Смекни!
smekni.com

Сборник программ (стр. 30 из 37)

Внимательный счет при игре необходим всем исполнителям, но особенно, если их партия – подголосочная или аккомпанирующая. Это замечание относится к струнным инструментам – в 1 части, и к баяну – во 2 части.

Мелодия песни легко запоминается и удобна для вокального исполнения по диапазону.

«Земелюшка-чернозем»

Земелюшка-чернозем, Под березкой травонька,

Земелюшка-чернозем, Под березкой травонька,

Чернозем, чернозем, Травонька, травонька,

Земелюшка-чернозем. Под березкой травонька.

Тут березка выросла, На травоньке цветики,

Тут березка выросла, На травоньке цветики,

Выросла, выросла, Цветики, цветики,

Тут березка выросла. На травоньке цветики.

На березке листочки, Рвали цветы со травы,

На березке листочки, Рвали цветы со травы,

Листочки, листочки, Со травы, со травы,

На березке листочки. Рвали цветы со травы.

5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»

Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте» относится к жнивным песням. Ее исполняли, когда возвращались домой с поля.

Основную сложность при разучивании представляет сложный, переменный размер. Сначала рекомендуется выучить и спеть всем ансамблем, под аккомпанемент педагога, вокальную партию, а только затем приступать к разучиванию инструментальных.

Предлагаемую инструментовку можно дополнить другими инструментами, сохранив голосовую структуру. Для исполнения партии домры-альт необходимо владение приемом тремоло. Басовую партию баяна можно продублировать партией гитары. В целом, при разучивании данного произведения нужно исходить из имеющегося инструментального состава и исполнительского уровня участников ансамбля. Возможно даже ограничиться вокальным исполнением (по усмотрению руководителя ансамбля).

«Как в болоте, как в болоте»

Как на болоте, как на болоте. Медведь рыкает, медведь рыкает.

Лели, рано, да на колоде. Лели, рано, девок пугает.

Пугай, не пугай, пугай, не пугай. Только вот боюсь, только вот боюсь,

Лели, рано, я не боюся. Лели, рано, осенней ночки!

Раздел 2. Воздух

1. Русская народная песня «Повей, ветерок»

В русской народной песне «Повей, ветерок» партию каждого инструмента целесообразно разделить на два пульта. Это облегчит и ускорит разучивание как партий, так и всего произведения в целом.

При повторе второго предложения в партии балалайки встречаются двойные ноты. Если бряцание для исполнителей еще достаточно сложный прием, верхний и нижний голос можно разделить по пультам и сыграть пиццикато.

Партию гитары (аккорды) можно исполнить на клавишных гуслях, а повтор второго предложения сыграть в октаву (первый пульт играет написанное, а второй – тоже, но октавой выше).

Шумовое сопровождение и его ритмический рисунок дети могут подобрать сами. Мы использовали копытца. Тембрально они очень хорошо сочетаются со всеми инструментами и соответствуют характеру данного произведения.

2. Русская народная песня «Воет ветер»

Для исполнения в ансамбле русской народной песни «Воет ветер» требуется предварительное разучивание сольных и аккомпанирующих партий.

Аккомпанемент на слабые доли такта играют цитры (или любой другой струнный инструмент, по усмотрению педагога) – при этом необходим внимательный счет.

Если сольные партии окажутся трудными для струнников, их можно доверить аккордеонам и баянам, оставив для домры и балалайки аккомпанемент (в 1 части на слабые доли такта – по аналогии с партией цитр, или написать подголосочную партию на основе аккордов гармоники).

3. Берендгоф Н., Слонов Ю. «Птичий пир»

Предлагаемый вариант инструментовки шуточной песни «Птичий пир» можно дополнить инструментами, упоминаемыми в тексте (рожок, барабан и др.) В театрализованном, сценическом представлении с песней и танцами скоморохов, это произведение будет яркой картиной веселого, ярмарочного действа.

Все партии доступны и не требуют длительного разучивания. Если ученики еще не владеют навыками игры двойными нотами, то партию баяна можно расписать на два пульта.

При исполнении мелодии на аккордеоне (по усмотрению руководителя ансамбля) идентичные предложения первого периода интересней прозвучат в разных регистрах.

Для преподавателя написана басовая партия аккордеона. Особое внимание также следует уделить исполнителям на ударных инструментах (бубну в частности).

«Птичий пир»

1. У знатного Павлина Петушок припевал,

Справляли именины: Ножкой пыль прибивал,

Свинья в рожок играла. И гостей на пир

А курица плясала. В ранний час он звал.

