Смекни!
smekni.com

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) (стр. 61 из 62)

В пророчестве стиха 12 – «Се, гряду скоро…» – Иисус вновь возвещает Свое скорое пришествие и суд по делам человеческим. В стихе 13 Он второй раз в Апокалипсисе называет Свое имя «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний, начало и конец». Дважды называет Себя в этой книге Бог – в начале и в конце книги, и дважды называет Себя Иисус Христос – в начале и в конце книги. Но об этих именах, об их смысле и распределении в начале и конце книги мы много говорили в первых наших беседах об Апокалипсисе. Поэтому повторяться не станем. Ясно одно, что в настоящем месте напоминание о том, что Сын Божий есть начало всего, и Он же завершитель и Судия, такое напоминание вполне уместно. Поэтому, сказав о начавшемся уже ныне разделении между неправедными и святыми, грядущий Судия Иисус Христос предупреждает и о конечной участи тех и других, о чем говорится в 14-15 стихах. Одни – блаженны (здесь пророчество о блаженстве звучит седьмой и последний раз). Таковые будут иметь жизнь в Новом Иерусалиме. Другие – отринуты, они вне святого города. В более выверенном по разным рукописям тексте Апокалипсиса противопоставление тех и других выражено более ярко: «Блаженны те, которые омыли одежды свои», то есть освятившие и очистившие себя во Христе. Такие войдут в город. «А вне – псы», то есть, в ветхозаветном культовом смысле – нечистые, неомытые и неосвященные[3]. Иудеи собаками, псами называли необрезанных, язычников. Но в Апокалипсисе это звучит не только как предостережение тем, кто находится вне Церкви, но и как пророческое увещевание самим христианам.

В начале всего раздела, в стихе 6, истинность всего сообщенного к книге засвидетельствовал Ангел. Затем, в стихе 9, то же засвидетельствовал Иоанн. Наконец, в стихе 16, Сам Иисус гарантирует истинность всего того, что написано в Апокалипсисе. Книга начинается с обещания откровения, которое будет дано Иисусом Христом через Ангела Иоанну (1,1); здесь же Сам Иисус свидетельствует, что Иоанн действительно получил от Него через Ангела именно это откровение. Иначе говоря, настоящим автором книги Откровения является Иисус Христос. Собственно, и первые слова этой книги говорили о том же. Не написано же «Откровение Иоанна Богослова, которое дал ему Бог», но «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог». И теперь, как бы усиливая свидетельство Своего авторства, Иисус называет Себя: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя».

Первое выражение «корень и потомок Давида» – свободное заимствование из пророка Исаии, где о грядущем Мессии сказано: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис 11,1). Иисус говорит, что в Нем – исполнение этого пророчества, что Он одновременно тот вечный корень, из которого произошел царь Давид, и его обещанная отрасль, потомок.

Второе выражение «звезда светлая и утренняя» – тоже мессианское, заимствованное из книги Числ, где Валаам пророчествует: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ 24,17). Звезда – символ Мессии. Почему эта звезда «утренняя»? Древние так называли планету Венеру. Это небесное тело сияло ярче других и появлялось утром. Но конечно, этот астрономический феномен здесь просто древний прекрасный символ. Назвать человека утренней звездой, значило ставить его очень высоко среди героев. И в связи с мессианским пророчеством о «восходящей, то есть утренней, звездой Иакова» вполне подходило к Иисусу Христу. Это наименование наводило на размышления. Утренняя звезда предвещает наступление дня, который прогоняет тьму ночи. Так с приходом Иисуса Христа рассеялась непроглядная тьма века греха и смерти. И это пробуждало воспоминание о словах Самого Иисуса: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8,12). Сказав, что Он – утренняя звезда, Воскресший Христос еще раз заявил, что Он – свет миру и победитель мирской тьмы.

Прииди! (22,17).

17 И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.

