Смекни!
smekni.com

Субъект и объект практического мышления, Карпов А.В. (стр. 74 из 76)

Важно отметить необходимость своевременного выхода на уровень обнаружения надситуативной проблемности, поскольку, постоянная ориентация на поиск надситуативной проблемности отрицательно сказывается на результатах педагогической деятельности. В зависимости от конкретной задачи профессиональной деятельности можно говорить об относительной целесообразности определенного уровня обнаружения проблемности в решаемой педагогической ситуации.

Таким образом, рассмотрение педагогическое мышление как познавательного процесса поиска и разрешения проблемности в ходе профессиональной педагогической деятельности позволяет выделить следующие его компоненты: 1) мотивационно-целевой (отражает самодетерминацию творческой интеллектуальной активности педагога); 2) функциональный: диагностический, объяснительный, прогностический, проектировочный, коммуникативный, управленческий; 3) содержательный (отражает специфику педагогической проблемной ситуации и особенности вытекающих из этих ситуаций профессиональных задач); 4) операциональный (отражает обобщенные, выработанные в педагогической практике преподавателя способы решения им профессиональных задач); 5) рефлексивный (отражает способы контроля, оценки и осознания педагогом своей деятельности).

4. Формирование творческого педагогического мышления

Формирование творческого мышления (по Ю. Н. Кулюткину) находит своё выражение не просто в чисто когнитивных свойствах ума, а интеллектуально-личностных качествах человека, образующих своеобразное диалектическое единство. Одна из наиболее важных в педагогической психологии проблем — это проблема подготовки преподавателей к разрешению проблемных ситуаций, неожиданно возникающих в ходе его взаимодействия с обучаемыми. Средством разрешения ситуации является поступок, в котором реализуются профессиональные и личностные качества преподавателя. В силу этого исследование процессов разрешения ситуации выступает необходимым звеном совершенствования личности педагога и его деятельности. Кроме того, уже давно созрела необходимость изучения личности преподавателя и выявления тех личностных особенностей, которые позволяют преподавателю эффективно осуществлять педагогическую деятельность без ущерба для собственного здоровья и для здоровья остальных участников педагогического процесса (обучаемые, др. преподавателя и т. д.). Ориентация вузовских преподавателей на повышение уровня своей педагогической компетентности обусловлена необходимостью развития творческих способностей студентов, необходимых для решения неизбежно возникающих на практике задач и проблем. Мерой сформированности креативности выпускников определяется их востребованность на современном рынке труда.

Наиболее важной составляющей педагогической компетентности, способствующей профессиональному и личностному росту преподавателей, а, самое главное, развитию креативности у студентов является, на наш взгляд, абнотивность. Поэтому нам представляется целесообразным проводить дальнейшую работу, направленную на формирование абнотивности преподавателя. По этой причине нами был разработан тренинг, целью которого является повышение уровня абнотивности вузовских преподавателей: развитие способностей к эффективному и продуктивному взаимодействию с одаренными студентами. Разработана программа формирующего эксперимента, поскольку лишь 18 % педагогов обладают абнотивностью.

Фформирование творческого педагогического мышления должно характеризоваться вариативностью. Обучение по разработанной на основе данной теории программе с учетом выявленных особенностей мышления преподавателя позволяет улучшить выполнение профессиональной педагогической деятельности.

Содержание тренинга направлено на формирование познавательных способностей, необходимых для становления творческих качеств личности. Развивает не само знание, а специальное его конструирование, моделирующее содержание научной области, методы ее познания. В тренинге формируется отношение к учебному предмету и педагогическому процессу как к средству развития себя, что создает благодатную почву для творчества. Обучение становится творческим процессом для обучаемых, когда оно реализуется как исследовательская творческая совместная деятельность.

Мотивация творчества способствует развитию способности человека к самоактуализации как процессу реализации своих способностей. Талантливым будет не тот, кто родился талантливым, а тот, кто хочет быть талантливым (Роло Мэй). Награда за творчество — само творчество. Направленность на мобильный поиск нового определяет успешность тренинга креативности. В связи с этим особую роль играет ориентация на адекватное и своевременное изменение ранее выбранной стратегии поиска нового.

