Смекни!
smekni.com

Сборник программ (стр. 27 из 37)

Некому кудряву заломати.

Лю-ли, лю-ли заломати,

Лю-ли, лю-ли заломати.

Я пойду, пойду, погуляю,

Белую березу заломаю.

Лю-ли, лю-ли заломаю,

Лю-ли, лю-ли заломаю.

Срежу с березы три пруточка,

Сделаю три гудочка

Лю-ли, лю-ли три гудочка,

Лю-ли, лю-ли три гудочка.

Четвертую балалайку,

Четвертую балалайку.

Лю-ли, лю-ли балалайку,

Лю-ли, лю-ли балалайку.

2. Были и небылицы древней Руси

Небылица «Как у нашего овса»

Небылицу «Как у нашего овса» можно включить в ряд музыкальных картинок на празднике «Осенин».

Каждый инструмент исполняет повторяющуюся музыкальную фразу из двух тактов, что значительно облегчает разучивание.

Отдельно следует разобрать и выучить сольную партию свирели и аккомпанирующую – балалайки-примы.

Басовую партию баяна можно продублировать партией гитары (домры- или балалайки-бас).

При игре в ансамбле необходимо следить за тем, чтобы хорошо была слышна свирель и исполняемые на фоне мелодии слова небылицы.

«Как у нашего овса»

Как у нашего овса У нашей пшеницы

Растет русая коса. Желтые ресницы.

3. О земном устроении

Русская народная песня «Ай, на горе дуб, дуб».

В инструментовке русской народной песни «Ай, на горе дуб, дуб» представлены два вида аккомпанемента у балалаек. Это удар большим пальцем правой руки по всем струнам на слабые доли такта (в первом предложении) и бряцание, с проведением мелодии в нижнем голосе (во втором предложении).

Если участники ансамбля еще не владеют этим приемом в достаточной степени, верхний и нижний голос можно разделить на две партии и исполнить пиццикато.

Проведение мелодии у баянов возможно аккордами (на основе предлагаемой гармонизации).

4. Мать-Сыра-Земля

Жнивная песня «Нива моя, нива, подай мою силу».

Разучивание жнивной песни «Нива моя, нива, подай мою силу» следует начать с вокальной партии. Под аккомпанемент педагога дети охотно споют, легко запоминающуюся мелодию. Все инструментальные партии очень доступны. Исполнение каждой нужно проверить отдельно, а затем сыграть вместе, всем ансамблем. Каждый из трех куплетов состоит всего из одной строчки. Их можно разнообразить динамически, а также с помощью ударных и шумовых инструментов.

«Нива моя, нива, подай мою силу»

Нива моя, нива, Подай мою силу,

Подай мою силу. Ой, доброму коню – гриву.

Ой, нива, нива! Ой , нива, нива!

Доброму коню гриву,

Ой, пахарю – кобылу.

Ой нива, нива!

5-7. Как родилась земля и люди

Русская народная песня «Земелюшка чернозем»

В инструментовке русской народной песни «Земелюшка – чернозем» нужно внимательно проследить, у каких солирующих и аккомпанирующих (ударных) инструментов совпадает ритмический рисунок. Исходя из этого, после первого знакомства с партиями, рекомендуем вместе добиваться четкости в игре на слабые доли такта домре, коробочке и ложкам (в 1 части), баяну и ложкам с коробочкой (во 2 части), бубну с солирующими инструментами (во 2 части).

Внимательный счет при игре необходим всем исполнителям, но особенно, если их партия – подголосочная или аккомпанирующая. Это замечание относится к струнным инструментам – в 1 части, и к баяну – во 2 части.

Мелодия песни легко запоминается и удобна для вокального исполнения по диапазону.

«Земелюшка-чернозем»

Земелюшка-чернозем, Под березкой травонька,

Земелюшка-чернозем, Под березкой травонька,

Чернозем, чернозем, Травонька, травонька,

Земелюшка-чернозем. Под березкой травонька.

Тут березка выросла, На травоньке цветики,

Тут березка выросла, На травоньке цветики,

Выросла, выросла, Цветики, цветики,

Тут березка выросла. На травоньке цветики.

На березке листочки, Рвали цветы со травы,

На березке листочки, Рвали цветы со травы,

Листочки, листочки, Со травы, со травы,

На березке листочки. Рвали цветы со травы.

8. Духи природы

Русская народная песня «В темном лесе»

Русская народная песня «В темном лесе» инструментована для струнной группы ансамбля.

При необходимости достаточно сложный аккомпанемент гитары (арпеджиато с баррэ) можно продублировать аккордами в левой руке у баяна (или аккордеона), оставив при этом для гитары только бас.

При внимательном счете поступенная мелодия не представляет сложности для разучивания. Отдельно следует выучить только фрагменты мелодии во второй части (с восьмыми нотами).

