Смекни!
smekni.com

Сборник программ (стр. 31 из 37)

«Мама поет»

Светят звезды ласково над моим окном.

И поет мне песенку мама перед сном,

Самую любимую песенку мою:

«Спи, моя хорошая, спи, моя пригожая,

Баюшки-баю, баюшки-баю!»

Раздел 4. Вода

1. Богданова Э., Павленко В. «Капельки»

В детской песенке «Капельки» сольную партию (I баяна) исполняет ученик, а аккомпанирующую партию (II баяна) – педагог. По усмотрению учителя мелодия может дублироваться в аккомпанементе. При соответствующей подготовке исполнителей партия II баяна легко раскладывается на партии III и IV баяна.

Партия гармоники написана для инструмента с хроматическим строем.

Партия балалаек-прим рассчитана на два пульта. В первом периоде легкие удары на слабые доли такта исполняются большим пальцем правой руки, в левой при этом зажимаются три ноты (си-бемоль-соль-соль) так же с использованием большого пальца (он зажимает вторую и третью струну).

Для того, чтобы во втором периоде сыграть всю музыкальную фразу, у балалаек второго пульта надо опустить вторую и третью струну на полтона (ми-бемоль). (При игре используется только вторая струна, но для предотвращения случайного нажатия в подобных случаях следует опускать обе струны.)

Для создания характера произведения особое внимание следует обратить на динамические оттенки.

«Капельки»

Дождик льет на улице – Капельки, капельки,

Мне нельзя гулять, Три, четыре, пять…

И решил я капельки Капельки, капельки,

На стекле считать. Мне не сосчитать!

Я открыл окошко Мне не сосчитать!

И протер стекло, Три, четыре, пять…

Но опять их много Капельки, капельки,

Новых натекло. Я устал считать!

2. Качанова П., Витлина В. «Веселый дождик»

В песенке «Веселый дождик» сольная партия написана для ксилофона. Подголосочная и аккомпанирующая партия – для двух домр, двух баянов и гармоники. Третий баян (учитель) должен исполнить басовую партию или все баянные партии вместе. В этой инструментовке весь аккомпанемент приходится на сильные доли такта (партии гармоники и второго баяна). Если это окажется сложным для исполнителей, то можно переписать аккомпанемент на слабые доли такта и исполнить всю пьесу, в более понравившемся варианте.

Партию гитары здесь, а также во всех других предлагаемых нами инструментовках, можно исполнить на домре – или балалайке – бас (в зависимости от наличия инструментов в ансамбле и подготовки исполнителей).

«Веселый дождик»

Чижик песенку запел Не угнаться за тобой,

О весне, о весне. Ручеек, ручеек,

Гром весенний загремел Побежали мы гурьбой,

В вышине. Прыг да скок.

Сразу дождик за окном Солнце в небе голубом -

Заплясал, заплясал. Дождь прошел, дождь прошел.

И веселым ручейком Мы танцуем и поем -

Побежал! Хорошо!

3. Римский-Корсаков Н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»

Арию Леля из оперы «Снегурочка» ансамбль может исполнить как инструментальную пьесу (без вокалиста). Для этого, прежде всего, солисты должны разучить свои партии, состоящие из повторяющегося дважды музыкального предложения. Партию домр и балалаек рекомендуем расписать на два пульта (повторяющееся предложения и аккомпанемент – для второго, неповторяющееся – для первого).

Аккорды и аккомпанемент для левой руки в партии баяна написаны для педагога. Особое внимание следует уделить темпам и замедлениям. Если технические возможности музыкантов позволяют, фрагмент «Темпо 1» нужно сыграть в быстром темпе.

Ария Леля из оперы «Снегурочка»

Туча со громом сговаривалась,

Ты греми, гром, а я дождь разолью,

Вспрыснем землю весенним дождем.

То-то цветики возрадуются,

Выйдут девицы за ягодами,

Вслед им молодцы увяжутся,

Лель мой, Лель мой, лели, лели, Лель!

4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»

Русская народная песня «Как по морю, морю синему» инструментована для сольной группы ансамбля. При разучивании партий особое внимание следует уделить счету в размере «три вторых».

В партии гитары аккорды исполняются приемом арпеджиато. В зависимости от уровня подготовленности гитариста партия может быть усложнена добавлением еще одного-двух звуков в аккорд. Например, ля-минор: ми-ля-до-ми (42-32-21-10), ми-мажор: си-ми-соль-диез-си-ми (52-42-31-20-10).

Такие аккорды будут звучать более насыщенно, но они не должны заглушать солирующие инструменты. Мелодия повторного строения проходит сначала у домры-малой, а затем у балалайки. Для соблюдения лиг домре желательно исполнить свою партию на «тремоло» (мелкими, частыми ударами медиатора вниз-вверх по струне).

Бубен своим шелестом призван изобразить тихий шорох морских волн.

Данная пьеса хорошо подходит для исполнения на тематическом занятии или в музыкальной инсценировке (в качестве фона, при многократном повторении, или лейтмотива).

