Смекни!
smekni.com

Сборник программ (стр. 34 из 37)

2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.

При разучивании партий "Песенки львенка и черепахи" обратите внимание музыкантов на пунктирный ритм в мелодии и соединительных вставках. Несколько партий играются в унисон, поэтому особенно важно добиться синхронности в их исполнении. Хорошо знакомая мелодия помогает детям ориентироваться в моментах вступлений ("связки" в партиях балалаек), а также способствует быстрому заучиванию наизусть. Поработайте отдельно с аккомпанементом второго аккордеона, а затем соедините его с мелодией.

"Песенка львенка и черепахи"
Я на солнышке лежу
И на солнышко гляжу.
Все лежу и лежу,
И на солнышко гляжу.
Крокодил-дил-дил плывет,
Носорог-рог-рог идет.
Только я все лежу
И на солнышко гляжу.
Рядом львеночек лежит
И ушами шевелит.
Только я все лежу
И на львенка не гляжу.

3. "Песня Бременских музыкантов" сл. Ю.Энтина, муз. Г.Гладкова.

Предлагаемая вашему вниманию инструментовка "Песни Бременских музыкантов" очень насыщена по фактуре - аккомпанемент на слабые доли тактов, "педальные" партии, мелодия в унисон сразу у нескольких инструментов, очень ответственная партия у ударных и т.п. Вы можете выбрать для своих исполнителей наиболее подходящий вариант сочетания сольных и аккомпанирующих партий и не использовать остальные.
Если есть возможность предложите гитарам сыграть свою партию аккордами (они идентичны аккордам в партии баяна).В местах, где был изменен композиторский оригинал исходя из возможностей клавиатуры инструмента, мы продублировали аккорды для гитары буквенными обозначениями.
Так как мелодия песни хорошо известна, особых трудностей при ее разучивании обычно не возникает. Однако опасайтесь ритмических неточностей при исполнении, так как дети иногда стараются воспроизвести мелодию по слуху, не обращая внимания на пунктирный ритм, залигованные ноты и паузы.

"Песня Бременских музыкантов"
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги !
Нам любые дороги дороги.

Мы свое призванье не забудем !
Смех и радость мы приносим людям,
Нам дворцов заманчивые своды
Не заменят никогда свободы.

Наш ковер - цветочная поляна,
Наши стены - сосны-великаны,
Наша крыша - небо голубое,
Наше счастье - жить такой судьбою.

4."Песенка о лете" сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова.

"Песенка о лете" очень хорошо известна детям по мультипликационному фильму. Партии доступны, запев исполняется в унисон сразу несколькими инструментами. Наиболее очевидной трудностью при разучивании может стать быстрый темп.

Чтобы добиться подвижного темпа необходимы многократные проигрывания партий каждым исполнителем и всем ансамблем вместе сначала в доступном темпе, а уже затем и в ускоренном. В припеве струнные и аккордеон вступают по очереди - обратите на это внимание детей.

"Песенка о лете"
Мы в дороге с песенкой о лете,
Самой лучшей песенкой на свете.
Мы в лесу ежа, быть может встретим,
Хорошо, что дождь пошел.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля…

Мы покрыты бронзовым загаром,
Ягоды в лесу горят пожаром.
Любим лето жаркое недаром.
Лето - это хорошо!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля…

Вот оно какое, наше лето!
Лето яркой зеленью одето,
Лето жарким солнышком согрето,
Дышит лето ветерком.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля…
На зеленой солнечной опушке
Прыгают зеленые лягушки
И танцуют бабочки-подружки,
Расцветает все кругом !
Ля-ля-ля, ля-ля-ля…

Т.В. Савинко, С.А. Куприянова

ХОРЕОГРАФИЯ

Программа занятий с детьми младшего школьного возраста

Пояснительная записка

Данная образовательная программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, для занятий в группах по 20 человек, в условиях интегрированного образовательного пространства.

Программа является составной частью эколого-художественной интегрированной развивающей системы, входит в комплекс интегрированных программ “Русская традиционная художественная культура”.

При создании данной программы были использованы исследования: Т. Барышникова “Азбука хореографии”, А.А. Климова “Русский народный танец”, Г. Богданова “Несколько шагов к фольклорному танцу”, Л.В.Богомоловой “Художественная ритмика” (программа для 1-3 классов), И. Панкеева “Русские праздники и игры”.

