Смекни!
smekni.com

Суфии. Восхождение к истине (стр. 61 из 69)

— Вот вам пример того, как непрямое действие дает удивительные результаты в самых безнадежных случаях и, как вы в этом сами убедились, без какого-либо колдовства,— так, обращаясь к слушателям, закончил свой рассказ великий шейх Баха ад-Дин Накшбанд.

Пять этюдов об исламе и суфиях

1. Час созерцания

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!

Нет принуждения в религии.

Коран. 2:257(256)

С Небесной Книги список дан

Тебе, пророк, не для строптивых;

Спокойно возвещай Коран,

Не понуждая нечестивых!

А. Пушкин

Ислам (ал-ислам — «смирение», «покор­ность», «предание себя Богу») — самая «моло­дая» мировая религия, которую в современном мире исповедуют более одного миллиарда че­ловек, и число верующих в Аллаха стремитель­но возрастает, как за счет роста населения мусульманских стран, где запрещены аборты и все виды предохранительных средств, так и за счет расширения границ исламского мира.

Ислам возник в VI в. н. э. в Южной Аравии, когда разобщенность языческих арабских пле­мен и резкое ухудшение экономических усло­вий их существования в результате удаления от них главных торговых путей раннего восточ­ного Средневековья стали угрожать самому су­ществованию арабской нации и новая религия стала генератором мощного интегрирующего импульса, позволившего арабам сохранить свой древний народ.

Ислам как монотеистическая религия возник не на пустом месте. Еще до явления про­рока Мухаммада в Южной Аравии возникло движение ханифов. Это были проповедники, призывавшие кочевников и горожан отречься от язычества и уверовать в единого Бога. При этом некоторые из таких преждевременных пророков использовали слово «Аллах», проис­ходившее от общесемитского корня «ал» или «эл», входившего в понятие «Бог» (например, древнееврейское «Элоhе»). Каждый из хани­фов, подобно библейским пророкам, объявлял себя полномочным представителем единого Бога, и хотя они не получали народного при­знания, их проповеди готовили почву для по­явления более авторитетного пророка и по­рождали надежду на его скорый приход.

Таким великим и главным пророком ислама оказался Мухаммад Ахмед ибн Абд Аллах, родившийся на окраине Мекки 29 августа 570 года в доме, принадлежавшем его матери и распо­ложенном в нескольких стах метрах от храма Каабы. Мухаммад (это имя означает «хвалимый» или «прославленный») принадлежал к обеднев­шему роду Хашим, входившему в могучий мекканский племенной союз — курайш. Жизнь и деятельность Мухаммада заслуживают отдельного очерка, и поэтому здесь будет говориться в основном о содержании религии, появление ко­торой неразрывно связано с его именем.

Наряду с бродячими проповедниками — ханифами — в самой Аравии существовали уже сложившиеся общины людей, исповедующих единобожие — иудеев и христиан, а иудаизм на рубеже V—VI вв. н. э. на некоторое время даже стал официальной религией в одном из временных арабских государственных образо­ваний в районе Ятриба и Йемена. Мухаммад не имел никакого образования, но он обладал феноменальной памятью и легко, на слух, ус­ваивал сущность различных религиозных ве­рований. Кроме того, многие библейские пре­дания в несколько измененном виде проника­ли в арабский фольклор, так как родственная языковая среда и извечное бытовое соседство арабов и евреев существенно облегчали обмен культурной информацией. Из всей этой совокупности легко усвоенных им знаний он сумел извлечь то главное, что было тогда необходи­мо для спасения арабской нации и ее превра­щения в единую сплоченную общину — умму — под знаменем монотеизма.

Таким образом, на первом этапе своего про­роческого служения Мухаммад ставил перед со­бой сугубо национальную задачу и не имел целью создание новой религии. Рассчитывая на под­держку и взаимопонимание иудеев и христиан, он обратился к их общему прошлому, сохранив при этом высший общеарабский божественный символ — Каабу. Первым ханифом и первым му­сульманином в его версии Священной истории стал праотец арабского и еврейского народов Ибрахим (библ. Авраам). Им были признаны послан­никами Бога все библейские пророки, а также воз­ведены в пророческий ранг наиболее значитель­ные «положительные герои» библейского эпоса — Адам (это имя в семитских языках означает «че­ловек»), Ной, Давид, Соломон и др. Пророками в проповеди Мухаммада стали и первые христиа­не — Иоанн Креститель и его отец Захария, осо­бое положение заняла Мария (Мариам), а Иисус был им провозглашен предпоследним пророком, предсказавшим его, Мухаммада, приход в этот мир в качестве последнего посланника единого Бога. Боговдохновенными, продиктованными Богом книгами были им признаны Тора (Пятикни­жие Моисея), Псалмы Давида и Евангелие, уже существовавшее во времена Мухаммада в каноническом варианте, однако евангельские сюжеты в его пересказе в значительной мере основывались на апокрифических Евангелиях, распространявшихся тогда в Аравии в многочисленных списках.

