Смекни!
smekni.com

Общие экономические статьи (стр. 56 из 57)

Их нынешний доход определяется прежде всего трудом тех прошлых поколений людей, которые создали общечеловеческие знания и националь­ное богатство страны, в которой они работают.

Поэтому сегодня нельзя говорить об эксплуатации, но можно гово­рить о справедливом и несправедливом распределении того, что создала нация в процессе общественного труда, о справедливом или несправедли­вом распределении национального дохода, о справедливом или несправед­ливом использовании национального богатства.

Исчезновение эксплуатации из сферы общественных взаимоотношений не означает, что в обществе исчезли категории людей, живущих за счет труда других. Это люди, которые получают от общества значительно боль­ше, чем ему дают. Можно сказать, что на смену эксплуатации пришел эко­номический паразитизм отдельных общественных категорий.

Мы будем называть это явление экопаразитизмом.

Экопаразитизм отличается от древних паразитирующих структур, та­ких как наркобизнес, проституция, игорный бизнес, мошенничество и т.д., тем что он действует легально, под сенью законов, а его участни­ки порой даже не догадываются, что они являются экопаразитами.

В СССР, например, благодаря идеологическому принципу всеобщей за­нятости, экопаразитизм стал гордостью обывателя: огромное количество людей приходило на "работу", чтобы ничего не делать, создавая види­мость труда.

Сегодня в России, пользуясь отсутствием нормальных экономических циклов, бесконтрольно открытым характером экономики, работники сырь­евых циклов, экопаразитируя, перераспределяют в свою пользу значитель­но большую часть национального дохода, чем им может выделять общество, за счет сокращения доходов в высокотехнологических отраслях экономики, а также в научно-технической сфере труда. Это ведет к эмиграции лучших умов страны за рубеж. Россия теряет основу основ национального богатс­тва - интеллектуальный потенциал. И пока это положение сохраняется, России не выйти из экономического кризиса, а свою роль великой державы она может потерять навсегда.

* * *

Главный вывод, который можно сделать из рассмотрения теории эко­номического благосостояния общества, говорит о том, что жизненный уро­вень народа определяется не формой собственности, господствующей в производственных отношениях общества, и не способом распределения и перераспределения создаваемого национального дохода, а величиной и значимостью общественного национального богатства, его правильным ис­пользованием в интересах общества, его способностью обеспечить нор­мальный уровень потребления в стране.

Распределение и перераспределение национального дохода в развитых странах определяет сегодня, при высоком экономическом потенциале об­щества, прежде всего, распределение материальных благ, обеспечивающих комфортные жизненные условия, а для отдельных узких слоев населения - уровень роскоши.

Экономический потенциал Советского Союза, созданный за годы Со­ветской власти, обеспечивал создание жизненного уровня, соответствую­щего уровню нормального потребления для всех жителей страны. Однако идеологизация управления экономикой, партийный валюнторизм, основанный на антинаучной идеологии марксизма, привели к застойным экономическим явлениям и не позволяли стране перейти к постиндустриальному экономи­ческому развитию.

Политическое преследование всякого инокомыслия в экономической науке обусловили ее вырождение и беспомощность перед лицом необходимых экономических преобразований в стране.

В 1960 г., когда экономика Советского Союза находилась в расцве­те, поражая мир своими успехами, В.Леонтьев писал:

"Советская экономика, управляемая преднамеренно безжалостными ме­тодами, на протяжении многих лет развивалась такими быстрыми и устой­чивыми темпами, что по общему объему национального дохода - хотя и не на душу населения - Россия сейчас уступает только Соединенным Штатам; производство в некоторых ключевых отраслях советской экономики, в та­ких, например, как инструментальное машиностроение, даже превысило вы­пуск в соответствующих отраслях нашей экономики. Напротив, советская политэкономия, т.е. советская экономическая наука, оставалась на про­тяжении более тридцати лет неподвижной и, по существу, бесплодной - громоздким, бесстрастным и непоколебимым памятником Марксу, который поддерживается множеством хранителей и у подножия которого время от времени обновляются свежие цветы и мимо которых проходят нескончаемым потоком вереница людей, переполненных чувством долга".

Среди причин породивших кризис социализма немалая роль принадле­жит и бесплодию советской экономической науки, к которой когорта хра­нителей марксизма не подпускала ни только икокомыслящих, но и сомнева­ющихся и следующие три десятилетия.

Теоретики социализма так и не поняли всю сложность и важность пе­рехода общества от уровня нормального потребления к комфортному пот­реблению различных слоев общества. Болезненность этого процесса можно было проследить на примерах экономического развития социалистических стран Восточной Европы, которые первые среди социалистических стран , достигнув высокого уровня нормального потребления, встали перед проб­лемой перехода к комфортному жизненному уровню, но прошедшие в свое время антисоциалистические волнения в Венгрии, ГДР, Чехословакии ниче­му не научили идеологов марксизма. Болезнь была загнана в глубь войс­ками.