Обратите внимание музыкантов на смену размера и необходимость счета до четырех в конце каждой части.

Если для вашего ансамбля неудобна предлагаемая тональность (высокий регистр для вокального исполнения, два бемоля при ключе и т. д.) перетранспонируйте песню в удобную, на Ваш взгляд, тональность. Для этого нужно, определив интервал между тоникой имеющейся тональности и тоникой желаемой, переписать всю песню на этот интервал вниз. (Например, из си-бемоль-мажора в соль-мажор – на малую терцию вниз, из си-бемоль мажора в фа-мажор на кварту вниз и т. д.).

«В темном лесе»

В темном лесе, в темном лесе, Распашу ль я, распашу ль я,

В темном лесе, в темном лесе, Распашу ль я, распашу ль я,

За лесью, за лесью. Пашенку, пашенку.

Я посею, я посею, Уродился, уродился,

Я посею, я посею, Уродился, уродился,

Лен-конопель, лен-конопель. Лен-конопель, лен-конопель.

Раздел 2. Мифы о небесном мире

1. Погляди на небеса

Русская народная песня «У зари-то, у зореньки».

Русская народная песня «У зари-то, у зореньки» инструментована нами для баянно-аккордеонного состава ансамбля (партию гитары может сыграть баян-бас)

Разучивание данного произведения следует начинать с исполнения вокальной партии педагогом, а затем – детьми. В инструментальном варианте мелодия проходит у двух аккордеонов. Их сольные партии, а также аккомпанирующая у баяна – самые ответственные и сложные, поэтому их разучиванию следует уделить особое внимание. Баян должен строго выдерживать паузы и соблюдать лиги, а аккордеоны – пунктирный ритм и лиги. После освоения партии каждым участником ансамбля обязательно многократное совместное проигрывание. Дети должны привыкнуть к несовпадению ритмического рисунка сольной партии и аккомпанемента. После этого можно присоединить подголосочную партию гармоники и сыграть всем вместе. Соблюдение темпа и динамических оттенков облегчит работу над созданием характера этого произведения.

«У зари-то, у зореньки»

У зори-то, у зореньки Звезды, мои звездочки

Много ясных звезд, Полно вам сиять.

А у темной-то ноченьки Полно вам прошедшее

Им и счету нет. Мне напоминать.

Я бы целу ноченьку,

Не смыкая глаз

Все смотрел бы, звездочки

Милые, на вас.

2. Ветры буйные

Глинка М. И. «Ходит ветер у ворот».

Пьеса «Ходит ветер у ворот» состоит всего из четырех тактов. Мелодию, разделенную по два такта, исполняют домра и балалайка на фоне «педали» у баяна и подголоска цитр. При разучивании партий обязателен внимательный счет.

При многократном повторении пьеса может служить фоном или лейтмотивом в музыкальной инсценировке.

3. Диковинные птицы

Караманов А. «Птички».

В инструментовке детской пьесы «Птички» сольная партия написана для ксилофона (или металлофона). Единым требованием для всех исполнителей является соблюдение указанных штрихов (легато, стаккато), результатом которого будет «прозрачное, сказочное» звучание произведения. Особое внимание обратите на шестнадцатые у аккордеона и скачки у домр и балалаек во второй части. Эти места нужно выучить отдельно, а затем сыграть вместе с солистами. .

Для быстроты разучивания мы предлагаем партию каждого инструмента разделить на 2 пульта (по частям), доверив подготовленным детям наиболее сложные фрагменты. После первоначального разбора партий выстройте динамический план пьесы ( р - mf - р ) и определите посильный для музыкантов темп. Для создания характера произведения конечный темп должен быть подвижным .

4. Сказочные птицы

Народная песенка «Пение птиц».

В инструментовке народной песенки «Пение птиц» мы рекомендуем использовать несколько народных духовых инструментов: свирель («ре»), жалейку («ре»), глиняные свистульки и детскую свистульку с водой.

Небольшой диапазон песни (кварта) позволяет легко вырабатывать и закреплять навыки игры на духовых инструментах. Разучивание партий свирели и жалейки требуют от ребенка некоторой первоначальной подготовки, которую педагог должен провести заранее (ознакомить с положением рук, пальцев, особенностями воздушной струи).

Если свирелей будет несколько, то после разучивания партии каждым исполнителем необходимо отработать четкость и чистоту звучания мелодии в ансамбле, и только после этого проводить общую репетицию.

Если в ансамбле есть другие духовые инструменты, и дети владеют навыками игры на них, то последняя музыкальная фраза песенки может тембрально варьироваться по желанию исполнителей.

«Пение птиц»

Лишь заря на дворе, Прилетел пестрый чиж,

Утка в дудочку играет, Он запел нежней свирели,