В процессе выполнения упражнений на коммуникативную креативность участник имеет возможность получить оценку своего поведения со стороны. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Состояние раскрепощения позволяет проявлять больше творчества в поиске эффективных форм взаимодействия друг с другом.

Основные принципы программы тренинга неразрывно связаны с общедидактическими. Реализация психолого-педагогических принципов обусловлена социальным заказом, требованиями современной педагогической деятельности, а также потребностями студента как будущего профессионала. К таким исходным положениям относятся принципы превентивности, контекстности и полезности. В основе данной программы лежат принципы гештальттерапии, учитывается поэтапность развития группы.

Основная стратегия программы тренинга эффективного мышления профессионала ориентирована на создание возможности для развития самостоятельности, инициативности, ответственности за свою судьбу, способности к творческому решению возникающих проблем, готовности к дальнейшему собственному личностному и профессиональному развитию на творческой основе. Психологический механизм реализации стратегии развертывается в процессе осуществления следующих образовательных функций программы тренинга: 1. Ревизовать собственную психологическую картину жизнедеятельности. 2. Создать условия, необходимые для овладения современными методами познания и самопознания, что является основой становления творческих способностей. 3. Помочь сориентироваться в перспективах собственного творческого, личностного и профессионального роста.

Методика проведения интеллектуального тренинга: а) рассмотрение всех ответов, даже самых неожиданных, непривычных и странных, как ответов ценных, достойных внимания. В ходе тренинга подчеркивается, что не существует «правильных» или «неправильных» ответов, ценным является любой ответ; б) поддерживание стремления участников к поиску новых и эвристических ответов; в) создание доброжелательной атмосферы посредством эмоциональной взаимной поддержки; г) использование «дискуссионных качелей» как средства коллективного поиска нового, оригинального решения обсуждаемой проблемы.

Этапы формирования творческого мышления: В наших исследованиях показано, что формирование творческого педагогического мышления осуществляется в три этапа: во-первых, актуализируется поиск, отбор и накопление профессионально значимых качеств педагогического мышления на основе выработанных критериев. Данный этап характеризуется формированием системы понятий, созданием обобщенного образа изучаемого вопроса; во-вторых, происходит стабилизация состава педагогического мышления на основе формирования целостной структуры, в которой выделяются более значимые и менее значимые компоненты и связи. Этот этап посвящен освоению системы действий в изучаемой области, что достигается широким использованием проблемного обучения, в ходе которого развивается самостоятельное мышление; в-третьих, завершается свертывание структуры педагогического мышления, переход её из состояния развития в состояние использования, функционирования в процессе решения педагогической ситуации. 3 этап выводит на творчество и опирается на применение поисковых методов обучения решению нестандартных задач.

Основные блоки тренинга творческого, инновационного мышления профессионала: Блок I. Творческая направленность личности, повышенная «творческая чувствительность» к проблемам и проблемным ситуациям. Блок II. Творческое мышление как свойство интеллекта (творческая инициатива, творческая самостоятельность, эвристичность, гибкость и пр.). Блок III. Творческое мышление как процесс (ориентировочный, исполнительный, контрольно-оценочный). Блок IV. Творческое мышление как деятельность, в результате которой создается новый и оригинальный продукт.

Структура блока включает в себя краткую характеристику определенного качества творческого мышления. В каждом блоке описано более 10 интеллектуальных качеств. Все изучаемые на тренинге качества, а их более 40, в своей совокупности образуют творческое мышление. После рассмотрения конкретного качества участникам тренинга предлагаются тестовые задания, упражнения и другие тренинговые процедуры.

Творческие приемы как предмет тренинга:

Бисоциативное мышление — соединение прежде несовместимых понятий или «систем отсчета».

Блокирование составляющих — выявление артефактов и своевременная блокировка. Если преподаватель может допускать недопустимое, то ни одно форс-мажорное обстоятельство для него не будет полной неожиданностью.