Актуальность и новизна данного образовательного курса заключаются в том, что до сих пор существовали программы по хореографии для профессионального образования, а в общеобразовательной школе были только программы по художественной ритмике. Программа по хореографии, построенная на русском народном танце, интегрированная с различными предметами школьного курса, создается впервые. Потребность в такой программе очень большая. В отличие от существующих программ по хореографии, в которых главное внимание уделяется технике движения, создание образа сопровождает высоко технически исполненная композиция, в данной программе на первое место ставится именно образная, духовная сторона народного танца. Целью данной программы является не танец, а ребенок, в котором формируется система ценностей, основанная на традиционной русской культуре.

Цель программы: формирование духовно-нравственной личности ребенка средствами хореографического искусства, на основе традиционных ценностей отечественной культуры.

В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:

1. Воспитать бережное отношение, уважение к традициям русской культуры, к русскому танцу, костюму.

2. Сформировать систему ценностей традиционной отечественной культуры:

· Ценностное отношение к матери.

· Ценность семьи и традиционных семейных отношений.

· Ценность родной земли, Родины.

· Ценность трудолюбия и труда.

· Ценность здорового образа жизни.

3. Формировать первоначальные образные, эмоционально- окрашенные представления об окружающем мире, о мире людей, природе и вещей.

4. Формировать первоначальные представления о танце как части целостного и многообразного мира искусства.

5. Осваивать с детьми доступные им средства и способы выразительности танцевального искусства.

6. Развивать психические и физические качества детей (в том числе внимание, память, воображение, пластичность, гибкость мышц, координацию движений).

7. Выявлять и развивать творческие способности каждого ребенка.

8. Осуществлять психофизическое оздоровление детей, психологическую коррекцию и адаптацию детей в процессе различных видов хореографической деятельности.

9. Знакомить детей с шедеврами танцевального искусства.

Структура

Данная образовательная программа построена на основе изучения четырех видов русского народного танца. В каждом классе изучаются эти виды танца, с каждым годом на более глубоком, серьезном уровне:

· Хоровод.

· Сольная пляска.

· Массовая пляска, перепляс.

· Кадриль, полька.

В соответствии с комплексной эколого-художественной системой “Русская традиционная художественная культура” в каждом классе изучается один вид танца как основной:

· 1 класс – полька,

· 2 класс – хоровод,

· 3 класс – кадриль,

· 4 класс - массовая пляска, сольный танец, танцы народов мира.

В соответствии с этой же системой построены и сквозные темы для творческих импровизаций детей.

Первый год обучения пронизан сквозной темой “Земля моих предков”. Дети познают окружающий мир с помощью хореографической пластики. Педагог преподносит основу танца и на основе пройденного материала создает небольшие танцевальные композиции. Импровизируя, дети раскрывают свой внутренний мир, воплощая свои фантазии в маленьких хореографических зарисовках.

Второй год обучения - сквозная тема “Русь изначальная”. Хореографический материал базируется на древнейших видах русских народных танцев: пляски - игры, отображающие трудовые процессы, хороводы. Хороводы своими рисунками олицетворяют солнце, землю, воду, воздух, поэтому их можно отнести к танцам культового происхождения. При распространении на Руси христианства древнеславянские празднества не исчезли окончательно, а приспособились к новой религии и частично дошли до наших дней (обряд проводов Масленицы, день Ивана Купалы и т. д.). На основе этого материала дети создают хореографические композиции, этюды.

Третий год обучения пронизан темой “На святой Руси”. Хореографический материал базируется на русских народных танцах: массовых и сольных. К массовым относятся хороводы, всевозможные виды кадрилей. К сольным относится перепляс и парные пляски. На уроках дети знакомятся с парным танцем. Сочиняют композиции и этюды развернутого вида.

Сквозная тема четвертого года обучения - “Россия в зеркале мировой художественной культуры”. В задачи этого года входит знакомство детей с танцами народов мира. Изучается более трудный технически хореографический материал. Дети творят на базе всего пройденного материала.

Занятия по хореографии развивают у ребенка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, музыкальность, эмоциональность, пластичность, гибкость, координацию движений и творческие способности.

Основные параметры

диагностики художественно-эстетического развития детей

Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.

Эмоциональность - выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога, печаль и т. д.).