В стихе 17 звучат три призыва, которые вкладываются в уста разных призывающих. Сначала Дух и невеста говорят: «Прииди!». Разумеется, это призыв к Иисусу Христу, отклик на Его обещание: «Се, гряду скоро!». Но кто такие Дух и невеста? Дух не может быть Духом Христа, так как не может же Сам Христос призывать Самого Себя приити. Невеста не может быть Новым Иерусалимом из 21,9, так как он еще только ожидается в будущем. Под Духом имеется в виду Дух, Который действует во всех пророках, то есть конкретно – сами церковные пророки. В таком смысле о Духе неоднократно сказано и в других местах Нового Завета, например, у Апостола Павла. Невеста же – это вся земная Церковь, ожидающая Христова пришествия.

Затем мы слышим призыв «слышавшего»: «И слышавший да скажет прииди!». Мы понимаем, что «слышавший» – это всякий участник богослужебного собрания, который слушает чтение книги Откровения. Это – конкретная христианская община.

Мы еще раз видим, что здесь отражена ситуация во время богослужения. Произносит возглас пророк – ему отвечает возгласом церковь. То же происходит сейчас и на наших богослужениях. Только место пророка занимает священник или диакон. А место церковного народа – хор, а иногда и все собравшиеся на молитву.

Третья часть стиха 17 представляет собой приглашение ко всем жаждущим припасть к источнику воды жизни, то есть к Иисусу Христу, призывая Его скорое пришествие, чтобы Он напоил блаженством вечной жизни в любви. Это напоминает нам о призыве пророка Исаии: «Жаждущие! идите все к водам!» (Ис. 55,1), а также о словах Самого Иисуса: «Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин 6,35).

Традиционное предостережение (22,18-19).

18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; 19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.

В стихах 18-19 речь снова берет Иоанн. Он вновь свидетельствует истинность всего, написанного в книге. Торжественно провозглашается неизменность всего написанного им. В традиционном стиле говорится о равном воздаянии: кто отнимет – у того отнимется. Такие предостережения не искажать написанное или сказанное были обычными в то время. Иоанн использует принятую формулу, приведенную, например, в книге Второзакония: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам [сегодня] заповедую» (Втор 4,2). В иудействе эта формула легла в основу канонизации Священного Писания. Примерно такую же формулу использует Апостол Павел в Послании к Галатам: «Кто благовествует вам сверх того, что вы приняли, да будет анафема» (Гал 1,8.9). И много позже похожими формулами многие авторы заканчивали свои книги. Например, святой Ириней Лионский (II век) в конце своего труда писал: «Заклинаю тебя, когда будешь переписывать эту книгу, Господом нашим Иисусом Христом и Его славным пришествием, когда Он придет судить живых и мертвых: сравни то, что ты написал, с этой рукописью и исправь, а также напиши это заклинание на твоей копии». В древности, когда все книги переписывались от руки, и каждый человек знал, как просто переписчику сделать ошибку при переписывании, существовал обычай вставлять в конце книги строгое предостережение относительно изменений. В свете этого обычая мы и должны читать слова Иоанна.

Заключительные слова книги (22,20-21).

20 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!

21 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. (Аминь.)

В стихе 20 Сам Иисус Христос снова свидетельствует о Своем скором пришествии, которое и составляет основное содержание книги, которая есть Откровение Иисуса Христа (1,1). Церковь в лице богослужебного собрания, слушающего чтение этой книги, отвечает торжественным «Аминь», то есть «Истинно, да будет так!». «Гряди Господи» – перевод арамейского «Маранафа» (1 Кор 16,22). Апостол Павел в своем Первом послании к Коринфянам приводит этот возглас общины в изначальном варианте. Так молящиеся заканчивали свои собрания.

Поскольку книга Откровения имеет форму Послания, она и заканчивается так, как принято было заканчивать христианские послания: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами». Обычай именно так завершать послания церквам ввел Апостол Павел. Благодать, то есть спасительный дар Божий, – самое большое, что могут христиане желать себе и друг другу.

Краткое заключительное слово.