Смекни!
smekni.com

Сборник программ (стр. 32 из 37)

В инструментальном проигрыше после каждого куплета встречаются синкопы и форшлаги. На них так же необходимо обратить особое внимание исполнителей - многократно проиграть каждую партию со счетом и только потом переходить к игре в ансамбле.

Соблюдение указанных оттенков поможет выстроить интересный динамический план произведения.

" Пестрый колпачок".
Раз сидел веселый гном
На пеньке под елкой,
И латал свой колпачок
Хвойною иголкой.

Припев: Ти-ла-ла, да ти-ла-ла,
На пеньке под елкой.
И латал свой колпачок
Хвойною иголкой.
Гному было много лет
Он не удивлялся,
Что колпак за столько лет
У него порвался.

Припев: Ти-ла-ла, да ти-ла-ла,
Он не удивлялся,
Что колпак за столько лет
У него порвался.
От заплаток - колпачок
Пестрым был у гнома.
Синий, красный, голубой,
Розовый, зеленый.
Ну, а гномик песню пел
На пеньке под елкой.
И латал свой колпачок
Хвойною иголкой.
Припев: Ти-ла-ла, да ти-ла-ла,
На пеньке под елкой.
И латал свой колпачок
Хвойною иголкой.

4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева

При разучивании детской песенки "Если добрый ты" разделите сольные, аккомпанирующие и подголосочные партии по степени сложности для своих музыкантов и выучите их отдельно .Обратите внимание домристов на то, что их соло во вступлении играется переменным ударом ( "вверх-вниз"), и это требование является обязательным для дальнейшего исполнения в быстром темпе.
Если позволяет образовательный уровень предложите гитаристам сыграть в своей партии басы вместе с аккордами.
"Если добрый ты"

Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал …
Если ясный день, это - хорошо,
А когда наоборот - плохо.

Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно!

5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.

В предлагаемой инструментовке "Частушек Бабок Ежек" первая часть (вступление ) написана для баяно-аккордеонной группы ансамбля с аккомпанементом струнных, а вторая ( частушки ) - соло струнных, дублируемое баянами. Такой унисон имеет смысл, если в вашем коллективе слабая струнная группа. Если же исполнители достаточно подготовлены, оставьте для баянов и аккордеонов только легкий аккомпанемент на слабые доли тактов, доверив соло балалайкам и домрам. Обратите внимание детей на ноту с точкой. Этот ритмический рисунок встречается в каждой партии и требует полной синхронности при исполнении, так же как и залигованные ноты. Произведение очень хорошо звучит в подвижном темпе, которого можно добиться после многократных репетиций в медленном темпе.

"Частушки Бабок-Ежек".

Все: Растяни меха, гармошка !
Эх, играй - наяривай !
Пой частушки , Бабка-Ежка,
Пой, не разговаривай !
1: Я была навеселе.
И летала на метле.
Хоть сама не верю я
В эти суеверия.
2: Шла лесною стороной,
Увязался черт за мной.
Плюнула на плешь ему
И послала к лешему.
3: Самый вредный из людей -
Это сказочник-злодей.
Вот уж врун искусный…
Жаль, что он невкусный.
Все: Растяни меха, гармошка !
Эх, играй - наяривай !
Пой частушки , Бабка-Ежка ,
Пой, не разговаривай !

Раздел 2

"Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"

1."Новогодняя хороводная" сл. Ю. Леднева, муз. А.Островского.
Данную песенку мы использовали как "заставку" в различных театральных инсценировках и концертах, проигрывая ее несколько раз с пением и без. Партия струнных состоит всего из двух нот, поэтому музыканты вполне могут играть стоя или в движении. Партии баяна и ксилофона доверьте солистам, предварительно отработав сыгранность их дуэта в унисон. "Новогодняя хороводная" - хорошее вступление к большим концертным номерам новогодней тематики, примеры которых мы приводим ниже.

"Новогодняя хороводная".
Хоровод, хоровод, пляшет маленький народ.
Танцевать у нашей елки мы готовы целый год.
(Вам играть у нашей елки мы готовы целый год).


2. «На коньках», сл. и муз. К.Лонгшамп-Друшкевича.
Данная инструментовка - несложное переложение фортепианной пьесы, которая достаточно быстро разучивается и хорошо звучит в ансамбле.

Сольные партии гитары и баяна целесообразно разучивать вместе для того, чтобы в мелодии, переходящей от баса в верхний регистр, не возникало остановок и она была хорошо слышна. Аккомпанемент обязательно проиграть многократно со счетом вслух, а затем соединить с мелодией. Сильную долю можно выделить треугольником, металлофоном или колокольчиком, придающим звучанию определенную "прозрачность". Эффект трехдольного размера - вальсообразного движения возникает только при исполнении произведения в подвижном темпе, которого необходимо добиться.

