Смекни!
smekni.com

Общие экономические статьи (стр. 36 из 57)

Но кроме материального накопления существует еще и денежное или финансовое накопление, которое осуществляется в системе денежного об­ращения. Об этом накоплении мы говорили в предыдущей главе, отмечая два вида и два источника денежного накопления - накопление сберегаемой части заработной платы производителями-потребителями первого уровня и накопление оборотных средств производителями-потребителями второго уровня.

Но мы знаем, что деньги - это только информация и они могут уп­равлять движением товаров только, когда сопровождают эти товары. Са­мостоятельное движение денег, т.е. денег необеспеченных товарами, ни­чего, кроме вреда экономике не приносит. При этом мы помним, что обо­ротные денежные средства всегда должны быть обеспечены потребительски­ми товарами.

Вот почему любое накопление денежных средств означает обязатель­ное накопление потребительских товаров.

Без рассмотрения динамики функционирования экономики понять меха­низм накопления и использования этого накопления принципиально невоз­можно. Средства, накопляемые на первом торговом обороте денежного об­ращения, расходуются на последующих оборотах кругообращения денег, а значит товары, невостребованные на первом обороте денег (но не товары

- товары не обращаются!), востребуются на последующих. Смысл накопле­ния заключается не в откладывании товаров на склады прозапас, а в обеспечении функционирования всех сфер экономики. Без понимания этого положения управлять экономикой нельзя, так как нельзя понять, что та­кое накопление, сбережение, инвестирование и функционирование экономи­ки в целом.

Таким образом, есть материальное накопление, которое выступает в статистическом виде и где действует принцип, чем больше, тем лучше, действует до определенного времени как определяющий. Этим моментом, когда указанный принцип перестает действовать, является момент удов­летворения общественных потребностей в определенных потребительских товарах, хотя стоимостная величина накопления постоянно возрастает и не должна уменьшаться. Но есть и денежное, финансовое накопление, ко­торое выступает в динамическом виде, и где принцип, чем больше, тем лучше, не работает, ибо накопление должно соответствовать экономичес­ким возможностям общества. При этом накопление оборотных средств до­пустимо только через накопление платежных денег в процессе нормального цикла обращения денег, т.е. без каких-либо спекулятивных оборотов. В противном случае появляется "мнимое денежное накопление", которое при­водит к нарушению товарного баланса со всеми вытекающими от сюда пос­ледствиями.

В процессе развития экономики изменялись цели, способы и общест­венная значимость динамического денежного накопления.

Практически до середины двадцатого столетия, а точнее, до тех пор пока в развитых странах не была решена продовольственная проблема, на­копление было основано на сбережении заработной платы производите­лей-потребителей первого уровня. Оно осуществлялось путем ее обяза­тельного ограничение и было необходимо для индустриализации экономики. Именно в этот период родилась совершенно верная формула Д.Кейнса "сбе­режения = инвестициям". Индустриализация могла проводится только при условии ограничения заработной платы в сфере воспроизводства. После решения в развитых странах запада продовольственной проблемы, когда эти страны сами превратились в экспортеров продовольствия, изменилась и цель накопления. Развитие экономики уже не определялось объемами производства товаров повседневного спроса, т.к. население в развитых странах росло относительно медленно, а индустриализация закончилась, что означало быстрое высвобождение живого труда из сферы воспроизводс­тва. Поэтому развитие производства и экономики в целом, несмотря на увеличение цикличности, осуществлялось качественным перераспределением живого труда при сокращении его общей численности в сфере воспроиз­водства. Это изменение привело к тому, что отпала необходимость в ог­раничении заработной платы в сфере воспроизводства и она стала быстро возрастать, опираясь на рост относительной и общей прибавочной стои­мости в сфере воспроизводства.

Достаточно взглянуть на таблицу N 7-4, взятую нами из монографии

Д.Сакса "Рыночная экономика в России", где показан сравнительный рост ВНП на душу населения для различных стран в долларах США, чтобы наг­лядно убедиться, как быстро стали расти денежные доходы на душу насе­ления в странах, решивших продовольственный вопрос, т.е. в Западной Германии, Финляндии, Австрии (об остальных странах, указанных в этой таблице, мы поговорим несколько позже).

