Смекни!
smekni.com

«российская политико-административная система» (стр. 19 из 42)

Таким образом, наиболее значимыми категориями рекрутирования элиты при Путине на уровне социальных групп стали военные и бизнесмены. Основными клановыми источниками пополнения элитного пула при Путине стали "семья" - наиболее могущественный элитный клан при Ельцине; сослуживцы В.Путина по работе в КГБ; сотрудники В.Путина по мэрии Санкт-Петербурга. Характер элитной ротации при П. определялся постепенным вытеснением "семейных" ставленников за счет расширения двух последних категорий: если в течение первого срока ключевые посты главы АП Президента РФ и главы Правительства РФ занимали ельцинские кадры, то команда второго срока Путина практически полностью состоит из его выдвиженцев.

Анализ субъектного поля российской политики показывает, что после избрания Путина Президентом РФ в этом поле произошли существенные изменения. Ведущими субъектами российской политики при Ельцине обоснованно считались три игрока - федеральная и региональная бюрократия и крупный бизнес. Итоги избирательного цикла 2003-2004 гг. свидетельствуют, что безусловным его победителем стала центральная исполнительная власть, которая не только добилась победы над "право-левой" оппозицией с разгромным счетом, но и обеспечила себе несомненное преимущество по отношению к своим "младшим партнерам" - региональной исполнительной вертикали и бизнесу. По итогам избирательного цикла 2003 – 2004 года можно говорить об оформлении моноцентрического политического режима, который можно определить как моноархию, центром которой является Президент РФ.

Одним из наиболее существенных отличий путинского президенства от ельцинского стало изменение отношений федеральной и региональной элит. Россия - огромное протяженное государство, лежащее в одиннадцати часовых поясах и включающее в настоящее время в свой состав 89 субъектов федерации. Особенностью политического развития в исторической России было доминирование унитарных принципов в отношениях центра и регионов. Поэтому ельцинский период, отмеченный беспрецедентным усилением регионов, можно считать уникальным в истории России. Выражением ельцинской региональной политики стал знаменитый лозунг Президента РФ, обращенный к руководителям регионов: "Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить". На смену масштабной де-централизации ельцинской поры пришла ре-централизация Путина. Вехами этой политики стали реформа верхней палаты российского парламента, существенно ослабившая ее влияние; создание семи федеральных округов и введение постов полпредов Президента РФ, призванных умерить центробежные тенденции республик. Логичным продолжением этой политики выглядит выдвинутая в сентябре 2004 г. инициатива В. Путина по отмене всеобщих выборов губернаторов и замена их выборами региональными легислатурами по представления Президента РФ (что во многом тождественно назначению губернаторов).

Другая проблема, которую необходимо затронуть – это перспектива реформирования бюрократической системы в России. Как явствует из одобренной правительством РФ «Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах» и «Плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах»[75], целями административной реформы на предстоящие три года провозглашены повышение качества и доступности государственных услуг, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного госрегулирования, а также повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Для достижения этих целей предлагается внедрить в органах исполнительной власти принципы и процедуры управления по результатам; разработать и внедрить стандарты услуг, предоставляемых гражданам органами исполнительной власти, а также административные регламенты в органах исполнительной власти; ввести механизмы противодействия коррупции в органах исполнительной власти, повысить прозрачность их деятельности. Планируется также модернизировать систему информационного обеспечения министерств и ведомств.

Для реализации задуманного обществу нужна обновленная модель государственной службы - эффективная, публичная, работающая для граждан. Как справедливо заметил в одном из своих интервью президент Центра стратегических разработок М. Дмитриев[76], наиболее существенные задачи, без решения которых государственная власть в России никогда не будет работать нормально, более всего связаны не с перестройками в структуре правительства, а с изменениями правил игры, условий, в которых работают простые чиновники. Именно это составляет новую суть административной реформы, от реализации которой будет зависеть ее конечный успех.

Новые правила игры должны регулировать все ситуации, в которых гражданин сталкивается с чиновником. Это, как известно, получение разного рода справок, выписок, разрешений, регистраций и тому подобных документов, другими словами - потребление гражданами услуг, предоставляемых государством. Реальное изменение условий и порядка предоставления этих услуг, организация работы госслужащих «первой линии», т.е. непосредственно контактирующих с «потребителями», по четким, понятным и прозрачным для контроля правилам, разработка стандартов предоставления услуг и административных регламентов должны стать сутью нового этапа административной реформы.

Работа по утвержденным стандартам и регламентам, как позволяет надеяться новая правительственная Концепция, станет одним из главных критериев оценки работы госслужащего. Еще раз подчеркнем: только эффективная работа должна стать условием повышения заработной платы, карьерного роста, получения других, ценимых чиновниками материальных и моральных благ. По показателям результативности и эффективности должна оцениваться работа, как отдельного работника, так и ведомства в целом. Очень важным моментом новой Концепции является то, что оценкой станет, прежде всего, степень удовлетворенности граждан работой чиновников. Предусмотрена также разработка и внедрение новых механизмов взаимодействия государственной администрации и общества, включающих публичное обсуждение подготавливаемых решений, создание общественных советов, определение рейтингов открытости органов исполнительной власти и т.д.


Гражданское общество: общее, особенное, единичное

Гражданское общество — это совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства. Субъектом гражданского общества выступает общественное объединение, гражданский союз.

Достижение гражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп, смягчение противоречий между ними, поиск гражданского согласия являются первостепенной задачей современных демократических государств. Именно гражданское общество выполняет функции соединения частного и общественного интересов, посредничества между личностью и государством. Гражданское общество может оказывать действенное влияние общества на государственные дела, на подготовку решений и контроль за их реализацией.

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Политическая практика показала, что механический перенос западных идей, теорий, а также институтов, механизмов, элементов европейской реальности, в том числе гражданского общества, на российскую почву эффективным быть не может. Следовательно, необходимо уяснить и учитывать хотя бы некоторые ключевые особенности российской действительности, придающие своеобразие процессу становления и развития гражданского общества в стране и его перспективам.

Классические представления о гражданском обществе нередко противоречат распространенному у нас и подчас упрощенному его пониманию. Нормой политического поведения в развитых демократиях является процедура согласования и учета различных позиций и интересов, восходящая к идее общественного договора.

Гражданское общество может и должно рассматриваться как «зрелый плод модернизационного процесса», развивающегося на трех началах - рыночной экономике, рациональном и эгалитарном правосознании, а также на признании безусловного внутреннего достоинства всех членов общества.[77]

Особенность российской ситуации состоит в том, что эта мозаичность взглядов и суждений, мозаичность социума становится труднопреодолимым барьером к институционализации либерального корпоративизма и развитию гражданского общества в целом. Закрытый, келейный характер взаимодействия бизнес-структур и государства является одним из основных препятствий к становлению цивилизованных форм корпоративистского взаимодействия. В российском случае перекрещивания коммерческой и политической активности завершаются образованием «финансово-политических клик». Последние, по мнению Э. Ожиганова, «образуют определенную сеть отношений, которая может быть определена как «теневое государство»[78]. К гражданскому обществу это не имеет никакого отношения, более того, является препятствием его развитию. [79]

С началом демократических преобразований институты гражданского общества начали активно развиваться и работать и в России. Общее количество некоммерческих организаций (НКО) в РФ — более 350 000. По оценкам экспертов, примерно 70 тысяч из них работают постоянно и активно[80].