Смекни!
smekni.com

Сборник программ (стр. 14 из 37)

Картон, цветная бумага, ткань, ножницы, клей.

Тема 3. «Вычурный» стиль в архитектуре

Зарождение стиля барокко в Западной Европе. Особенности стиля барокко. Истоки и функции стиля барокко в искусстве и жизни Западной Европы XVII века. Архитектура, скульптура, живопись.

Выполнение рельефа из полосок белой бумаги на плоскости, в виде части архитектурного сооружения в стиле барокко.

Белая бумага, ножницы, клей.

Тема 4. Декоративно-прикладное искусство барокко

Декоративно-прикладное искусство барокко. Мебель, транспорт, его особенности. Царский трон.

Изготовление аппликативной модели царского трона в стиле барокко:

1). Симметричное вырезание основных деталей силуэта.

2). Оформление мелкими деталями украшения.

3). Доводка изображения с помощью туши и пера.

Тема 5. Русское барокко

Вклад России в развитие мировой культуры эпохи расцвета. «Окно в Европу». Преобразования Петра I. Усадьбы Петербурга. Архитектура и живопись русского барокко. Особенности стиля барокко на Руси.

Изображение архитектурного сооружения в стиле русского барокко на фоне загородного пейзажа.

Бумага, карандаш, акварель, кисть.

Тема 6. Парадный портрет в русском барокко

Скульптура в стиле барокко на Руси. Мастера скульптурного портрета. Особенности жанра и стиля.

Скульптурный бюст в виде парадного портрета придворной особы.

Глина или пластилин, стеки, вода.

Тема 7. Кораблестроение на Руси

Инженерный «дизайн» на Руси. Модели кораблей русского флота, конструкции, формы, оформление.

Эскиз корабля русского флота Петра I.

Бумага, карандаш, акварель, кисть.

Тема 8. Грациозная легкость рококо

Зарождение стиля рококо, его истоки и особенности.

Выполнение орнаментального мотива «рокайль» (передача пластики и ритма элементов, характерных для стиля рококо).

Пастель или цветные мелки, уголь.

Тема 9. Расцвет классицизма в России

Эпоха Екатерины II. Расцвет классицизма в России. Архитектура, одежда и предметы быта в искусстве классицизма.

Выполнение эскиза вазы в стиле классицизма.

Бумага, карандаш, гуашь.

Тема 10. Контрасты и противоборства

Контрасты и противоборства в жизни и искусстве Нового времени. Романтизм и реализм в русском и европейском искусстве. Передвижничество в России, его основные подвижники. Правдивое изображение жизни народа, родной страны, ее природы. Психологизм в творчестве передвижников. История быта русского народа в живописных работах передвижников. Русский пейзаж в искусстве передвижников.

Живописное изображение пейзажа родной земли. Передача линейной и воздушной перспективы в пейзаже, характера и настроения пейзажа. Нахождение соответствующего колорита.

Гуашь, кисть, бумага.

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)

Стремительная смена эпох и стилей

Тема 1. По волнам фантазий

Возникновение стиля модерн. Его особенности. Архитектура модерна. Особенности стиля, причины его зарождения. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство модерна. Модерн в Москве.

Эскиз архитектурного сооружения или части, оформленного в стиле модерн. Линейный рисунок с использованием разных по толщине линий.

Бумага, фломастер.

Тема 2. Текучесть форм

Формообразование в стиле и оформлении моделей женской одежды в стиле модерн.

Выполнение эскиза женской одежды в стиле модерн. Графическое изображение, разнообразное по тону. Мелкие детали изображения, доработанные с помощью пера и туши.

Бумага, тушь, кисть, вода, перо.

Тема 3. Искусство 20-х годов. Конструктивизм

Ломка всех представлений и стереотипов искусства. Особенности художественных течений начала XX века, основные направления в изобразительном искусстве. Архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство.

Разработка эскиза рисунка для ткани. Супрематическая композиция.

Бумага, карандаш, гуашь, кисть.

Тема 4. Новаторские тенденции

Новаторские тенденции в образовании объемов и форм в искусстве 20-х годов. Особенности декоративно-прикладного искусства. Новаторские взгляды.

Разработка эскиза модели одежды с использованием ткани, эскиз которой был создан на предыдущем занятии.

Бумага, карандаш, гуашь, кисть.

Тема 5. Искусство наших дней

Анализ произведений разных видов изобразительного искусства. «Город огней».

Изображение современного промышленного города, освещенного ночными огнями. Работа выполняется по этапам:

1). Рисование силуэтов современных зданий, горящих в них окон, огней ночных фонарей, рекламы и т. д. (восковые мелки).

