Смекни!
smekni.com

Сборник программ (стр. 10 из 37)

Миф и боге света Янусе, открывающем ключом небесные ворота и впускающем на землю день. Январь–просинец – время связанное с первоначальным возрождением солнца, света, тепла. Холодные и теплые цвета в живописи, их влияние друг на друга.

Изображение солнца (теплые цвета) на фоне холодного морозного неба. Подбор палитры теплых и холодных цветов, отображение в работе их противоборства.

Акварель, кисть, бумага.

Тема 2. Чудо-птицы. Сказочные образы огня

Сказочные образы олицетворяющие огонь, свет, тепло. Огненная птица – Жар-птица в русских сказках. Декоративная живописная композиция, ее особенности.

Создание живописного образа Жар-птицы методом свободной кистевой росписи. Заполнение фона холодными, теплыми цветами ночного неба или сада.

Бумага, акварель, кисть.

Тема 3. Огонь, рождающий искусство

Рассказ о глиняной игрушке как одном из видов народных промыслов. Искусство села Дымково. Особенности промысла, характерные черты дымковской игрушки. Анализ строения и формы дымковской игрушки.

Лепка небольшой птички-свистульки по мотивам Дымкова. Изготовление изделия из целого куска глины.

Глина, стеки, вода.

Тема 4. Загадки дымковской росписи

Символическая роспись дымковской игрушки и ее многообразие. Освоение элементов дымковской росписи.

Грунтовка изделия водоэмульсионной краской. Роспись изделия на основе дымковских мотивов.

Белила, гуашь, кисти.

Тема 5. Филимоновские свистульки

Продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством. Филимоновская свистулька – еще одно творение огня. Особенности филимоновских игрушек (строение, пропорции, способы изготовления). Сравнительный анализ дымковских и филимоновских игрушек.

Лепка простой по форме филимоновской игрушки из целого куска глины. Передача характерных пропорций.

Глина, стеки, вода.

Тема 6. Огонь на глиняных игрушках

Секреты филимоновской росписи. Изучение основных элементов росписи. Особенности цветовой гаммы росписи, используемые народными мастерами.

Грунтовка изделий водоэмульсионной краской. Роспись изделия по мотивам Филимонова.

Белила, гуашь, кисть.

Тема 7. Подарок, дарящий тепло

Поздравительные открытки. Особенности их оформления для конкретных праздников. О чем может рассказать открытка? Какой должна быть открытка в подарок маме к 8 марта?

Конструирование открытки в виде цветка. Серединка цветка – поле для поздравления.

Цветная бумага, ножницы, клей.

Тема 8. Самые теплые слова

Искусство каллиграфии. Какие бывают шрифты и почему они разные?

Составление текста для поздравительной открытки. Эскиз шрифтовой композиции. Оформление открытки-цветка надписью. Составление единой композиции в виде букета цветов-поздравлений.

Бумага, простой карандаш, открытка-цветок, фломастеры.

Тема 9. Теплое дыхание весны

Понятие колорита. Как сохранить колорит, используя контрастные цвета.

Создание живописной мазковой композиции с нахождением цветового колорита, передающего весеннее настроение.

Бумага, акварель, кисти.

Тема 10. Весна-красна

Приметы весны, ее характерные особенности, которые может использовать художник для создания одушевленного образа. Графика как вид изобразительного искусства, ее особенности. Когда графика может помочь живописцу в передаче художественного образа?

Графический портрет одушевленного образа Весны с характерными особенностями и приметами, присущими этому времени года. Линейный рисунок по живописному подмалевку, выполненному на предыдущем занятии.

Тушь, перо или палочка, живописный подмалевок.

4 раздел. Истоки (7 часов)

Вода в природе и искусстве, художник слушает весеннюю мелодию.

Тема 1. Солнце и вода разбудили природу

Жанр пейзажа. Последовательность выполнения пейзажа. Передача воздушной и линейной перспективы в пейзаже.

Начало работы над живописным пейзажем. Изображение весенней земли и неба с передачей воздушной перспективы.

Бумага, акварель, кисти.

Тема 2. Весеннее пробуждение растений. Деревья просыпаются

Передача линейной перспективы в пейзаже при изображении деревьев, бегущих ручьев, летящих по небу птиц.

Завершение работы над живописным пейзажем. Изображение деревьев, птиц, бегущих ручьев и т. д.

Бумага, акварель, кисти.

Тема 3. Весенние ручьи

Современное декоративно-прикладное искусство. Как работает художник по тканям? Понятие эскиза. Для чего нужен эскиз?

Маленькая декоративная скульптура водяного. Передача характера персонажа с помощью дополняющих образ мелких деталей.

Пластилин, стеки, вода, салфетки.

