Смекни!
smekni.com

В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов "Микроэкономика" (стр. 80 из 115)

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Правда, сам Чемберлин всегда подчеркивал отличие своей теории монополистической конкуренции от теории несовершенной конкуренции Дж. Робинсон. Он обращал также внимание на то, что материал, составивший основу его книги, был разработан им при подготовке диссертации еще в 1927 г.

[2] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. С. 368.

[3] Kreps D. A Course in Microeconomic Theory. New York et al., 1990. P. 345. Оттуда же заимствован и приведенный пример. Лишь городская топонимика Нью-Йорка заменена на петербургскую.

[4] Shepherd W. The Economics of Industrial Organization. 3rd ed. Englewood Cliffs, 1990. P. 74-75.

[5] Chamberlin E. Monopolistic Competition Revisited // Economica. N. S. 1951. Vol. 18, N 72.

12.7. Монополистическая конкуренция в пространстве

Известны два варианта модели экономической конкуренции в пространстве, или, проще, пространственной дифференциации рынка, - дифференциация "по линии" (модель линейного города) и дифференциация "по окружности" (модель города на окружности).

Но, прежде чем представить их, остановимся на наиболее ранней не только в русской, но и в мировой экономической литературе попытке моделировать пространственную дифференциацию рынка, предпринятую В. С. Войтинским.[1]

Рынок, справедливо полагал Войтинский, не представляет собой сплошной массы, но состоит из множества отдельных лавок (магазинов). Именно лавка, считал он, является промежуточным звеном между рынком как общественным институтом вообще и потребителями. По "территории" рынка разбросано множество лавок, а все пространство между ними "заселено" потребителями, каждый из которых покупает всякий товар в той или иной лавке, т. е. "примыкает к кругу покупателей", или клиентуре, того или иного магазина. Эта группировка потребителей по магазинам различна для разных товаров и для каждого из них может со временем меняться. Но в каждый данный момент и для каждого данного товара существует лишь одна вполне определенная группировка потребителей по лавкам. Вокруг постоянного ядра каждой лавки (торговец и товар) возникает, таким образом, новое, менее устойчивое образование - круг покупателей, или клиентура, данной лавки. Лавку с кругом ее покупателей Войтинский называет клеточкой рынка. Из множества таких клеточек и состоит рынок. При этом для каждого товара существует своя система клеточек рынка, которых может быть столько же, сколько существует и самих товаров. (Их может быть и меньше, если потоварные системы клеточек рынка совпадают хотя бы по двум или более товарам). Таким образом, в представлении Войтинского рынок имеет клеточное строение, подобное клеточному строению листа.

Границы клеточек рынка непостоянны, подвижны. Каждый покупатель, если только его поставщик чем-либо не угодит ему или если он узнает о более выгодных условиях покупки товара в другом магазине, свободно покидает свою клеточку рынка и примыкает к другой. В то же время границы клеточек рынка представляют своего рода зоны покупательского безразличия, так что при постоянстве условий рынка переходы потребителей из одной клеточки в другую носят чисто случайный характер, ее размеры при этом остаются постоянными, хотя состав потребителей несколько изменяется.

Среди условий, определяющих движение покупателей между клеточками рынка, Войтинский выделяет следующие:

а) различия в ценах, установленных в разных лавках;

б) различия в полезности предлагаемых товаров;

в) труд и комфорт покупки в разных магазинах;

г) неэкономически" (политические, религиозные, этические и иные убеждения потребителей).

Наибольшее значение он придает различиям в полезности Товаров даже в тех случаях, когда предлагаемые разными магазинами товары фактически идентичны. Для существования таких различий достаточно, чтобы потребитель считал их различными.

Среди причин, по которым он будет считать их различными, Войтинский выделял "славу фирмы" (репутацию) и рекламу. Не меньшее - если не большее - значение Войтинский придает "труду и комфорту покупки". Поскольку "труд покупки" сводится им к "труду путешествия" до магазина и обратно, на первое место среди мотивов, определяющих выбор потребителем той или иной клеточки рынка, он ставит расстояние от дома до магазина. Более удаленная лавка, чтобы привлечь к себе "чужого" покупателя, должна предоставить ему значительные преимущества сравнительно с ближайшим магазином.

Наконец, "комфорт покупки" зависит от обстановки магазина, быстроты обслуживания, сопутствующих продаже товара услуг.

Расширение сбыта в магазине, понизившем цену, имеет интенсивный и экстенсивный характер. Интенсивный обусловлен увеличением покупок со стороны старых покупателей, экстенсивный - притоком новых покупателей. В предельных случаях сбыт может расширяться только интенсивно или только экстенсивно. Весьма важен вывод Войтинского о том, что "весть о понижении цены в известном магазине не разносится по рынку с мгновенной быстротой, которая мерещится экономистам в мире собственных грез".[2] Эта "весть" распространяется медленно и постепенно "затухает". Снижение (или повышение) цены в каком-либо магазине распространяется, постепенно затухая, на другие лавки рынка. Естественно, что при таком понимании распространения ценовой информации и при том значении, которое придавал Войтинский расстоянию от магазина до местожительства клиента, переток клиентов из одной в другую клеточку рынка ограничен ближайшими к магазину изменившими цену клеточками.

