Смекни!
smekni.com

Игры, в которые играют люди 2 (стр. 2 из 86)

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что физический контакт при уходе за детьми и его символический эквивалент для взрослых людей — «признание» — имеют большое значение в жизни человека. В связи с этим мы задаем вопрос: «Как ведут себя люди после обмена приветствиями, независимо от того, было ли это молодежное „Привет!" или многочасовой ритуал встречи, принятый на Востоке?» В ре­зультате мы пришли к выводу, что наряду с сенсорным голодом и потребностью в признании существует также и потребность в структурировании времени, которую мы назвали структур­ный голод.

Хорошо известна проблема, часто встречающаяся у под­ростков после первой встречи: «Ну и о чем мы потом с ней

10

(с ним) будем говорить?» Этот вопрос возникает нередко и у взрослых людей. Для этого достаточно вспомнить трудно пере­носимую ситуацию, когда вдруг возникает пауза в общении и появляется период времени, не заполненный разговором, при­чем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть.

Люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время. Мы считаем, что одна из функций жизни в обществе состоит в том, чтобы оказывать друг другу взаимопомощь и в этом вопросе. Операциональный аспект процесса структуриро­вания времени можно назвать планированием. Оно имеет три стороны: материальную, социальную и индивидуальную1.

Наиболее обычным практическим методом структурирова­ния времени является взаимодействие в первую очередь с материальной стороной внешней реальности: то, что обычно называют работой. Такой процесс взаимодействия мы назовем деятельностью.

Материальное планирование возникает как реакция на различного рода неожиданности, с которыми мы сталкиваемся при взаимодействии с внешней реальностью. В нашем исследо­вании оно интересно лишь в той мере, в которой подобная деятельность порождает основу «поглаживаний», признания и других, более сложных форм общения. Материальное планиро­вание не является социальной проблемой, оно базируется толь­ко на обработке данных. Результатом социального плани­рования являются ритуальные или полуритуальные способы общения. Его основной критерий — социальная приемлемость, то есть то, что принято называть хорошими манерами. Во всем мире родители учат детей хорошим манерам, учат их произно­сить при встрече приветствия, обучают ритуалам еды, ухажи­вания, траура, а также умению вести разговоры на определен­ные темы, поддерживая необходимый уровень критичности и доброжелательности. Последнее умение как раз и называют тактом или искусством дипломатии, причем некоторые приемы имеют чисто местное значение, а другие универсальны. Напри­мер, стиль поведения за столом во время еды или обычай осведомляться о здоровье жены может поощряться или запре­щаться местными традициями. Причем приемлемость этих кон­кретных трансакций находится чаще всего в обратной взаимо

­1терминология предложена автором. Смысловая нагрузка терминов рас­сматривается только с точки зрения различных форм общения между людьми.

11

связи: обычно там, где не следят за манерами во время еды, там и не справляются о здоровье женщин. И, наоборот, в местностях, где принято интересоваться здоровьем женщин, рекомендуется выдержанный стиль поведения за столом. Как правило, формальные ритуалы во время встреч предшествуют полуритуальным беседам на определенные темы; по отношению к последним мы будем применять термин «времяпрепровож­дение».

Чем больше люди узнают друг друга, тем больше места в их взаимоотношениях начинает занимать индивидуальное пла­нирование, которое может привести к инцидентам. И хотя эти инциденты на первый взгляд кажутся случайными (именно такими чаще всего они представляются участникам), все же внимательный взгляд может обнаружить, что они следуют определенным схемам, поддающимся классификации. Мы счи­таем, что вся последовательность трансакции происходит по несформулированным правилам и обладает рядом закономер­ностей. Пока дружеские или враждебные отношения развива­ются, эти закономерности чаще всего остаются скрытыми. Однако они дают себя знать, как только один из участников сделает ход не по правилам, вызвав тем самым символический или настоящий выкрик: «Нечестно!» Такие последовательности трансакций, основанные, в отличие от времяпрепровождения, не на социальном, а на индивидуальном планировании, мы называем играми. Различные варианты одной и той же игры могут на протяжении нескольких лет лежать в основе семей­ной и супружеской жизни или отношений внутри различных групп.