5. Русские народные песни «Как во поле, поле»

В инструментовке русской народной песни «Как во поле, поле» сольные партии исполняют домры и баян. Партию домры-альт, при необходимости, может исполнить любой другой инструмент. При этом следует помнить, что домра-альт – транспонирующий инструмент (звучит октавой ниже). Аккорды, написанные для баяна, можно разделить на несколько партий (по терциям или по одной нотке).

У балалайки-примы – аккомпанемент на слабые доли такта. Ритмически он совпадает с партией трещоток, поэтому целесообразно разучивать эти партии вместе. Разнообразить исполнение произведения (при повторении) можно динамически.

Тематическое планирование с репертуарным приложением

по курсу « Песенка зовет друзей» (4 класс)

Раздел 1. «Пестрый колпачок»

1. «Антошка» сл. Ю.Энтина, муз. В.Шаинского.

2. «Песенка про Непогодицу», сл. и муз. Е.Болдыревой.

3. «Пестрый колпачок», сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.

4. «Если добрый ты»,сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева

5. «Частушки Бабок Ежек» из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.

Раздел 2. «Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!»

1. «Новогодняя хороводная»,сл.Ю.Леднева, муз.А.Островского
2. «На коньках», сл. и муз. К.Лонгшамп-Друшкевича.
3. «Дед Мороз», сл. С.Погореловского, муз. В.Витлина.
4. «Новогодние частушки», сл. и муз. Е. Гомоновой.


Раздел 3. «Огонь души - тебе родная»

1. «Мы запели песенку», сл. Л. Мироновой, муз. Р.Рустамова.
2. «Мамин праздник», сл. А.Маращяна-М.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
3. «Ты на свете лучше всех», сл. М.Пляцковского, муз.Е Птичкина.
4. «Мама», сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.

5. «Каждый по-своему маму поздравит», сл. М.Ивенсена, муз. Т.Попатенко.
6. «Мамочке любимой!», сл. и муз. Е.Гомоновой.

7. «Про Козлика» сл. В.Семернина, муз. Г.Струве.

8. «Бабушка моя», сл. и муз. Е.Гомоновой.

9. «Иголка», сл. А.Бродского, муз. Е.Гомоновой.

10. "Песенка о гамме ", сл. Н.Соловьевой, муз. Г.Струве.

Раздел 4. «Летние приключения у воды»

1. «Буратино», сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.

2. «Песенка львенка и черепахи», сл.С.Козлова, муз. Г.Гладкова

3. «Песня Бременских музыкантов», сл. Ю.Энтина, муз. Г.Гладкова.

4. «Песенка о лете», сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова.

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. «Пестрый колпачок»

1."Антошка" сл. Ю.Энтина, муз. В.Шаинского.

При исполнении предлагаемой инструментовки основную сложность для начинающих оркестрантов представляет очередность вступлений. Здесь на помощь детям приходят слова хорошо известной им песни. Повторяющиеся Музыкальные фразы исполняются одним и тем же инструментом ( например, "Антошка"- струнные, "пойдем копать картошку" - аккордеон и т.д.) Партию аккордеона можно сыграть (или продублировать ) на гармонике.

После первого исполнения мелодии предложите детям придумать собственную версию аккомпанемента ударных инструментов.

" Антошка"

Антошка, Антошка,

Пойдем копать картошку !

Антошка, Антошка,

Пойдем копать картошку !

Припев: Дили-дили!

Трали-вали!

Это мы не проходили !

Это нам не задавали

Антошка, Антошка,

Сыграй нам на гармошке !

Антошка, Антошка,

Сыграй нам на гармошке !

Антошка, Антошка ,

Готовь к обеду ложку !

Антошка, Антошка,

Готовь к обеду ложку !

Припев: Дили-дили !

Трали-вали !

Это , братцы , мне по силе ,

Откажусь теперь едва ли !

2. Песенка про Непогодицу. Сл. и муз. Е.Болдыревой

В инструментовке "Песенки про Непогодицу "у каждого инструмента есть сольные фрагменты, исполняемые в унисон с другими, поэтому особое внимание следует уделить предварительному разучиванию партий. "Педальную" партию второго баяна, а так же соло первого рекомендуем вводить в ансамбль только тогда, когда все участники будут твердо знать мелодию и новый ритмический рисунок не будет их сбивать. Целесообразно так же партию гитары разучивать вместе с первым баяном, так как гармоническая линия и ритм у них идентичны.

Песенка про Непогодицу.
Улетело лето в даль,
Не воротится, не воротится, не воротится.
И на праздник к нам пришла Непогодица,
Непогодица, Непогодица.

Припев: Непогодица, Непогодица,
Нам тебя развеселить очень хочется.
Нам тебя развеселить,
Нам тебя развеселить,
Нам тебя развеселить очень хочется!
Уходить от нас она не торопится,
Не торопится, не торопится.
Так давай же танцевать, Непогодица,
Непогодица, Непогодица !

3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.

Для успешного освоения предлагаемой инструментовки рекомендуем начать с разучивания аккомпанирующих партий, так как они являются наиболее сложными для начинающих музыкантов. Затем соедините мелодию и аккомпанемент ( на первом этапе обязателен счет вслух ).