Политическая экономия, заключает Войтинский, "ограничивалась до сих пор изучением лишь одного из крайних случаев, а именно того случая, при котором рыночная цена товара представляет собой идеальное единство".[3]

Очевидно, что объектом критики Войтинского здесь является теория совершенной конкуренции с ее единой рыночной ценой и параллельной оси выпуска индивидуальной кривой спроса совершенно конкурентного предприятия, а ее инструментом - весьма несовершенная модель пространственной дифференциации рынка. Модель пространственной дифференциации рынка (или пространственной конкуренции) допускает и нефизическую интерпретацию пространства. Так, в анализе характеристик К. Ланкастера (Приложение ЗА) предполагается дифференциация свойств товара в пространстве характеристик, а "местоположение" потребителя может представлять степень сладости фруктов или цвет автомашины, которые он предпочитает.

12.7.1. МОДЕЛЬ ЛИНЕЙНОГО ГОРОДА

Модель пространственной дифференциации рынка "на линии", или модель линейного города, была предложена впервые Г. Хотеллингом в 1929 г.[4]

Поводом для выступления Хотеллинга сначала перед Американским экономическим обществом, а затем и перед широкой общественностью послужила опубликованная в том же журнале тремя годами ранее статья тогда еще молодого П. Сраффы "Законы отдачи в условиях конкуренции".[5]

По мнению Сраффы, беспредельному росту предприятия препятствует не восходящая кривая затрат, а нисходящая кривая спроса. Действительно, в отраслях с убывающими затратами предприятия часто небольшого масштаба. Для объяснения этого явления Сраффа выдвинул предположение об "отсутствии у части покупателей безразличия в отношении их продавцов". Это отсутствие безразличия, приязненность покупателя к отдельному продавцу, Сраффа объяснял длительной привычкой, личным знакомством, доверием к качеству продаваемых товаров, наконец близостью, что означает "готовность части покупателей, образующих клиентуру предприятия, платить если это необходимо, несколько больше за товары, приобретаемые у определенного предприятия, а не у других".[6]

Таким образом, в своей критике модели совершенной конкуренции Сраффа использовал по сути дела те же аргументы, что и приводимые В. С. Войтинским двумя десятилетиями раньше.

Но если гипотеза Войтинского-Сраффы верна и часть клиентуры повысившего свою цену предприятия сохранит "верность марке", то критика модели Курно Бертраном и его собственная модель ценовой дуополии, равно как и усовершенствованная модель Эджуорта, также подвержены этой критике.

Вспомним логику модели Бертрана (раздел 11.2.2.1). Исход соперничества дуополистов зависит от соотношения назначаемых ими цен, которое определяет остаточный спрос каждого дуополиста. Если Р1 > Р2, q1 = 0. Если Р1 < Р2, q2 = 0. Все покупатели, привлеченные более низкой ценой одного из дуополистов, присоединятся к его клиентуре, или, используя терминологию Войтинского, переходят в его клеточку рынка. Но, согласно гипотезе Войтинского-Сраффы, предположение о всеобщем переходе к более дешевому источнику снабжения нереалистично.

Эджуорт, придавший модели Бертрана во многом более реалистичный характер (раздел 11.2.2.2), пришел к выводу о нестабильности равновесия дуополии и порождаемой ею бесконечной ценовой войне. Он, по мнению Хотеллинга, "никак не учел стабилизирующего воздействия масс покупателей, размещенных так, что они естественным образом предпочитают одного продавца другому".[7] Целью Хотеллинга и стало предложить модель несовершенно конкурентного рынка, не страдающего нестабильностью, порождаемой постоянным снижением цены.

Прообразом его модели линейного города стал провинциальный американский городок, лежащий на трансконтинентальной железной дороге, где едва ли не все магазины размещены вдоль его главной улицы (Mainstreet), а население размещено (с равной плотностью) по обе ее стороны. Фрагмент графической модели линейного города Хотеллинга представлен на рис. 12.8. Общая протяженность Mainstreet - l. На расстояниях а и b от концов фрагмента расположены магазины А и В. Каждый покупатель доставляет купленные товары домой, расходуя t на единицу пути. Без ущерба для общности предполагается, что затраты на производство (продажу) товара равны нулю и что единица товара потребляется в единицу времени на каждой единице протяженности линии. Спрос, таким образом, крайне неэластичен. Все возможные предпочтения потребителей в отношении поставщиков агрегируются в их транспортных расходах. Пусть p1 и p2 - цены магазинов А и В, q1 и q2 - соответствующие количества проданного товара. Магазин В может установить цену p2 > p2, но, для того чтобы q2 превышало 0, его цена не может превышать цену магазина i>А больше, чем на сумму транспортных расходов по доставке товара из А в В. В действительности он будет поддерживать свою цену на уровне несколько более низком, чем [p1 - t(l - а - b)], стоимости приобретения товара в А и доставки его в В. Таким образом, он получит исключительную возможность обслуживания правого (на рис. 12.8) сегмента b, a также потребителей сегмента у, протяженность которого зависит от разницы цен p1 и p2 . Точно так же, если q1 > 0, магазин А будет обслуживать левый сегмент рынка а и сегмент х справа, причем протяженность х с возрастанием p1 - p2 будет уменьшаться. Границей зон обслуживания рынка каждым из Двух магазинов будет точка безразличия (Е на рис. 12.8) покупателей между ними с учетом транспортных расходов, определяемая равенством: