Смекни!
smekni.com

Игры, в которые играют люди 2 (стр. 56 из 86)

Вопрос, который психотерапевту следует задать пациенту в этой связи: «Что вы за человек?» или лучше «Каким человеком считают вас ваши знакомые?»

Семейная культура

Культуру человека определяет его семья, то есть все то, что он начал впитывать с младенчества. Духовные ценности опре­деляются семьей. Сценарный аналитик вникает в самую суть дела, требуя ответа на вопрос: «О чем у вас говорится за обедом?» Его интересуют темы разговоров, которые могут ока­заться (а могут и не оказаться) важными, так как используе­мые при этом трансакции могут дать важные сведения. Некото­рые психотерапевты стремятся побывать дома на обеде у своих пациентов, чтобы получить максимум надежной информации в короткое время.

В некоторых семьях, даже если их девиз «Держи рот на замке», разговор в основном может вращаться вокруг пищи, так как все члены семьи помешаны на диете и здоровом желудке. В других семьях толкуют о деятельности кишечника, о слабительных и о более аристократическом средстве — о минеральных ваннах. Жизнь для них — это бесконечная встре­ча с трудностями и опасностями, о которых следует как можно быстрее избавляться. В некоторых семьях разговоры за столом вращаются вокруг зла, приносимого сексом. Девиз их: «В нашей семье все женщины — скромницы». Встречаются семьи, у которых в застольных разговорах присутствует вульгарная порнография.

258

Мы привели некоторые примеры из разговоров за семейным столом, предполагая, что за этим можно уловить стиль жизни семьи, его влияние на развитие ребенка, чтобы психотерапевт учитывал это и мог лучше понять истоки определенных про­блем пациента.

ЮНОСТЬ

Юность — это возраст старшеклассников и студентов, пора получения водительских и гражданских прав, а также права распорядиться собственным телом и прочей собственностью. У девушек новые заботы — бюстгалтер и менструации, у юно­шей — бритье, а иногда — неожиданное препятствие, сокру­шающее все планы и надежды: прыщи.

В юности человек решает, что он будет делать в своей жизни или, по крайней мере, чем заполнит время до такого решения. С точки зрения сценарного аналитика, юношеские годы — это репетиция перед отъездом «на гастроли». В этом возрасте человек уже в состоянии ответить на вопросы: «Что вы говорите после того, как сказали „здравствуйте"?» и «Если родители и учителя не структурируют ваше время, как вы организуете его сами?»

Разговоры

Молчание можно всегда заполнить разговорами на самые разнообразные темы: о вещах, об автомобилях, о спорте. Неко­торые люди, зная предмет разговора лучше других, стремятся затмить окружающих, то есть «пустить пыль в глаза». Знать больше или меньше остальных, испытать большой триумф или тяжкую неудачу — это сценарные факты. В жизни встречают­ся столь безнадежные неудачники, что даже несчастья их тривиальны; они ни в чем и никак не могут победить. Победи­тель обычно бывает благороднее или сильнее остальных, тогда как неудачнику приходится быть виновной или пострадавшей стороной.

Для психотерапевта очень важный вопрос: «Как быть с упрямыми родителями, неудачными учителями, с провинивши­мися друзьями и подругами?» Спокойно обсуждать эти пробле­мы могут те люди, которые ждут Санта Клауса, которые пере­живают за игру любимой футбольной команды, которые любят своих добрых родителей, находятся в дружеских отношениях

259

со своими приятными учителями, товарищами и подругами. А те люди, которые больше думают о смерти, смотрят на все это с презрением. У них свои сценарные способы времяпрепровож­дения: курение марихуаны, алкогольные застолья, драки. Но каким бы ни был человек, он со временем начинает сравнивать свои «купоны» с «купонами» других людей.

Новые герои

Благодаря полученным знаниям и собственному опыту че­ловек в течение жизни заменяет мифических и волшебных героев своего детского «протокола» более реалистическими фи­гурами, действительными — живыми или покойными — людь­ми, которые становятся героями для подражания. Одновремен­но он узнает больше и о настоящих злодеях, о том, как они действуют. В то же время он уже может осмысливать, как ему следует бороться и кем быть, чтобы чего-нибудь добиться в жизни.

Тотем

Некоторые люди постоянно видят сны, в которых фигуриру­ет какое-то животное или растение (это и есть тотем). Иногда тотем внушает ужас, иногда — благожелательность и доверие. В реальной жизни пациент чаще всего реагирует на тотемное животное примерно так же, как во сне. При внимательном наблюдении психотерапевт может заметить у женщины что-то похожее на движения кошки, птицы или змеи. А мужчины порой топают, как лошади, или раскидывают руки, будто они у них удавы.