2. Гусыня-повариха Бил Баран в барабан,

Обед гостям варила. В бочку Дятел стучал,

Лиса хвостом виляла, С Уточкой Индюк

На танцы приглашала. Польку танцевал.

3. А бабушка Ненила, Шел у птиц пир горой.

Все по двору ходила, И Павлин молодой

Все по двору ходила, В поздний час гостей

Руками разводила. Провожал домой.

Раздел 3. Огонь

1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»

В игре «Пошла коза по лесу» условия аналогичны. «Коза» находится в центре круга, во время исполнения песни выбирает одного участника («принцессу») и выводит в круг. Участники большого хоровода повторяют за «козой» и «принцессой» все движения, о которых поется в песне. После этого «принцесса превращается в козу» (ведущего) и игра повторяется снова. Каждая новая «коза» придумывает продолжение песни – новое движение. Вся последовательность движений из игры в игру сохраняется и повторяется в том порядке, в каком их называли ведущие, а в конце добавляется новое.

«Пошла коза по лесу»

Пошла коза по лесу, по лесу, лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Сольные партии в ансамбле исполняют баян, домра и балалайка. При очередном проведении мелодии мы предлагаем менять солистов (каждые два такта). В связи с этим все музыканты четко знать когда и за кем они вступают. Партии ударных нужно разучить отдельно, а затем сыграться с солистами.

2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»

Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить» инструментована для баяна и струнных. Партию баяна можно расписать на два пульта – сольную партию (I) и подголосочную (II).

У домры-альт и балалайки-секунды аккомпанемент на слабые доли такта. Если таких инструментов в ансамбле нет, их можно заменить другими, сохранив голосовую структуру. При этом необходимо учесть, что домра-альт – транспонирующий инструмент и звучит октавой ниже.

Отдельного разучивания требуют партии ударных. Если предлагаемый вариант окажется сложным, следует оставить одну из партий или предложить детям сочинить собственную версию.

3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»

В инструментовке русской народной песни «Уж ты, зимушка-зима» солируют домра и аккордеон. Мелодия строится (по два такта) как диалог между ними. У балалайки – аккомпанемент на слабые доли такта, чередующийся с паузами.

«Педальное» сопровождение у аккордеона (в момент солирования домры) можно разделить по два звука – для двух исполнителей.

Темп не должен быть затянут. Это важно как для восприятия инструментального звучания, так и для вокального исполнения. Песня очень удобна по диапазону, и под аккомпанемент ансамбля дети могут ее спеть.

«Уж, ты, зимушка-зима!»

Уж, ты, зимушка-зима, Зима снежная была,

Зима снежная была. Все тропинки замела.

Ай, ли, ай, лю-ли, Ай, ли, ай, лю-ли,

Зима снежная была! Все тропинки замела.

Все тропинки, все пути,

Негде Машеньке пройти.

Ай, ли, ай, лю-ли,

Негде Машеньке пройти.

4. Русская народная песня «Я на горку шла»

Инструментовка русской народной песни «Я на горку шла» построена на перекличках разнотембровых инструментов. В куплете соло исполняет балалайка-прима (приемом бряцание). В припеве мелодию подхватывают баян и домра. Каждый исполнитель должен четко знать за кем и когда он вступает.

Особое внимание обратите на партии ударных, «пройдите» их несколько раз вместе с солистами. Когда все участники ансамбля будут твердо знать свои партии по нотам, можно переходить к их заучиванию наизусть и репетициям с вокалисткой. При необходимости перетранспонируйте все произведение на любой интервал ниже.

«Я на горку шла»

Я на горку шла, решето несла.

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело уморилась, уморилася.

В решете овса полтора зерна,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело уморилась, уморилася.

Я блинов напекла, не наелась досыта,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело уморилась, уморилася.

Вам я пела и плясала и совсем уж я устала,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело уморилась, уморилася.

5. Тиличеева Е. «Мама поет»

В инструментовке детской песенки «Мама поет» сольную партию исполняет баян (ученик – правой рукой), басовая партия (левой руки) написана для педагога. У аккордеона и гармоники – подголосочные партии. Особого внимания требует партия аккордеона, так как в ней встречаются случайные знаки, паузы, пунктирный ритм. По усмотрению руководителя эту партию можно разделить на несколько пультов (по частям, предложениям или тактам).

При разучивании партий и в дальнейшем, при игре в ансамбле, потребуйте от музыкантов соблюдать лиги и нюансировку. На репетиции с вокалистом (или вокальной группой) добейтесь необходимого динамического баланса между солистом и аккомпанирующим ансамблем (аккомпанемент должен быть фоном).