Смекни!
smekni.com

Психология. А - Я. Словарь-справочник Кордуэлл Майк (стр. 25 из 80)

134

к

расстройства развиваются из-за иррационального мышления, которое Бек называет «когнитивным искажением». Терапевт помогает пациенту осознать причины своего искаженного и иррационального мышления, а затем показывает ему, как заменить их более конструктивными схемами мышления и поведения.

Когнитивный диссонанс

Неприятное чувство, возникающее из-за непоследовательности ряда установок или убеждений относительно одного объекта. Различают следующие причины когнитивного диссонанса:

• Когда две установки так или иначе не согласуются друг с другом, например «мне нравится этот человек» и «мне не нравятся политические взгляды этого человека».

• Когда люди совершают поступки, которые они не намеревались совершать, либо ведут себя в противовес высказываемым установкам. Например, человек пропагандирует выгоды от

Двапримераизмененияустановкиврезультатекогнитивного

диссонанса

135

к

вегетарианства, а потом заказывает себе бифштекс с кровыо (см. также Обратиоуапаиовочное поведение).

Чем меньше оснований для подобного поведения имеет чело-век, тем сильнее будет ощущение диссонанса и мотивации на изме-нение базовой установки ради восстановлсния соответствия между установкой и поведением. К примеру. наш всгетарианец мог иметь богатый выбор продуктов, но выбрал бифштекс (слабый довод). или был вынужден съесть бифштекс под дулом пистолета (силь-ный довод). В первом случае возникновение когнитивного диссо-нанса гораздо более вероятно, чем во втором. Тсория когнитивно-го диссонанса подразумевает, что поведение, не соответствующее нашим установкам, заставляет нас изменить их, чтобы избавиться от негативных ощущений.

Кодекс психолотической практики

Свод этических принципов, публикуемый такими психологи-ческими организациями, как Британская ассоциация психологов и Американская психологическая ассоциация. В нем содержатся ос-новные положения, касающиеся этики практикующих психологов и экспериментальных исследований в области псыхологии. Кодекс психологической практики отражает вопросы, которые считаются наиболее важными в культурном, религиозном и профессиональ-ном контексте; они постоянно обновляются в соответствии с меня-ющимися общественными приоритетами. Каждая страна имеет свой кодекс психологической практики, но существует тенденция к созданию общего кодекса, отражающего приоритеты государств-участников.

Кожно-гальваническая реакция (КГР)

Изменение электрической сопротивляемости кожного покрова. КГР широко используется при измерении уровня активации и обычно ассоциируется с идеей детектора лжи.

Колбочки

Клетки-рецепторы в сетчатке глаза, позволяющие нам видеть цвета. Большинство колбочек сосредоточено в ямках (фовеолах) на периферии сетчатки. Из-за более высокого порога восприятия (по сравнению с монохроматическими псілочксши) колбочки функ-ционируют лишь при нормальном освещении. Они позволяют че-

136

к

ловеку максимально использовать зрительную способность, и мы автоматически фиксируем внимание на точке таким образом, что-бы фокусировать отраженный от нее свет на периферии сетчатки. Смещая точку фиксации в сторону от фовеол. мы вызываем соот-ветствующее снижение остроты зрения.

Коллективизм

Тип социального устройства, где благо группы людей или об-шества в целом считается более важным, чем благо отдельной лич-ности. При сравнительном исследовании 53 национальных и реги-ональных кулътур, Хофстейд (1983) обнаружил, что наиболее вы-раженные признаки коллективизма существуют в таких странах, как Гватемала, Эквадор и Панама, в то время странами с наиболее выраженными признаками иидивидустизма являются Австралия, США и Великобритания.

Коллективное бессознательное

Термин, введенный Карлом Юнгом и означающий, что часть бессознательного опыта каждого человека является общей для всех представителей рода человеческого. Коллективное бессозна-тельное является генетически унаследованным опытом и определя-ет глубинные особенности поведения, мышления и чувствования, запечатленные в процессе филогенетического развития человече-ства. См. также Юнгианский.

Кольберг, Л.

