Смекни!
smekni.com

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) (стр. 42 из 62)

6. Освобождение четырех ангелов, связанных при реке Евфрате и нашествие бесовской конницы с востока (9,13-21).

7. Мятеж народов и возглашение окончательной победы Бога (11,15).

Наконец, перечислим казни семи чаш гнева:

1. Жестокие и отвратительные раны на людях (Откр 16,2).

2. Вода в море обратилась в кровь мертвеца (16,3).

3. Реки и источники вод сделались кровью (16,4).

4. Солнце становится обжигающе горячим (16,8).

5. Мрак над царством зверя и его страдания (16,9-11).

6. Иссушение Евфрата, чтобы открыть путь восточным царям (16,12).

7. Загрязнение воздуха и сопутствующие катастрофы в природе: гром, землетрясение, молния и град (16.17-21).

Нетрудно заметить, что в этих списках много общего – град, тьма, кровь в воде, жестокие язвы, приход страшных орд из-за Евфрата. Но в Откровении есть определенное отличие бедствий, следующих за трубными звуками от бедствий, следующих за излиянием чаш. В случае семи труб разрушения и гибель носят частичный и ограниченный характер. Например, гибнет треть земли. В случае же окончательного Суда, то есть излияния семи чаш, как мы увидим, речь уже идет о полном и тотальном уничтожении ветхого мира, чтобы на его месте возник новый мир, преображенный, исполненный блаженства.

Складывается впечатление, что в 16-й главе собраны вместе все ужасы, испытанные человечеством, все казни, о которых повествует Ветхий Завет, и все это брошено на неверующий мир как последний всеразрушающий катастрофический поток. Обзор 16-й главы мы оставим до следующей беседы.

Беседа № 34.

Излияние семи чаш гнева (16,1-21). Продолжение.

Пять первых казней 16,1-11.

Итак, семь чаш гнева приносят миру последние казни (язвы) (15,1). Тотальный суд Божий устремляется к своему завершению. И в согласии с этим действие казней усилевается по сравнению с казнями семи труб. Теперь гибнет уже не третья часть суши, моря, пресных вод и звезд, но гибель затрагивает все эти сферы не частично, а целиком, так что для людей никакого выхода не остается. Еще одна особенность казней от чаш: они затрагивают не безбожное человечество в общем, но конкретно тех людей, которые приняли «начертание зверя» и поклонились «образу его» (15,2). Суд затрагивает теперь и само царство зверя (15,10-11). Но главная цель гнева Божия – Вавилон, то есть Рим, к которому ведет излияние седьмой чаши (15,17-21). Гибель Рима/Вавилона будет описана в главах 17-18. Итак:

1 И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. 2 Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.

Мы уже говорили о тесной связи казней чаш с казнями труб. Они выстроены как бы в параллель друг другу. При этом и те, и другие своим прототипом имеют «казни египетские» из книги Исход.

Первая казнь (16,2) напоминает шестую казнь египетскую (Исх 9,8-11), когда «сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте». Эта казнь обрушивается на всю землю, но затрагивает принявших «начертание зверя и поклоняющихся образу его».

3 Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.

Вторая казнь (16,3) напоминает первую казнь египетскую (Исх 7, 17-21), когда «вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской». Теперь казнь обрушивается на все море.

4 Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь.

5 И услышал я Ангела вод, который говорил:

праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят,

потому что так судил;

6 за то, что они пролили кровь святых и пророков,

Ты дал им пить кровь:

они достойны того.

7 И услышал я от жертвенника говорящего:

ей, Господи Боже Вседержитель,

истинны и праведны суды Твои.

Третья казнь (16,4-7) – тоже обращение воды в кровь, но только не в море, а в пресных водоемах. Эту казнь сопровождают два гимна, славословящих праведность суда Божия. Первый гимн воспевает Ангел воды. Мы уже встречались с ангелами-хранителями стихий: Ангелом воздуха и ветра (7,1) и Ангелом огня (14,18). В то время было распространено воззрение, что все природные силы: ветер, солнце, дождь, воды и так далее имели своего ангела. Эти ангелы были служителями Божиими. Здесь можно было бы ожидать, что Ангел-хранитель вод опечалится, увидев, что воды превратились в кровь, но он прославляет справедливость свершившегося суда Божия. Об этой справедливости и говорится в 16,6. Казни чаш – праведный ответ Бога на преследования христиан в Римской империи. Действует закон равного мздовоздаяния. Пролита кровь святых, то есть членов христианской Церкви, и Христовых пророков, которые, будучи руководителями Церкви, первыми страдали при гонениях. За пролитие крови повинных в этом злодействе ждет наказание: с земли исчезнет вода и для пития останется только кровь.