2). Заливка темной акварелью по выполненному восковыми мелками рисунку.

Бумага, восковые мелки, акварель, кисть.

Тема 6. Современный дизайн

Современный дизайн одежды. Вечерний туалет. Работа художника-дизайнера по созданию костюма. Разработка эскизов моделей одежды, создание образа.

Разработка эскиза модели современного вечернего туалета.

Бумага, карандаш, акварель, кисть.

Тема 7. Полет фантазии

Современный транспорт и транспорт будущего. Дизайн транспорта. Совершенство функциональных качеств, конструкции и формы.

Разработка эскиза модели транспорта будущего.

Бумага, карандаш, акварель, кисть.

Н.И. Ивушкина

ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Программа занятий с детьми младшего школьного возраста

Пояснительная записка

Главной задачей первого года обучения по программе «Театральное творчество» является непосредственное включение ребенка в театрализованную деятельность через игру и им­провизацию, раскрепощение его личности и пробуждение творческого «я». Играя, ребенок органически постигает природу театра, учится «говорить» языком театра, то есть действовать.

Творческое начало ребенка может проявиться в упражнениях, этюдах, импровизациях, сценах только при условии полной свободы - физической, душевной, эмоционально-чувственной. Главное, «научая», не загубить яркую индивидуальность, которая заложена в каждом ре­бенке, и здесь «ставка делается не на технику, а на духовно-творческий мир» (Ю. Азаров).

В первый год формируются навыки коллективной игры с элемен­тами театральной деятельности. Развивается произвольное внимание. Дети учатся активно включаться в творческий процесс и абстрагиро­ваться от внешних раздражителей. Необходимо учить детей преодолевать стеснительность, формировать у них первоначальное представле­ние о перевоплощении, развивать двигательно-музыкальные навыки и умения.

Все задания подразумевают активную работу воображения, эмо­ционально-образной памяти. В звуко-голосовых разминках развивается голосовой аппарат детей.

Литературный материал должен быть понятен детям, художественно-выразителен, интересен по содержанию. Необходимо в полной мере использовать разнообразные нагляд­ные средства обучения.

Детское творчество рождается из следующей схемы: "Я вижу, слышу, понимаю, верю, хочу, воображаю, действую, творю". Осваивая образы природных стихий и проживая «круглый год» по народному календарю, в окружении ярких художественных образов традиционной народной культуры, оставленных нам в наследство, ребенок обязательно увидит, как прекрасна «Земля моих предков».

Тематический цикл занятий второго года обучения называется «Русь изначальная». Предполагается, что постижение корней русской традиционной культуры будет идти на «языке» театрального искусст­ва.

Каждое занятие - это путешествие в прошлое, снимающее завесу времен, что позволяет учащимся делать потрясающие открытия, обо­гащающие их духовно. В процессе освоения материала возможны и традиционные «ходы», использование элементов костюмов (головные повязки, ремешки, накидки), «волшебных » предметов (книга, ларец, сундук), открывающих тайну за тайной. Все это придаст достоверность происходящему, внесет живую интригу в процесс обучения.

Весь год дети живут, мыслят, творят так, как это могли бы делать древние славяне. Учащиеся много узнают и пробуют «проиграть-прожить» все, что узнали на материале этюдов, сцен, монологов и т.д. Главная задача - творчески осмыслить «живой, волшебный» мир прошлого и вынести из этого любовь к своей родной земле.

В течение первого года обучения у детей активно развиваются навыки рабочего самочувствия. Они учатся все вместе, единым коллек­тивом, одновременно начинают и заканчивают действие с учетом за­данного темпа, ритма. Учащиеся приобретают навыки управления своим вниманием, сосредоточивая и рассредоточивая его, переключая с одного объекта на другой; легко ориентируются в пространстве.

Во втором классе необходимо совершенствовать наблюдательность детей, продолжать развивать у них фантазию и воображение. Больше следует уделять внимания работе с голосом, интересным творческим упражнениям с видением учащихся. Важно понять принцип действия - настоящего и «взаправдашнего» - в условиях вымысла. Необходимо научить детей действовать с реальными и воображаемыми предметами. Творческим импровизационным заданиям следует чаще придавать групповой характер, приветствовать индивидуальные показы, которые играют роль в самовыражении ребенка.

В течение года дети выполняют множество театральных тренингов, упражнений, этюдов, разнообразных творческих заданий. Эту «театральную школу» следует положить на исторический материал и связать с темой «Культура Древней Руси». Познавая исторические и культурные корни своей земли, учащиеся овладевают умениями и навыками театрального искусства.