Утверждая, что общественная жизнь по большей части состоит из игр, мы совсем не хотим этим сказать, будто они очень забавны и их участники не относятся к ним серьезно. С одной стороны, например, футбол или другие спортивные игры могут быть совсем незабавными, а их участники — весьма серьезными людьми. Кроме того, такие игры бывают порой очень опасными, а иногда даже чреваты фатальным исходом. С другой стороны, некоторые исследователи включали в число игр вполне серьезные ситуации, например каннибальские пир­шества. Поэтому употребление термина «игра» по отношению даже к таким трагическим формам поведения, как самоубий­ства, алкоголизм, наркомания, преступность, шизофрения, не является безответственностью и легкомыслием.

12

Существенной чертой игр людей мы считаем не проявление неискреннего характера эмоций, а их управляемость. Это ста­новится очевидным особенно в тех случаях, когда необуздан­ное проявление эмоций влечет за собой наказание. Игра может быть опасной для ее участников. Однако только нарушение ее правил чревато социальным осуждением.

Времяпрепровождения и игры — это, на наш взгляд, толь­ко суррогат истинной близости. В этой связи их можно рас­сматривать скорее как предварительные соглашения, чем как союзы. Именно поэтому их можно характеризовать как острые формы взаимоотношений. Настоящая близость начинается тогда, когда индивидуальное (обычно инстинктивное) планирование становится интенсивнее, а социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план. Только человеческая близость может полностью удовлетворить сенсорный и струк­турный голод и потребность в признании. Прототипом такой близости является акт любовных, интимных отношений.

Структурный голод столь же важен для жизни, как и сенсорный голод. Ощущение сенсорного голода и потребность в признании связаны с необходимостью избегать острого дефи­цита сенсорных и эмоциональных стимулов, так как такой дефицит ведет к биологическому вырождению. Структурный голод связан с необходимостью избегать скуки. С. Кьеркегор1 описал различные бедствия, проистекающие от неумения или нежелания структурировать время. Если скука, тоска длятся достаточно долгое время, то они становятся синонимом эмо­ционального голода и могут иметь те же последствия.

Обособленный от общества человек может структурировать время двумя способами: с помощью деятельности или фантазии.

Известно, что человек может быть «обособлен» от других даже в присутствии большого числа людей. Для участника социальной группы из двух или более членов имеется несколь­ко способов структурирования времени. Мы определяем их последовательно, от более простых к более сложным: 1) ритуа­лы; 2) времяпрепровождение; 3) игры; 4) близость; 5) деятель­ность. Причем последний способ может быть основой для всех остальных. Каждый из членов группы стремится получить наибольшее удовлетворение от трансакций с другими членами группы.

1Кьеркегор Серен (1813—1855) — датский философ.

13

Человек получает тем большее удовлетворение, чем более доступен он для контактов. При этом планирование его соци­альных контактов происходит почти автоматически. Однако некоторые из этих «удовольствий» вряд ли могут быть так названы (например, акт саморазрушения). Поэтому мы заменя­ем терминологию и используем нейтральные слова: «выигрыш» или «вознаграждение».

В основе «вознаграждений», полученных в результате соци­ального контакта, лежит поддержание соматического и психи­ческого равновесия. Оно связано со следующими факторами: 1) снятие напряжения; 2) избегание психологически опасных ситуаций; 3) получение «поглаживаний»; 4) сохранение достиг­нутого равновесия. Все эти факторы неоднократно изучались и подробно обсуждались физиологами, психологами и психоана­литиками. В переводе на язык социальной психиатрии их можно назвать так: 1) первичные внутренние «вознаграждения»; 2) первичные внешние «вознаграждения»; 3) вторичные «воз­награждения»; 4) экзистенциальные1 «вознаграждения». Пер­вые три аналогичны преимуществам, полученным в результате психического заболевания, которые подробно описаны у Фрей­да2. Мы убедились на опыте, что гораздо полезнее и поучитель­нее анализировать социальные трансакции с точки зрения получаемого «вознаграждения», чем рассматривать их как за­щитные механизмы. Во-первых, наилучший способ защиты — вообще не участвовать в трансакциях. Во-вторых, понятие «защита» только частично покрывает первые два типа «возна­граждений», а все остальное, включая сюда третий и четвертый типы, при таком подходе теряется.

Независимо от того, входят ли игры и близость в матрицу деятельности, они являются наиболее благодарной формой со­циального контакта. Длительная близость, встречаясь не так уж часто, представляет собой в основном сугубо частное дело. А вот важные социальные контакты чаще всего протекают как игры. Именно они и являются предметом нашего исследования.