Методы внедрения новой религии стали удивительно напоминать мето­ды святой инквизиции средневековья, а потому были обречены. Но теоре­тики исторического материализма уже разучились делать объективные вы­воды из уроков истории.

Развитие экономики в странах социализма привело к реставрации ка­питализма в наиболее развитых из этих стран - интересный зигзаг в ис­торическом материализме, непредвиденный создателями этой теории.

К сожалению, и в самом капиталистическом мире проблем с переходом к обществу с комфортным уровнем потребления, к потребительской эконо­мической системе не уменьшилось, а возможно и даже возросло.

Прежде всего, это, конечно, экологическая проблема, которая при­няла глобальный характер. Загрязнение земли, вод и атмосферы приняло угрожающий характер для жизни на Земле. А удвоение количества отходов производства происходит каждые 12-15 лет и пока не видно, чтобы этот процесс замедлился.

Потребление энергии в производстве развитых стран мира за послед­ние сто лет возросло более чем в сто раз и, несмотря на внедрение энергоемких технологий, продолжают расти.

И это в то время, когда по мнению ученых дальнейшее "двадцатик­ратное увеличение производства энергии, будь то ядерной или тепловой, гибельно для человечества" - нарушение термодинамического равновесия в атмосфере грозит цивилизации страшной катастрофой.

Можно ли в этих условиях говорить о том, что уровень комфортного потребления достигнутый у большинства населения развитых стран Европы и Америки станет нормой для всех людей на Земле?

Однако даже упоминание о необходимости ограничения или контроля над предпринимательством или потреблением воспринимается идеологами капитализма как ограничение прав и свобод, а значит идеей неприемлемой и даже реакционной.

Правда России эти ограничения пока не нужны. "Помогая" цивилиза­ции в борьбе с "болезнями экономического роста" она сократила произ­водство как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции за пос­ледние пять лет более чем в два раза,а численность своего населения только за 1994 год на 920 тысяч человек.

Однако огромное национальное богатство страны, мощный экономичес­кий и научно-технический потенциал позволяют надеятся, что Россия, как это бывало и раньше, выйдет из создавшегося кризиса еще более сильной и обновленной, решив не только искусственно созданную реформаторами проблему создания нормального уровня потребления, но и разумно ком­фортных условий для жизни различных общественных слоев страны.

* * *

Понимание разумности в комфортном потреблении тесно увязано с по­ниманием того, что благосостояние общества не ограничивается матери­альными благами.

Великие слова Иисуса Христа о том, что "не хлебом единым жив бу­дет человек", позволили людям тысячи лет ставить радости духовные выше радостей материальных.

Сочетание духовной и материальной сторон благосостояния - это объективное отражение двуединства мира, единства материи и информации. Человек обречен на умственную деятельность, как птица на полет. Перес­тав летать, птица перестает быть птицей, перестав думать, мыслить че­ловек перестает быть человеком. В этом непрерывном мыслительном про­цессе человек прежде всего создает свое собственное индивидуальное представление об окружающем его мире. Эти его знания, как и любые дру­гие, покоятся на информационном законе развития, а потому есть инфор­мация созданная с помощью другой информации, в качестве которой высту­пают идеи, формирующие идеологию, идеологию каждого человека. Как сис­тема взглядов на окружающий мир идеология начинает формироваться с са­мого раннего детства, первоначально неосознано на основе личных наблю­дений ребенка, а затем на основе определенных догм, внушаемых детям родителями, сверстниками, школьными и другими учителями. Человека без идеологии не бывает. Но у одних она узкая, сугубо личная, основанная на эгоцентризме, у других широкая, охватывающая различные стороны ми­роздания и общественных отношений людей. Во многом это определяется воспитанием, т.к. идеи восприятия на ранних этапах формирования лич­ности, путем целеустремленного процесса обучения, наиболее устойчивы. Это свойство человеческой памяти к догматическому мышлению, было еще в древности замечено людьми и всегда использовалось для привития людям определенных навыков мышления прежде всего в интересах сохранения об­щественной морали. Постепенно нормы морали перерастали в общие идеоло­гические взгляды общества на мироздание и общественные процессы разви­тия. Так появилась религия. Однако древние религии основаны на прими­тивных знаниях цивилизации в далеком прошлом, а потому их догмы с раз­витием знаний о природе входят в противоречие с наукой, вызывая сомне­ние и отторжение этих взглядов у наиболее подготовленной части людей. Кроме того, все древние религии созданы в период бедности и нищеты по­давляющей части верующих и религиозные призывы к скромности в потреб­лении не соответствуют новым общественным возможностям. Попытка созда­ния новой религии на основе марксизма закончилась полным провалом опять-таки потому, что идеологи не учли влияния потребительства на формирование духовных ценностей людей. Новые идеологи, как и ранее от­цы католической церкви, прежде всего сами не смогли устоять перед соб­лазном материальных благ, цинично вдалбливая догмы равенства в головы народа и в тоже время беззастенчиво создавали себе все новые и новые привилегии, обогащая себя и свое окружение.