Мухаммад не владел грамотой, свои пропо­веди он произносил рифмованной прозой, его высокий поэтический дар и мелодичный голос завораживали слушателей, запоминавших его изречения дословно.

Новое учение стало объектом уничтожаю­щей критики тех, кого пророк считал своими ду­ховными братьями — иудеев и христиан. Осо­бенно усердствовали иудейские религиозные авторитеты, открыто высмеивавшие теологи­ческие и догматические ошибки. Неприятие иудеями и христианами Мухаммада в качестве посланника их общего единого Бога и стали для него главными стимулами к созданию своей, обособленной от их верований религии, и од­ним из первых его шагов было предписание сво­ей общине изменить направление молитвы — «киблу»: вместо ал-Кудса (Иерусалима) его последователи должны были теперь при молитве обращаться лицом к Мекке, точнее — к Каабе.

Единым Богом в общине Мухаммада оста­вался все тот же «Бог Ибрахима, Исхака и Иакуба» (библ. Авраама, Исаака и Иакова). Прав­да, иногда в эту формулу вместо Исхака, или перед его именем, вводился старший сын Ав­раама Исмаил, ставший родоначальником ара­бов. И все же это был другой Бог. От Бога иуде­ев Он отличался тем, что у Него не было ника­кого «избранного народа». Двери в общину верующим в Него были открыты для всех лю­дей, независимо от их национальности или цвета кожи. Конечно, арабы гордятся, что имен­но арабская община стала источником исла­ма, но это — гордость первопроходцев, а не претензия на исключительность. От Бога хри­стиан Он отличался тем, что никогда не мог бы предстать в трех лицах, что он никогда не был рожден, никого не рождал и нет у него сотова­рищей. Понятие «Сын Божий» в исламе невоз­можно по определению, и пророк Иса в исла­ме — это не Иисус Христос, несмотря на неко­торую общность их биографических подробно­стей. Иса — мусульманин, и свидетельства о его гибели на кресте были следствием массового гипноза (это совпадает с версией ранней хри­стианской секты докетов). Он — один из тех пророков, кто был взят Богом на небо живым, и потому он еще вернется до Страшного суда на землю, убьет свиней и сломает кресты. Молит­ва в исламе должна быть обращена к невиди­мому Богу, а поклонение иконам и скульптурам есть разновидность идолопоклонничества.

Теоретической основой ислама является Ко­ран — собрание проповедей Мухаммада, офор­мившееся уже после его смерти. История создания и содержание Корана также заслуживают от­дельного очерка. Поскольку Коран не охватывает все стороны бытия мусульманина, признан­ным руководством для мусульманской общины, наряду с Кораном, является Сунна («Суннат расул Аллах» — пример посланника Бога»), основанная на шести сборниках преданий о поступках и словах в различных житейских ситуациях, составленных в IX—Х вв. н. э. Материал этих сборников оформлен в виде небольших рассказов («хадисов»), каждый из которых состоит из двух частей: информационной — «матна» («текста») и «иснада» («опоры») — перечисления цепочки реально существовавших людей, передававших друг другу текст рассказа. Сунна — второй после Корана источник мусульманского права.

Изучение и анализ Корана и Сунны — удел богословов, правоведов и вообще образован­ных людей. Для рядового мусульманина суще­ствует обязательный для каждого правоверного кодекс правил религиозного поведения и религиозных обязанностей. Формулой веры в исламе является широко известная и часто по­вторяемая всуе людьми, далекими от этой ре­лигии, фраза: «Нет бога, кроме Аллаха, и Му­хаммад пророк Его», выражающая идею моно­теизма, доведенную до наиболее последова­тельного завершения. Стать мусульманином очень легко: достаточно произнести эту фразу где угодно, но обязательно в присутствии двух свидетелей-мусульман, которые подтвердят этот факт письменно. Но дальше начинаются обязанности, и основных из них в исламе пять: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

Исповедание и есть та самая формула веры.

Молитва («салат», «намаз») — обязательный каждодневный пятикратный ритуал: полуденная молитва («зухр», время которой наступает, ког­да солнце достигает зенита и начинает клониться к закату, и продолжается, пока тень от предме­тов не станет равной их длине, присоединенной к той длине тени от предметов, которая имелась у нее во время начала молитвы; затем — после­полуденная (аср) — между полуденной молит­вой и заходом солнца, затем — вечерняя (магрш) — совершается тотчас после заката солнца, затем — ночная (иша) — с исчезновением красной вечерней зари и до появления утренней на вос­токе, и, наконец, утренняя (субх) — с появлени­ем зари и до восхода солнца.

Молитва совершается чаще всего индиви­дуально, реже — группами не менее 40 муж­чин в мечетях. Индивидуальная молитва совер­шается в одежде в чистом месте (вне кладбищ, отхожих мест и т. п.) на специальном коврике. Предшествует молитве омовение и размышления о богоугодных намерениях. Молитва состо­ит из повторения формулы веры и молитвен­ных текстов из Корана и сопровождается спе­циальными жестами и поклонами, образующи­ми определенный ритуал (ракат).