В 16,7 голос от жертвенника подтверждает справедливость суда Божия. Жертвенник здесь символизирует те души мучеников, которые находятся под жертвенником (вспомним 5- печать) и взывают о справедливости. Эта справедливость теперь восстановлена и поэтому прославляется.

8 Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. 9 И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу.

Мученики прославляют справедливость Суда Божия. Но безбожники, разумеется, этого не делают. Напротив, они хулят имя Бога, не вразумляются и не раскаиваются (16,9.11). Поэтому их настигает четвертая казнь (16,8-9). Если казнь четвертой трубы состояла в затмении солнца, то здесь – нечто худшее – страшный солнечный зной. В отсутствии воды эта казнь действительно невыносима. Это противопоставлено тому, что было сказано о небесном блаженстве святых: «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной» (7,16).

10 Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, 11 и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.

Излияние четырех чаш затрагивает все сферы существования жизни: сушу, море, реки и светила. Но в результате – не покаяние и обращение к Богу, но хуление имени Божия. Пятая чаша (16,10-11) изливается на престол зверя (то есть кесаря), и все его царство окутывает мрак. Это похоже на девятую казнь египетскую, когда «была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их» (Исх 10,21-23). Правда остается неясным, отчего именно мрак вызывает столь сильные страдания, что люди начинают кусать свои языки. Но как следствие снова указывается нераскаянность безбожников. И эта казнь не рассматривается как достаточная причина для обращения.

Шестая чаша (18,12-16).

Орды с Востока 16,12.

12 Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.

Здесь дана картина иссушения реки Евфрат, открывшая восточным ордам возможность разрушительного похода на запад.

В Ветхом Завете иссушение вод часто служит знаком силы Божией. Так было на Чермном море, когда «гнал Господь море ... и сделал море сушею» (Исх 14,21). Так же было и с рекою Иордан, когда народ переходил реку, под руководством Иисуса Навина: «Все сыны Израилевы переходили по суше» (Нав 3,17). В книге пророка Иеремии Бог в гневе Своем угрожает: «И осушу море его, и иссушу каналы его» (Иер 51,36). «И иссякнут все глубины реки», – говорит пророк Захария (Зах 10,11).

Возможно, что здесь Иоанн вспоминает знаменитое историческое событие. Греческий историк Геродот (1,191) сообщает, что персидский царь Кир взял Вавилон, осушив Евфрат, который протекал как раз через центр города. Кир тайно отвел воды реки в озеро. Русло Евфрата, проходившее через центр города, стало сухой дорогой, и по этой дороге персы вошли в Вавилон и взяли город.

Во времена, когда была написана книга Апокалипсис, самым грозным врагом Рима было Парфянское царство, располагавшееся за Евфратом, который был традиционной границей Римской империи. Парфянская конница была самым страшным родом войск тогдашнего мира. Мысль о том, что парфянская конница может перейти через Евфрат, вселяла страх и ужас. Кроме того, как мы уже обсуждали в связи с 13-й главой, в то время бытовала легенда о том, что император Нерон не погиб, но бежал к парфянам, и из Парфии ожидали возвращения «Нерона воскресшего», в Апокалипсисе символизирующего самого антихриста. Вторжение антихриста ожидалось из-за Евфрата.

Нечистые духи-жабы, лжепророк и Армагеддон 16,13-16.

13 И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: 14 это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. – 15Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. – 16И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.

Тайнозритель Иоанн далее видит три демонические существа, выходящие из пастей сатанинской троицы: дракона (диавола), зверя(то есть зверя из моря, антихриста) и лжепророка (зверя из земли, священника антихриста). Эти жабы – противопоставлены трем ангелам, возвещавшим Евангелие, падение Вавилона и суд Божий (14,6 и далее). Сам образ (жабы) напоминает одну из казней египетских (Исх 8,1-14), когда «вышли жабы и покрыли землю Египетскую». Нечистые духи выходят из уст. – В этом образе своего рода игра слов. Дух по-гречески (пневма) означает также дыхание. То есть само дыхание сатанинской троицы нечисто, полно зла. Вообще жабы считались нечистыми животными. Кроме того они символизировали пустословие. Ведь жабы знамениты своим кваканьем. А «кваканье, – говорил блаж. Августин, – это самое пустое из всех тщеславий». То есть сами слова этих нечистых духов были своеобразной казнью, бедствием.