Тема 4. Забавные кораблики

Дизайн как один из видов изобразительного искусства. Особенности работы художника-дизайнера. Конструирование макета изделия – один из этапов работы дизайнера над созданием проекта.

Создание общего тонированного фона для коллективного панно. Конструирование корабликов из цветной бумаги, украшение изделий. Наклеивание на общий тонированный фон, создание коллективного панно.

Два листа ватмана, гуашь, цветная бумага, ножницы клей.

Тема 5. Весеннее пробуждение цветов. Чудесные цветы Городца

Городецкая роспись как один из видов народного декоративно-прикладного искусства. Элементы городецкой росписи, особенности ее выполнения.

Вырезание из тонированного листа формы разделочной доски (методом симметричного вырезания). Выполнение на вырезанной форме городецкого букета (свободная кистевая роспись).

Тонированная бумага, ножницы, гуашь.

Тема 6. Весенние букеты из Жостова

Роспись жостовских подносов как один из видов народного декоративно-прикладного искусства. Элементы жостовской росписи, особенности ее выполнения. Компоновка элементов росписи.

Компоновка на листе элементов жостовской росписи в виде букета из весенних цветов. Поэтапное выполнение всех элементов росписи.

Бумага, гуашь, кисть.

Тема 7. Чудо-подносы

Формы жостовских подносов. Украшение жостовских подносов золотой каймой.

Вырезание из темной тонированной бумаги формы жостовского подноса (симметричное вырезание). Вырезание элементов жостовской росписи, выполненных на предыдущем занятии. Выполнение золотой каймы по краю подноса.

Тонированная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисть.

Тематическое планирование по учебному курсу

«Изобразительное искусство»

Русь изначальная (64 часа)

2 класс

Раздел 1. Мифы о Земле (16 часов, 8 занятий)

В гостях у художников-живописцев. Цветная земля

Тема 1. Мать-сыра-земля

Вводное занятие. Повторение материала о разных видах изобразительного искусства. В мастерской у художника-живописца. Инструменты и материалы живописца. Основные выразительные средства живописи. Рассказ о красках земли (земляных красках).

Создание мазковой композиции, используя палитру земляных красок. Заполнение листа цветом. Нахождение в случайно полученных мазках образа Матери-земли. Доработка с помощью тонкой кисти.

Бумага, акварель, кисти.

Тема 2. Чистое поле Микулы Селяниновича

Цветная гамма вспаханных полей. Линейная и воздушная перспектива в пейзаже. Ритм линий и объемов в пейзаже. Использование литературного материала русской былины.

Изображение живописного пейзажа со вспаханными полями. Проработка фактуры вспаханных полей с помощью деревянной палочки (работа по сырой гуаши).

Гуашь, палочки, кисточки, бумага.

Тема 3. Земля-кормилица

Композиция и её законы. Композиция в живописной работе. Теплый колорит. Плавность в живописной работе. Проработка мелких элементов пейзажа на первом плане.

Изображение пейзажа с хлебными колосьями. Составление интересной композиции путем особой проработки элементов пейзажа на первом плане. Нахождение теплого колорита колосьев и земли в контрасте к холодному осеннему небу.

Гуашь, кисть, бумага.

Тема 4. Осеннее покрывало матушки-Земли

Пейзаж в декоративной композиции, его особенности. Использование обобщенных форм в декоративной живописи. Простейшие формы стилизации.

Изображение осеннего мотива (по воображению), в котором собраны в одной композиции разнообразные «дары» осени в том виде, в каком их можно увидеть в природе (на деревьях - плоды, ягоды, на земле - овощи, грибы и т. д.). Работа может выполнена в технике аппликации.

Акварель, кисть, бумага или цветная бумага, ножницы, клей.

Тема 5. Скатерть-самобранка земли русской

Натюрморт как жанр живописи. Законы построения натюрморта. Этапы работы над натюрмортом и строения предметов, составляющих натюрморт.

Изображение натюрморта с «дарами» осени (работа с натуры или по воображению). Компоновка предметов в натюрморте. Прорисовка основных составляющих натюрморта.

Карандаш, бумага.

Тема 6. Яркие краски осенних даров

Живописное решение натюрморта. Основные законы цветоведения. Понятие тона в живописной работе.

Завершение работы над натюрмортом. Живописное решение.

Карандашный рисунок, гуашь, кисти.

Тема 7. Цвета Земли-матушки в русской братине. Искусство Хохломы

Народное декоративно-прикладное искусство, пришедшее к нам из глубины веков. Какой смысл вкладывался русскими мастерами в изготовление необычной по форме хохломской посуды?

Изготовление с натуры хохломской братины. Прорисовка формы предмета и основных элементов украшений. Живописное решение с соблюдением основных законов хохломской росписи.

Гуашь, бумага, кисть.