Таблица N 7-4

Страна 1970 г. 1980 г. 1991 г.
Западная Германия 2860 13340 23650
Восточная Германия 2109 4421 6900
Финляндия 2380 10130 23980
Эстония 3830
Южная Корея 260 1620 6330
Северная Корея 272 739 636 2555 *
Австрия 1960 9990 20140
Чехословакия 1604 2660 2470

Однако, высвобождение индустриального социума из производитель­ной сферы, без регулирования потока живого труда со стороны государс­тва, привело, как мы видели к тому, что этот высвободившийся живой труд устремился в сферу обслуживания, которая гипертрафически возрос­ла. А т.к. эта сфера получает свою часть общественно прибавочной стои­мости только путем увеличения цен на товары производимые в производс­твенной сфере, то быстрый рост цен во всех странах запада в 70-е 80-е года был закономерной реакцией на изменение структуры труда. Так что рост денежных доходов населения, представленный в таблице N 7-4, не означал аналогичного роста товарного потребления (хотя в какой-то мере он и возрос), а с учетом роста цен на сельскохозяйственную продукцию, обусловленную работой механизма ценообразования (о чем мы говорили в предыдущей главе), кое-где реальные доходы могли и не измениться или вырасти незначительно.

Изменилось и действие механизма динамического накопление, т.к. в связи с ростом рыночных посредников, накопленные средства стали все в больших объемах оседать и у финансовых и у торговых посредников рынка. В тоже время интересы экономического развития требовали использования средств динамического накопления вне сферы воспроизводства - в науч­но-технической сфере, сфере образования, здравоохранения и др. Это мог сделать только один орган управления третьего уровня - государство, а значит задачи, цели и средства динамического накопления значительно изменились. Формула Д.Кейнса "сбережение = инвестиции" перестала рабо­тать. Инвестиции стали регулироваться государством путем законодатель­ного регулирования инвестиционных отчислений.

Но мы пришли к рассмотрению теории накопления в результате анали­за ярусного структурного построения в распределении денежных доходов потребителя. Каким же образом ярусность влияет на механизм накопления, о котором мы столько рассказали?

Ярусное распределение денежных доходов - это структурное построе­ние накопителя первого уровня, т.е. накопителя платежных денег и толь­ко платежных. Оно возникает и в результате естественного и в результа­те искусственного построения ярусов. Ярусы эпохи феодализма, о которых мы говорили, были ярусами, построенными искусственно на основе полити­ческой иерархии как результат формирования государственных управляющих структур, опирающихся на силу власти. Эти властные структуры действо­вали в своих личных интересах, мало заботясь о развитии экономики, а потому и тормозили экономическое развитие. Буржуазные революции, прог­ремевшие во многих цивилизованных странах в 18-19 веках, были резуль­татом этого торможения и во многом были направлены на ликвидацию ис­кусственной ярусности в распределении денежных доходов.

Однако сами победители в этой революции - буржуазия, т.е. произ­водители второго уровня, стали в результате естественного течения экономических процессов хозяевами экономического яруса, который будучи вторым в экономическом плане, занял господствующее положение в накоп­лении оборотных средств и распределении денежных доходов. Кризисы пе­репроизводства, которыми охарактеризовались результаты деятельности "победителей", свидетельствуют о том, что они не понимали за что же они боролись.

Переход общества в постиндустриальную эпоху с его гигантской сфе­рой услуг привел к формированию дополнительной ярусности, к появлению яруса многочисленных рыночных посредников, который, находясь на пути движения оборотных и платежных денежных средств, образует специфичес­кий ярус денежных доходов, оказывающий огромное воздействие на денеж­ное обращение, о чем мы уже неоднократно говорили, главным образом пу­тем накопления.

* * *

Особо надо остановиться на вопросе отношения накопления к прибыли.

Сегодня в экономике прибыль принято выражать в денежной форме,что вносит очень много путаницы как в теорию, так и в практику экономики. Такое измерение понятно с той точки зрения, что реальная материальная прибыль, т.е. прибавочный продукт всегда представляет собой информа­цию, которая не может ничем измеряться, кроме стоимости. Но деньги вы­ражают не стоимость, а цены товаров, которые имеют переменный харак­тер, часто страдают субъективизмом, да еще выражаться в произвольных национальных единицах. Экономистам приходится изобретать всякие систе­мы индексации, пересчета, эквивалентности и т.д., которые сами по себе весьма субъективны. К тому же цена формируется на основе относительной стоимости, а потому абсолютная прибыль вообще никем не учитывается.

Что же в этом плане предлагает информационная теория экономики? Прежде всего она утверждает, что прибыль всегда выступает в виде