Смекни!
smekni.com

Игры, в которые играют люди 2 (стр. 63 из 86)

289

жить начало и конец, называемые точками переключения. Если взять более длительные промежутки времени, то свои точки переключения можно обнаружить у каждого сценария. Обычно это переключение исполнителя с одной роли на другую в пределах драматического треугольника.

Анализ промежутков времени, наблюдаемых в театральных постановках, можно применить и к драматургии реальных жизненных сценариев. Выделим две наиболее важнейшие фор­мы: «постановочное время!» и «событийное время». «Постано­вочное время» определяется по часам или календарю. Действие начинается и заканчивается в определенный момент, то есть представление укладывается в некоторый отрезок времени, как футбольная игра. Применительно к сценарному анализу назо­вем его «часовым временем» (ЧВ). По «событийному времени» действие должно быть полностью завершено, как игра в бейс­бол, независимо от того, сколько времени уйдет на это по часам. Назовем это «целевым временем» (ЦВ). Существуют сочетания этих двух форм. Схватка боксеров может завершить­ся либо по окончании назначенного числа раундов («постано­вочное» или «часовое время»), либо в случае нокаута («собы­тийное» или «целевое время»).

Знание этих положений мы считаем важным для психотера­певта, имеющего дело со сценариями «Можно» и «Нельзя».

Ребенок, выполняющий домашнее задание, может получить пять различных инструкций: 1. «Тебе надо выспаться, поэтому можешь прервать занятия в девять часов». Это — «ЧВ-Можно». 2. «Тебе надо выспаться, поэтому после девяти работать нельзя». Это — «ЧВ-Нельзя». 3. «Домашнее задание — важное дело, поэтому можешь закончить его и после девяти». Это — «ЦВ-Можно». 4. «Домашнее задание надо выполнить, поэтому нельзя ложиться, пока его не закончишь». Это — «ЦВ-Нельзя». «Можно» во всех вариантах не требует от ребенка особых усилий. Все «Нельзя» могут ему не понравиться, но ни одна из четырех инструкций не загоняет его в тупик. 5. «Ты должен закончить работу к девяти часам, чтобы вовремя лечь спать». Здесь мы встречаем комбинацию «часового» и «целевого време­ни», назовем ее «Поспеши». Ясно, что каждая из этих инструк­ций по-своему отразится на домашнем задании, на сне ребенка, а когда он вырастет, проявится в стиле его работы, режиме сна и бодрствования. С точки зрения «марсианина», сценарный эффект таких инструкций можно свести совсем не к тому результату, который намеревались получить родители. Напри-

290

мер, «ЧВ-Нельзя» может вылиться в бессонницу, а «ЦВ-Нель­зя» — закончиться признанием своего поражения. Этот аспект очень важен, поскольку помогает понять, как люди заполняют свое время, следуя сценарным предписаниям. Например: «Ты можешь жить долго» («ЧВ-Можно») — человек с таким пред­писанием обычно старается его выполнить. «Ты должен жить, пока не умрет твоя жена» («ЦВ-Можно») — этот человек, наверное, будет жалеть свою жену. «Ты не должна соглашать­ся на интимные отношения, пока не встретишь достойного человека» («ЦВ-Нельзя») — героиня такого сценария может много времени провести в поисках. «Ты не должна соглашать­ся, пока тебе не стукнет двадцать один» («ЧВ-Нельзя») — у этой героини много времени найдется и на другие дела. Разде­ление этих форм помогает объяснить, почему одни люди руко­водствуются соображениями времени, а другие — соображени­ями дела.

Некоторые типичные сценарии

Сценарии — это искусственные системы, ограничивающие спонтанные творческие человеческие устремления, так же как игры, в которые играют люди,— искусственные структуры, ли­митирующие спонтанную творческую интимность. Сценарий — это как бы «матовый экран», который многие родители помеща­ют между ребенком и окружающим его миром (и самими собою) и который ребенок, вырастая, оберегает, держит в це­лости и сохранности. Через этот «экран» смотрит он на мир, а мир в то же время глядит на него, ожидая от него яркой искры, а может быть, хотя бы небольшой вспышки истинно человече­ских чувств. Но поскольку мир глядит через свой собственный «матовый экран», видимость не лучше, чем у ныряльщиков в масках с запотевшими стеклами на дне илистой речки.

