Смекни!
smekni.com

Психогенетика (стр. 11 из 27)

интуитивно-логического экстраверта. Кроме того, сенсорный интроверт имеет свой динамический ритм

повседневной жизни, которого не хватает второму, и без которого тот чувствует себя, как плющ без опоры.

Сенсорно-этический интроверт очень хорошо чувствует себя в мире чувств и эмоций. Проницателен к

чувствам других. Легко различает, кто и сколько его любит и желает. Это тип художника, который оценивает

жизнь во всех ее разновидностях. Любит красоту и гармонию. Творит их. Если что-нибудь делает, то делает с

чувством и вкусом. На каждый объект труда смотрит как на творение искусства, которое должно восхищать

других и самого себя, даже если это стряпня обеда. В любви он тоже художник. Если объект любви

недостаточно внимателен, умеет сравнительно легко удалиться, заменить его другим. Эти свои желания очень

хорошо знает и ответственность за них не перекладывает на другого партнера. Как раз то, что наиболее нужно

интуитивно-логическому экстраверту, который сам по своей инициативе ни поверить в чувства, ни отказаться

от них не умеет.

Вторая диада:

интуитивно-этический экстраверт

сенсорно логический интроверт

Интуитивно-этический экстраверт (Дон Жуан) своих чувств совершенно не стесняется, умеет желать и

добиваться. Но, как и все интуитивные, старается обойти влечение. Его речи о любви и тоске пламенные,

взгляды и улыбки обольстительные. Но его ласки неуверенные, осторожные, больше увлекающие,

соблазняющие и спрашивающие, чем дающие и требующие. Поцелуи бесплотные, как прикосновение бабочки.

Дальше этого по своей инициативе идти не может и не умеет, его влечение в отсутствие партнере становится

неопределенным. Отсюда как страх попасть в зависимость от другого, так и страх показаться незнающим или

грубым в ласке.

Самое большое удовольствие для всех интуитивных экстравертов, как этических, так и логических, - найти

выход из положений, которые другим кажутся безвыходными. Они очень часто живут, разрешая им самим

совершенно бесполезные проблемы. Для интуитивно-этического экстраверта особенно доступно решение

эмоциональных ситуаций. Благодаря пониманию духовной структуры людей они знают, как сделать приятное,

и не могут удержаться от этого. Поэтому пользуются исключительным успехом у лиц противоположного пола.

Из-за чего - особенно принимая во внимание, что своим вниманием стараются осчастливить каждого, -

довольно часто пользуются репутацией очень несерьезных людей и получают прозвище донжуана. Давно

установлено, что так называемые донжуаны как будто любят женщин, пользуются у них большим успехом, и

вместе с тем боятся интимности, в последний момент "разочаровываются" в своих возлюбленных. Некоторые

психотерапевты объясняют это их сексуальной холодностью, другие тем, что они в каждой женщине пытаются

найти свою мать, третьи тем, что им нужна победа лишь перед другими мужчинами, т.к. бросалось в глаза, что

больше внимания уделялось женщинам, имеющим мужа или хотя бы возлюбленного. Но все дело, как видно, в

том, что привлечь внимание замужней - более сложная и поэтому более интересная задача.

Итак, интуитивно-этический экстраверт в своих чувствах довольно неустойчив из-за своего неспокойного

нрава, который диктуется экстраверсией и умением привлечь к себе людей. В европейской культуре его

сексуальная сдержанность плюс пламенность чувств исключительно импонирует женщинам. Им близка и

понятна эмоциональная смелость, инициативность Дон Жуана и вместе с тем его "неопасность", которую

каждая предугадывает заранее. Кроме того, в условиях двух уровней духовных культур: "высшей"-мужской и

"низшей"-женской - женщине исключительно льстило внимание мужчины не к ее телу, а к духовной жизни.

Для его психики физическая идентификация - отказ от контроля над ситуацией, полное уравнение себя с

партнером, сдача позиций. В результате часто бегут и от физической и от психической идентификации, но

трудно отказаться т решения "сложных ситуаций". Ему нужна упрямая, замкнутая, но по своему влечению и

деловому мышлению полностью доверяющая женщина, т.е. сенсорно-логический интроверт (Сартр). Если

встречает ее не слишком поздно, пока индивид еще может отказаться от своей эмоциональной власти над

всеми и сексуальной свободы от всех, то кончаются странствия Дон Жуана. Тогда говорят: "И кто бы мог

подумать, что он когда-нибудь станет серьезным".

Сартр чувствует себя отлично как на лоне природы, так и в быту. Если ему что-то нужно, умеет сделать так, как

ему нужно без советов с другими. Определенная последовательность в склонности заботиться о своих

удобствах. Движения спокойные, точные, исключительно экономные. Со стороны создается впечатление, что

результат их труда всегда больше затраченных усилий, как будто часть движений спрятана от глаз наблюдателя.

