Смекни!
smekni.com

Общие экономические статьи (стр. 42 из 57)

Из таблицы N 6-1 видно, что на каждого работающего в этом году приходится энергозатрат в размере 16,82 * 107, т.е. 168,2 млн. кал. Для удобства расчетов переведем эту энергию в квтч ( 1 квтч = 634,4 ккал) и получим 265 тыс. квтч. Для перехода к эквивалентным единицам (ед. ЭЗ) надо разделить указанные годовые затраты на принятое нами значение рабочих дней в году, т.е. на 200. Тогда мы получим, как гово­рил Г.Эмерсон, что в 1979 году рядом с каждым занятым в общественном труде американцем трудилось уже не 22, как в начале века, а 132,5 ме­ханических раба, содержание которых обходилось (будем считать по 8 центов за квтч) в 106 дол. за рабочий день или 21200 дол. в год. Тог­да, полагая, что в 1979 г. в производственной сфере было занято 25 млн. американцев, ценовое выражение созданной ими стоимости составит 530 млрд.дол. На самом деле, как мы знаем, национальный доход в США в 1979 году - 2047,3, а валовый национальный продукт - 2508,2 млрд.дол.

Т.к. в числе 25 мил. занятых в производственной сфере мы учитывали и людей занятых в производстве средств производства, то полученное в ре­зультате первичного перераспределения дохода расширение его ценового показателя нам надо считать, исходя из величины национального валового продукта, т.е. оно составляет 4,73 раза. Учитывая, что отношение заня­тых в сфере воспроизводства в США к занятым в других сферах труда сос­тавляет 1:3, а также необходимость перераспределения национального до­хода в интересах пенсионеров и нетрудоспособных, такое расширение соз­данного национального дохода можно считать оптимальным.

Но мы хотели показать не сходимость результатов, а порядок вели­чины расширения национального дохода по сравнению со стоимостным его денежным выражением.

Невольно возникает вопрос, а можно ли распределять создаваемый национальный доход без такого расширения его ценового выражения? Нап­ример, было ли расширение национального дохода и валового продукта в так называемой плановой экономике?

За последнее время среди экономистов, в том числе и бывших "вид­ных теоретиков" плановой системы экономического управления, стало мод­ным всячески охаивать все, что касается как самих процессов этого вида экономического управления, так и особенно результатов, достигнутых в ходе реализации этих процессов. Причем критики не утверждают себя осо­быми теоретическими изысканиями, предпочитая в качестве главного дока­зательства использовать сравнение жизненного уровня людей в капиталис­тических и социалистических странах.

Такой популистский подход к экономическим доказательствам можно было бы и не рассматривать, если бы на его основании в постсоциалисти­ческих государствах не стали бы крушить экономику, руководствуясь только одним принципом: "делай как там".

Деятельность подобных реформаторов экономики напоминало действия того человека, который, увидев в небе парашютистов, взял зонтик и прыгнул с десятого этажа на землю...

Разница только в том, что этот человек рисковал в эксперименте только своей жизнью, в то время как экономисты-парашютисты вовлекают в свои безрассудные опыты миллионы своих сограждан. Что же такое плано­вая экономика?

* * *

Плановую экономику обычно противопоставляют рыночной, полагая, что раз в этой экономической моделе цены устанавливаются специальными государственными органами, то и рынка в плановой экономике нет. Это еще раз, к сожалению, подтверждает, что упрощенчество, вполне понятное у классиков-основоположников экономической науки, сохранилось до наших дней, а попытка свести всю экономику к рыночному ценообразованию, нес­мотря на многовековую неудачу, превратилось в какую-то маниакальную идею теоретиков экономики. Экономика, как мы это показали, представля­ет из себя многоуровневую систему управления и первые два уровня уп­равления - технологический и производственный - всегда, в любой эконо­мической системе функционируют в соответствии с заранее составляемыми планами. Более того, на первом уровне должно действовать жесткое прог­раммное управление, а на втором уровне совершенно не важно, кто сос­тавляет план выпуска продукции - государство или сам производитель второго уровня, важно какие критерии для этого используются и какие обратные связи корректируют этот план. Вся разница в "рыночной" и "плановой" экономиках начинается только на третьем уровне управления, т.е. в сфере распределения национального дохода. А на третьем уровне в "плановой" экономике даже два рынка, в отличии от традиционной рыноч­ной. Но самое главное, что какая бы модель не существовала на третьем уровне управления, главные экономические законы - законы стоимости, проявляют себя на первом и втором уровне управления, т.е. едины для любой экономической системы. А потому нет и не было за всю историю ци­вилизации на земле другой экономики кроме товарной. Тысячелетия чело­вечество жило и продолжало жить в условиях товарной экономики, которая развивалось, совершенствовалось, обогащалось новыми механизмами и ком­панентами, субъектами и циклами, но строго в соответствии с действую­щими законами. Беда состоит в том, что люди очень долго не понимали, да и сейчас еще не понимают этих закономерностей, а потому пытаются противостоять их объективному воздействию, за что и наказываются кри­зисами, инфляциями и стагнациями.