Наиболыную известность Кольбергу принесла его теория прав-ственного развития, предполагающая существование универсаль-ных этапов нравственного становления, и неразрывно связываю-щая понимание нравственности с когиитивиым развитием челове-ка. Исследуя человеческие реакции на ряд моральных дилемм, Кольберг установил, что существенным для нравственного разви-тия является не столько решение дилеммы, сколько ход рассужде-ний, предшествовавших этому решению. Кольберг выделил три уровня нравственных суждений, каждый из которых разделен на два этапа. Он полагал, что люди последовательно проходят через эти этапы, независимо от своей культурной принадлежности или образования, хотя многие могут и не достичь наиболее высокой стадии развития. Вот два главных фактора, влияющие на переход от одного этапа к другому:

137

к

• Неравновссное состояние: ребенок сталкивается с мораль-ной проблемой и замечает недостатки в своем подходе к ней. В этом ему часто помогает мнение взрослых, особенно роди-телей.

• Расширение перспективы: взрослея, дети приобретают спо-собность рассматривать проблемы из перспективы других людей. Ребенок, который находится на доконвенционном уровне развития рассматривает проблему из перспективы сс последствий лично для себя, в то время как ребенок, достиг-ший конвенционного уровня, способен рассматривать про-блему из перспективы других людей.

Кольберг выделяет следующие уровни нравственного развития:

• Доконвенционный уровень: дети безоговорочно принимают авторитет и моральный кодекс взрослых людсй. Если посту-пок ведет к наказанию, то он плохой. Если поступок вознаг-раждается, то он должен быть хорошим. Кроме того, выбор между «плохим» и «хорошим» часто делается в контексте личной выгоды.

• Конвенционный уровень: дети считают, что общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение. Общественная система, осно-ванная на принципах взаимной общности и социального по-рядка, считается наиболее желательной, и, следовательно, оп-ределяет наши взгляды о «правильном» и «неправильном».

• Постконвенционный уровень. На этом уровне понятия о правильном и неправильном основаны на личном понима-нии универсальных этических принципов. То, что считается морально присмлемым в любой данной ситуации, должно соответствовать этим принципам. Они часто бывают абст-рактными и неопределенными, но включают в себя сохране-ние жизни любой ценой и важность значения человеческого достоинства.

Компетентность

Этическое требование, согласно которому каждый психолог должен убедиться, что он работает в рамках своей компетенции. Это обязывает его отправлять людей, ищущих помощи, к тем спе-циалистам, которые могут оказать ее наилучшим образом.

138

к

Комплекс

Используемый в психопатологическом смысле, этот термин обозначает группу идей или представлений, обладающих опреде-ленным эмоциональным зарядом. Иными словами, человек с тем или иным комплексом «зацикливается» на чувствах или идеях. ха-рактеризующих этот комплекс. и испытывает эмоциональное рас-стройство. когда пытается разобраться в них. Наиболее известны-ми для студентов-психологов являются Эдипов комтекс и комтекс Электры. В качестве хорошо известного примера можно назвать комплекс неполноценности — термин, введенный в употребление Альфредом Адлером.

Комплекс кастрации (кастрационный комплекс)

Термин пеихоанстіза, который используется для обозначения своеобразной детской реакции на приписываемое отцу сексуальное апугивание или подавление раннеинфантильной сексуальной дея-ельности. Считается, что комплекс кастрации возникает как часть дипова комплекса, когда мальчик видит обнаженную женщину и, озможно, впервые в жизни осознает, что женщина не имеет пениса. Из-за соперничества с отцом у ребенка развивается страх, что то же самое может произойти и с ним (что понятно, учитывая важность пениса на фаллическом этапе психосексуального развития). Подав-ляя свое влечение к матери и отождествляясь с отцом (см. Отоэісде-ствлеиие с агрессором), он избегает возможности ужасного события. Тот факт, что очень немногие люди имеют какие-либо воспомина-ния об этом эпизоде, не представлял проблемы для Фрейда. Во-первых, он утверждал, что вся драма разыгрывается на уровне под-созпатт, а во-вторых, в возрасте приблизительно шести лет у че-ловека развивается детская амнезия, в результате чего многие вос-поминания раннего детства оказываются забытыми.

Комплекс Электры

Женская разновидность Эдипова коміпексо, когда девочки в возрасте четырех-шести лет завидуют отцу, обладающему пени-сом, которого они лишены. Когда девочка обнаруживает у себя отсутствие пениса, она винит в этом мать и переносит свою привя-занность на отца. Поскольку (согласно Фрейду) как мальчики, так и девочки высоко ценят пенис, дочь выбирает отца в качестве пер-вичного объекта любви. В конце концов, он обладает пенисом, которого у нее нет. По мере осознания неравенства сил в борьбе за