Явление тотемизма обычно исчезает примерно к шестнадца­ти годам. Если оно сохраняется позже, особенно в форме слов, подражаний или хобби, его нужно обязательно учитывать в процессе психотерапии. Если оно не совсем очевидно, то его можно выявить с помощью вопросов, например: «Какое ваше любимое животное?» или «Какое животное вызывает у вас отвращение?»

Новые чувства

Юноши и девушки, если они не подготовлены родителями, могут растеряться при появлении у них полового чувства, и, не умея встроить его в свой жизненный план, реагируют на него,

260

используя приобретенный опыт — излюбленные чувства. Мас­турбация может погрузить человека в муки подлинного кризи­са. Может возникнуть чувство вины («это безнравственно»), страха («это вредно для здоровья») или неуверенности в себе («это ослабляет силу воли»). Все это внутренние трансакции, происходящие между Родителем и Ребенком в голове молодого человека. С другой стороны, могут возникнуть переживания, зависящие от реакции (действительной или воображаемой) его окружения: уязвленность, злоба или стыд. «Ведь теперь (дума­ет он) у окружающих есть реальная причина смеяться надо мной, ненавидеть или стыдиться меня». В любом случае мас­турбация позволяет ему приспособить новое половое чувство к старым, усвоенным еще в детском возрасте. Одновременно он становится более гибким. Приятели и учителя «разрешают» ему испытывать иные чувства, чем те, что приняты дома. Он начинает понимать: «Не все, что важно для „стариков", счита­ется важным в моем новом окружении». Этот переворот в системе чувств постепенно отделяет его от семьи и приближа­ет к сверстникам.

Сценарий приспосабливается к новой ситуации и становит­ся более «презентабельным»: он уже может предполагать не неудачу, а частичный успех, из неудачника можно превратить­ся если не в победителя, то, по крайней мере, в человека, добившегося равновесия. Ситуация может приобрести состяза­тельный характер, и молодой человек начинает понимать, что победы не приходят автоматически, что нужна работа, что в жизни нужно планирование. И он учится спокойнее восприни­мать отдельные неудачи, не теряя из виду свои цели.

Физические реакции

В условиях постоянных изменений и необходимости «дер­жать себя в руках» большинство юношей и девушек остро воспринимают свои физические реакции. Отец и мать уже не окружают их прежним вниманием и заботой, им уже не прихо­дится, как раньше, сжиматься от страха, когда родитель был пьян или приходил в ярость. Какой бы ни была ситуация дома, теперь им приходится наблюдать себя со стороны. Надо стоять перед товарищами, отвечая урок, или идти в одиночку по длинным коридорам колледжа под критическими взглядами других молодых людей. Поэтому юноша иногда как бы «автома­тически» потеет, у него дрожат руки и бьется сердце; девушки

261

краснеют, их платья становятся мокрыми от пота, а в животах раздается бурчание. У каждого человека организм по-своему реагирует на различные внешние явления, что помогает опре­делять, какому направлению суждено сыграть важную роль в развертывающемся сценарии.

Сценарий и антисценарий

Юность — это возраст, когда большинство молодых людей мечутся от сценария к антисценарию и обратно. Юноша может стараться исполнять родительские предписания, но потом вос­ставать против них и в результате обнаружить, что он следует сценарной программе. Осознав тщетность своих попыток осво­бодиться, он снова старается жить, как предписано. К оконча­нию колледжа или, например, к концу армейской службы он может принять определенное решение: либо строго следовать родительским предписаниям, либо избрать свой сценарный путь. Чаще всего люди следуют предписаниям. Но годам к сорока может наступить период метаний. Если до сих пор человек подчинялся предписаниям, то теперь может попробо­вать «вырваться» — например, развестись, бросить работу, изменить профессию и т. п.

Юность — это время, когда человек впервые ощущает воз­можность самостоятельного выбора. К сожалению, эта само­стоятельность очень часто оказывается частью иллюзии, так как на самом деле выбор может быть между директивами Родителя его отца и матери и провокациями их же Ребенка. Молодые алкоголики и наркоманы совсем необязательно явля­ются «борцами» против родительского авторитета. Они, конеч­но, бунтуют против Родительских приказов, но при этом часто следуют туда, куда их подталкивает «демон», злобный Ребенок тех же самых родителей. «Я не хочу, чтобы мой сын был пьяницей»,— говорит мать, заказывая себе спиртное. Если он не пьет, то он хороший мальчик, ее сын. Если же пьет, то он плохой мальчик, но все равно ее сын. «Не разрешай никому вести себя с тобой вольно»,— говорит отец дочери, оглядывая при этом с ног до головы официантку. Что бы ни вышло в дальнейшем, она все равно папина дочка. Может быть, в колледже она прослывет безнравственной, а затем преобразит­ся в верную жену или, наоборот, сохранит девственность до свадьбы, а после станет изменять мужу. Но, может быть, со временем юноша или девушка найдет в себе силы освободиться от сценария и обрести в жизни собственный путь.