Умение взять из окружения то, что оно может дать, не требуя того, чего нет. Всем сенсорным интровертам

присуща черта не показывать на своем лице своих настоящих переживаний и таким образом не давать

собеседнику информации о своем внутреннем мире. Сенсорно-логический интроверт почти всегда одинаково

холоден и загадочен, этический - теплый, заботливый, улюбающийся. Если интуитивно-этический экстраверт

боится показать свои чувства, признаться в них, то сенсорно-логический интроверт боится показать эмоции и

всеми способами избегает диктуемых ими поступков.

В своих мечтах сенсорно-логический интроверт вынашивает образ идеального партнера, который наиболее

похож на интуитивно-этического экстраверта. Студентка Эля так описывает рыцаря своей мечты: "Красив,

элегантен, но не щеголь, на свою внешность и не обращает внимания. Движение неопределенные, им не

хватает точности, немного даже неуклюжие. С большими одухотворенными, удивленными глазами. Не знает

страха, полон хороших пожеланий, порывов и решительности. В любое время может все бросить ради новой

возвышенной идеи. Хочу быть его другом, помощником и возлюбленной." Что-то похожее на бесстрашного

мушкетера или морского капитана из сказки.


Квадры и их социально-психологические

особенности

Находясь в постоянном общении, мы порой даже не замечаем, что сближение с приемлемыми для нас людьми

и разрыв со ставшими нам неприятными происходит всегда, по сути, по одному и тому же сценарию. Вначале

происходит восприятие человека, на основании которого возникает общее впечатление о нем. Эта фаза

развития отношений обычно называется стимульной, так как для того, чтобы контакт состоялся и закрепился,

нужен определенный стимул. Иными словами, человек, с которым вы решили вступить в контакт - если у вас

при этом имелся выбор - должен чем-то привлечь ваше внимание. Внимание он может привлечь, конечно, как

чем-то отрицательным, так и положительным. В первом случае желание контактировать, естественно, не

возникает. Во втором же случае вы воспринимаете какую-то общность или созвучие с человеком - либо по

сходству, либо по контрасту. При этом затрагивается вся ваша психика - и сознательный разум, и душа,

реагирующая на внутреннее созвучие.

Содержанием второго этапа динамики отношений является обсуждение какого-то круга проблем. На этом

этапе выясняются ценности человека, т.е. какими критериями он ориентируется, перерабатывая воспринятую

информацию. Сближение будет происходить успешно, если вы с ним рассматриваете проблемы

приблизительно под одним и тем же углом зрения. Ценностная фаза в развитии отношений является,

по-видимому, наиболее творческой, так как именно в ее рамках согласуются различные точки зрения и

вырабатывается способ совместного, с учетом мнения партнера принятия решений.

Следующая стадия сближения людей является ролевой. Она в какой-то мере зависит от согласования позиций

по поводу ценностей, но к этой фазе отношения могут подойти порой и без достижения согласия в сфере

ценностей. Особенно часто это встречается во взаимоотношениях между лицами противоположного пола.

Красивая женщина может быть привлекательной для мужчины и вызывать желание более тесных контактов

даже, если их жизненные ценности не совпадают.

На ролевой стадии центр тяжести взаимоотношений переносится с восприятия человека на далекой дистанции

на восприятие человека вблизи. Каждый из нас имеет собственные привычки и индивидуальный стиль жизни,

который он вырабатывал всю предшествующую жизнь и который ему нелегко изменить. Если партнер ведет

себя не так, как вам хочется, т.е. не выполняет ту роль, которую вы ему отводите, то совместимость между вами

становится проблематичной.

Либо вы прекратите сближение, либо кто-то из вас возьмет на себя другую роль - больше соответствующую

представлениям партнера. Без уступки одного из партнеров эта стадия развития отношений не состоится.

Конечно, не исключен и вариант взаимного приспособления друг к другу. Вопрос заключается в том, кому

сколько уступать. Наиболее естественным образом этот вопрос решается в дуальных парах. Очень большое

влияние на этом этапе оказывает внешняя социальная среда, начиная с мнения близких о новом знакомом и

заканчивая существующими в обществе представлениями.

Четвертая фаза развития отношений - это закрепление, запоминание выработанных и взаимно

удовлетворяющих ролей на длительное время. Как бы формирование собственных неписанных норм и

традиций. Эта стадия носит консервативный характер. Все приобретенные знания как бы консервируются,

переводятся в разряд само собой разумеющегося, выполняемого в силу привычки, почти бессознательно. Если

партнеры приспособились друг к другу, выработали взаимно приемлемые традиции, которым следуют без