Плановая модель экономики родилась не в тиши кабинетов. Это не результат реализации марксистско-ленинской экономической концепции, как об этом еще недавно писали некоторые ученые от экономики, это ре­зультат практического поиска экономической модели, которая бы проти­востояла негативным явлениям в экономике. К сожалению, теоретики-эко­номисты, закомплексованные идеологическими догмами, так и не поняли, что же за экономическую модель создали практики и в чем ее достоинства и недостатки. Моделирование показывает, что отличия плановой экономики начинаются на третьем уровне управления. Эта модель третьего уровня управления плановой экономики и представлена на рис N 7-10.

Та

|----------------Рынок товаров | производствен- | ного назначения| ---------------- |||||----------До Та------До--- |------------ Тб --------------- ------|Рынок потре-|Произво- | |бительских--дитель | |товаров------------ -------------| |До| | Дп| || |--------------------------Государственная система ------ управления экономикой | - Тб-----|| ---- Дп-----Дп ------------| ||Потреби- |-тель |------------|||||------
Рис N 7-10

Нетрудно видеть, что модель представленная на рис N 7-10 - это модифицированная модель традиционной системы управления экономикой на третьем уровне, которую мы так детально рассматривали в этой главе и которая изображена на рис N 7-1.

Именно наличие в системе управления третьего уровня двух видов товаров и двух видов денег, которые объективно тяготеют одни к произ­водителю, а другие к потребителю, позволило разделить единый рынок традиционной системы управления на два самостоятельных рынка, каждый из которых пользуется своими собственными деньгами. В плановой системе их назвали наличными и безналичными. Наличными деньгами можно было расплачиваться только за потребительские товары, а товары производс­твенного назначения приобрести за наличные деньги было невозможно, т.к. эти товары распределяло государство только по безналичному расче­ту.

Именно в разделении рынков и денег, а отнюдь не в плановости, заключалось революционное преобразование модели управления на третьем уровне , преобразование, которое давало системе управления целый ряд преимуществ по сравнению с традиционной моделью и действительно осво­бодило экономику от некоторых негативных проявления, обеспечив на ка­ком-то этапе ускорение экономического развития общества.

Раздельное обращение двух видов денег позволило исключить спеку­лятивное использование оборотных денежных средств и тем самым стабили­зировала все экономические процессы. Кроме того, благодаря государс­твенному контролю в цепи обращения платежных денежных средств по прин­ципу ЗПд = Цд - экономики избавлялась от инфляции как явления наруше­ния товарного баланса.

Государственный контроль в цепи оборотных денежных средств в свою очередь предотвращая статическое накопление этих средств, что, как мы говорили, является главной причиной спадов и кризисов в любой экономи­ческой системе.

Более того, в системе управления товарной экономикой, как мы го­ворили, действует объективный экономический закон, который мы назвали основным законом развития товарной экономики, и который утверждает, что создание, производство и выпуск продукции производственного назна­чения, в том числе орудий и средств производства, может осуществляться только за счет абсолютной прибавочной стоимости, реализованной в виде потребительских товаров. Однако разделение рынков и денежных средств позволяет на какое-то время нейтрализовать действие указанного закона. Это достигается путем изменения положения инвестиционной обратной свя­зи, которая регулирует производство средств производства. Как видно из рис N 7-10, такая связь сохранилась, но она уже оторвана от потреби­тельского рынка, а потому естественное экономическое развитие экономи­ки, сменилось субъективным государственным регулированием этого разви­тия. Что это практически означает? Хорошо это или плохо?

Все дело в том, что экономическое развитие любого государства на­чинается, как мы показали, с развития сырьевого цикла и прежде всего с развития сельскохозяйственного производства. Без высокоразвитого про­изводства сельскохозяйственной продукции, т.е. продуктов питания - ос­новы человеческой жизни, не может быть высокоразвитой экономики. Имен­но развитие сельскохозяйственного производства определяет все осталь­ное развитие страны. Развитие всех остальных производительных циклов осуществляется только на базе роста абсолютной прибавочной стоимости в сельскохозяйственном производстве. Общая норма абсолютной прибавочной стоимости в стране никогда не может быть выше, чем абсолютная норма прибавочной стоимости в сельскохозяйственном производстве. Но рост аб­солютной прибавочной стоимости в сельском хозяйстве определяется уров­нем его механизации, т.е. развитием машиностроения, которое не может развиваться без роста абсолютной прибыли в сельском хозяйстве. Получа­ется какой-то замкнутый круг, который и сегодня не могут разорвать развивающиеся страны без помощи из вне. Мы уже говорили, что европейс­ким государствам удалось разорвать этот круг только благодаря исполь­зованию колоний, но даже и в этом случае индустриализация заняла более двухсот лет.