3. "Дед Мороз", сл. С.Погореловского, муз. В.Витлина

В инструментовке детской песенки "Дед Мороз" мы сохранили тональность оригинала для удобства пения и поэтому струнные инструменты ( домру и балалайку) могли использовать только во второй части, дублируя партию баяна (без последнего такта). Если в вашем ансамбле есть несколько баянов - разделите предлагаемую партию баяна на две (по повторяющимся тактам), что ускорит и облегчит процесс разучивания. Из перечисленных в партитуре ударных выберите наиболее приемлимые для вашего состава и придумайте свой вариант аккомпанемента вместе с детьми.

"Дед Мороз"
Ах, какой хороший, Огоньки сверкают -
Добрый Дед Мороз, Красный, голубой!
Елку нам на праздник Хорошо нам, елка,
Из лесу принес. Весело с тобой!


Мы убрали елку Огоньки сверкают -
В праздничный наряд, Красный, голубой!
Звездочки на елке Хорошо нам, елка,
Весело горят. Весело с тобой!

4. "Новогодние частушки", сл. и муз. Е. Гомоновой
Каждую из партий в предлагаемой инструментовке "Новогодних частушек" можно, при необходимости, разделить на два-три пульта, избегая таким образом игры двойными нотами. Разучите отдельно аккомпанемент и сольные партии, обратив особое внимание исполнителей на пунктирный ритм в мелодии частушек. Не переходите к пению с игрой или аккомпанементу солисту-вокалисту пока не убедитесь в твердом знании партий участниками ансамбля и их уверенной игре вместе.

"Новогодние частушки"
Мы частушки сочиняли,
Каждый постарался.
Слушай, Дедушка Мороз,
Да не обижайся !
Припев: Елочки-сосеночки,
Колючие иголочки ! Леший похваляется:
"Я хорош, как роза.
Пригласили бы меня
Вместо Дед Мороза !"

Припев.
Бабка-Ежка еле слезла
Со своей печурочки.
Чью-то косу нацепила -
Тоже мне, Снегурочка !
Припев.
А наш Дедушка Мороз
Старенький, престаренький.
К нам на праздник так спешил,
Что пришел без валенка.

Припев.

Все зверята без оглядки
Танцевать пошли вприсядку.
А наш Дедушка Мороз
Отдавил лисице хвост !

Припев.
Все сороки засмеяли
Старого Мороза -
Вместо елки для ребят
Он срубил березу !

Припев.

Светит месяц, светит ясный,
Дымкою окутался.
Дедушка Мороз под елкой

В бороде запутался !

Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "


1. «Мы запели песенку», сл. Л. Мироновой, муз. Р.Рустамова.
В инструментовке этой детской песенки обратите внимание на подголосочные партии аккордеонов - разучите их отдельно, а затем соедините с мелодией. Сольная партия баяна дублируется в первой части струнными, а басовая - гитарами. В таком сочетании их и следует разучивать, чтобы музыканты учились слушать и слышать игру друг друга. После успешного исполнения произведения в ансамбле предложите детям спеть слова песни под аккомпанемент педагога или постараться сочетать свою игру в ансамбле с пением.

"Мы запели песенку"
Солнышко лучистое
Улыбнулось весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку.

Припев: Песенку такую: ля-ля-ля!
Песенку простую: ля-ля-ля!
Белые подснежники
Закивали весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку!
Припев.

Ручейки весенние
Зажурчали весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку!

2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-М.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.

В инструментовке этой детской песенки все партии очень простые, поэтому мы предлагаем в первую очередь обратить внимание на штрихи и динамику. Это поможет придать произведению определенный характер и передать настроение праздника. В зависимости от исполнительского уровня музыкантов можно сочетать игру с пением или чередовать игру в ансамбле с пением под аккомпанемент педагога.

" Мамин праздник "
Праздник к нам пришел весной,
Праздник, праздник твой !
Светлый, ласковый такой
Праздник, праздник твой !
Припев: В этот день все делать я
Буду для тебя !
Мама, мамочка моя,
Как люблю тебя !
Приберу твою кровать,
Стану подметать !
Вытру пыль, полью цветы,
Рада будешь ты !
Припев.

Я тебе обед сварю,
Вкусно накормлю!
А когда ты ляжешь спать,
Песню я спою.

3. "Ты на свете лучше всех", сл. М.Пляцковского, муз.Е Птичкина.
В этой инструментовке особого внимания требует многоголосная структура произведения. Распределите партии по голосам так, чтобы они были посильны исполнителям и выучите каждую отдельно, с учетом пауз, случайных знаков и лиг. После этого можно приступать к игре в ансамбле, соединяя голоса пофразно. "Вкрапления" металлофона вводите в последнюю очередь. Только когда все музыканты уверены в знании своих партий новый тембр не будет их отвлекать.
Это произведение - хороший образец для развития навыка "слушать и слышать" друг друга при игре в ансамбле. Для создания характера необходим подвижный темп. Если долго репетировать в медленном темпе, дети могут потерять интерес к исполняемому. Для сопровождения пения можно выбрать наиболее сильных участников ансамбля (например, баяниста и гитариста) или спеть под аккомпанемент педагога.