу я есть, просто сдуру взял. . . "

Все это проносится в моей голове за одну секунду, и я говорю Панину:

Так ты есть хотел? Королев, дай-ка мне эту буханку. Держи, Панин, ешь.

Кто-то позади меня ахнул. Панин неторопливо отламывает угол от буханки и ест. Ест
спокойно, равнодушно. Мы стоим молча вокруг, и я чувствую: сцена эта безобразна. В ней
нет никакого смысла. Все, что было умно, смешно и ясно для каждого в случае с Приходько,
здесь, сейчас, с Паниным, бессмысленно и уродливо. Почему? Такой же случай, такое же
наказание, а все не то.

Постепенно ребята оживляются, кто-то смеется, кто-то предполагает:

А на спор: съест! Все до корочки съест!

Не съест!

Чтоб мне провалиться - не съест! - восклицает Петька. Меня прошибает пот, я понимаю -
надо сейчас же что-нибудь придумать, сейчас же прекратить это. А Панин тем временем
покорно и равнодушно жует. Он не просит прощения. Не говорит: "Не буду". Он жует свою
буханку и действительно сжует ее всю без остатка.


89

-Разойдитесь, - говорю я ребятам. - Панин, иди за
мной.

Мы идем в кабинет, провожаемые десятками глаз. Может, без пользы это и не прошло и
не каждый захочет оказаться в положении Панина, а все же не то получилось! Не то!

Я до смерти рад, что никого из наших воспитателей не оказалось поблизости в эту
минуту.

Положи буханку! - говорю Панину, затворив за собой дверь кабинета.

Он послушно кладет обломанную с одного бока буханку на стол.

Отвечай:зачем украл?

Есть хотел, - отвечает он, но тут же безнадежно машет рукой.

Запомни - чтоб это было в последний раз. Иначе уйдешь отсюда.

Он молчит. Пожалуй, на время он и перестанет. Поостережется. Но не более того.

Долго еще после этого случая я ходил с таким ощущением, точно жабу проглотил. Вот
что значит бездумно воспользоваться готовым приемом! Вот что значит не понять, что
передо мной совсем другой человек, другая обстановка!»'

Следовательно, любое воспроизведение того или иного образца не должно быть
зеркальным отражением. При следовании образцам важнее всего обогащение личного по-
нимания учебно-воспитательного процесса, т. е. необходимости внесения определенной
поправки на личность ребенка, на свой уровень педагогического творчества.

Подражание педагогическим образцам - одна из первых ступеней в творческом
совершенствовании начинающего педагога, когда отсутствуют собственный опыт,
традиции.

' Вигдорова Ф. Дорога в жизнь. - М. , 1957. -С. 43-44. 152

Чем разнообразнее педагогические образцы, с которыми знаком начинающий педагог, тем
больше у него возможностей взять из этого «банка опыта» то, что в большей мере
необходимо ему для решения задач, стоящих перед ним сегодня. Отсутствие такого «банка»
значительно осложняет его педагогическую деятельность.

Начинающий педагог чаще задерживается на уровне «ремесленника», когда работает в
одиночку, все делает сам, замыкаясь на своем предмете, классе, группе. В таком положении
чаще других находятся учителя начальных классов, поскольку здесь специализация и
разделение педагогического труда практически сведены до минимума, а то и вообще
отсутствуют. Поэтому так важно обращаться к педагогическим образцам, с которыми
педагог познакомился еще будучи студентом.

Нельзя молодому учителю держаться особняком, прятаться за дверью своего класса,
своего кабинета в надежде, что скоро и он «вдруг» станет педагогом-мастером. Нет,
мастерство не рождается вдруг и не рождается из ничего -это результат накопления опыта
собственного, анализ опыта других, их анализ и творчество.

Контакты с педагогами не только начальных классов позволяют значительно расширить
познание начинающих учителей о многообразии форм взаимодействия с детьми, с
коллегами, быстрее войти в педагогический коллектив, реальнее увидеть и оценить
результат своего труда на фоне остальных, объединить свои усилия с работой других
педагогов для решения общешкольных задач.

Труд каждого учителя неразрывно связан с деятельностью педагогического коллектива.
Особенностью этой деятельности является то, что конечный результат работы отдельного
педагога и всего коллектива один: личность молодого человека - выпускника школы.

Опора на теоретические знания, на помощь и поддержку педагогического коллектива,
анализ опыта коллег, наличие педагогических образцов позволяют молодым быстрее
обрести себя, свою индивидуальность.

Чему же прежде всего следует подражать?

Системе накопления теоретических знаний. Без теоретической основы
педагогические находки невозможно систематизировать, а тем более представить в виде
определенной системы.

Умению организовать работу детей на уроке, на занятии. Молодые педагоги,


90

готовясь к урокам, стремятся делать их интересными, включают много занимательного
материала, ярких фактов, пренебрегая организационной стороной урока (воспитательного
мероприятия). Из-за этого нередко возникают такие проблемы, как плохая дисциплина во
время занятий, отсутствие подлинного интереса к учению.

Опытный педагог хорошо знает, что истинный интерес к учению возникает у детей не
только от увлекательности его рассказов, а как результат умелой деятельности самого
школьника. Отсюда главная задача педагога - организация целесообразной деятельности
учеников в течение всего урока (воспитательного мероприятия).

Использованию в работе с детьми в учебной и воспитательной деятельности
различных форм стимулирования.

Использованию в учебно-воспитательном процессе различного рода памяток для
лучшей организации деятельности и поведения детей, их творческого развития.

-Выработке определенного типа поведения детей на уроках, внеклассных
воспитательных занятиях. Привычные действия учеников на уроках должны
подкрепляться определенным поведением детей, а стереотип поведения -принятыми
нормами, лучшими традициями школы, наиболее целесообразными для решения учебно-
воспитательных задач (обращение к учителю, друг к другу, приветствие педагогов,
восприятие ответа учащихся у доски, обращение за помощью или с вопросом и т. п. ).

Совместной подготовке и проведению воспитательных мероприятий двух или
нескольких педагогов со своими воспитанниками в параллели, возрастной группе, что по-
вышает активность и заинтересованность детей в результатах их творческой деятельности.

Стилю общения педагога с детьми, с коллегами, с родителями.

Главным направлением работы на этом этапе является преодоление изолированности в
деятельности начинающего педагога. Именно «равнение на опыт других» позволяет
молодым без ущерба для самолюбия и «силовых приемов» администрации усваивать и
постепенно приводить в систему отдельные методические находки, соотнося их с образцами
педагогов-мастеров.

Желая походить на «образцы», важно все же усматривать определенную разницу между
собой и ими не для того, чтобы быть к себе более снисходительным, а для того, чтобы лучше
проектировать свой путь к «педагогическому Олимпу». Это очень важно, ибо, работая без
должных ориентиров, молодые воспитатели и педагоги нередко перестают заниматься
самосовершенствованием.

Подчеркивая роль педагогических образцов, необходимо отметить особо, что они не
должны вытеснять мысль и собственный поиск.

§5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ «МЕЛОЧИ»