«Марсианин» в состоянии протереть запотевшие стекла и поэтому видит немного лучше. Вот несколько примеров того, что ему открывается. Может быть, они помогут объяснить, каким образом сценарии дают ответ на вопрос: Что вы говорите или делаете после приветственных слов?»

Розовая Шапочка, или Бесприданница

Розовая Шапочка была сиротой. Она любила сидеть на лесной поляне, ожидая, пока появится кто-то, нуждающийся в ее помощи. Иногда она гуляла по тропинкам в другой части

291

леса в поисках тех, кому нужно помочь. Она была очень бедной, поэтому мало что могла предложить нуждающимся, но чем располагала — делилась охотно. Голова ее была полна мудрых советов, почерпнутых от родителей, когда они еще были живы. Всегда наготове у нее была веселая шутка, напри­мер, призванная подбодрить того, кто боится заблудиться. Она приобрела много друзей. Но по выходным дням, когда устраи­вались пикники на лужайках, она почти всегда оставалась в лесу в одиночестве, чувствуя себя там в эти дни очень неуют­но. Иногда ее приглашали в компании, но чем старше она становилась, тем реже это случалось.

Она жила не так, как Красная Шапочка. Однажды они встретились и очень не понравились друг другу. Красная Ша­почка шла по лесу и, заметив сидящую на поляне Розовую Шапочку, остановилась, чтобы сказать: «Здравствуйте». Мину­ту они глядели друг на друга, и обе думали, что могут подру­житься,— ведь они были похожи, только на одной была крас­ная шапочка, а на другой — розовая.

— Куда ты идешь? — спросила Розовая.— Раньше я тебя здесь не видела.

— Я несу бабушке пирожки, которые испекла моя мать,— отвечала Красная.

— Как это мило,— сказала Розовая.— А у меня нет матери.

— Кроме того,— гордо объявила Красная,— когда я приду к бабушке, меня должен съесть волк...

— Да-а? — удивилась Розовая.— Но волка можно удер­жать. Давай ему по пирожку каждый день... И какое ты мудрое дитя, если знаешь, где встретишь «своего» волка.

— Мне не нравятся твои намеки,— сказала Красная.— Поэтому прощай.

— Что-то ты воображаешь! — сказала Розовая, но Красная была уже далеко. «У нее нет чувства юмора,— решила Розо­вая.— Но все равно ей нужно помочь». И она бросилась в лес искать охотника, который спас бы Красную Шапочку. В конце концов, она нашла охотника. Это был ее старый друг. Вместе они побежали к бабушкиной хижине, и Розовая Шапочка видела все, что там произошло. Красная Шапочка находилась в постели с волком, который хотел ее съесть. Охотник убивает волка, потом они смеются и шутят. Но Розовая Шапочка не дождалась от Красной даже слова благодарности, отчего, ко­нечно, опечалилась. А потом, когда все кончилось, охотник подружился с Красной сильнее, чем раньше дружил с Розовой,

292

и Розовая стала еще печальнее. Чтобы справиться с печалью, она начала есть пьяные ягоды, но ей стало трудно засыпать, поэтому пришлось прибегать к сонным ягодам. Она все еще была сообразительной девочкой и по-прежнему помогала лю­дям, но иногда ей казалось, что самое лучшее для нее — это принять сразу пригоршню сонных ягод.

Клинический анализ

Тезис. Розовая Шапочка — сирота или по каким-то причи­нам чувствует себя сиротой. Она сообразительна, всегда готова дать добрый совет и весело пошутить, но мыслить реалистиче­ски, планировать и осуществлять планы не умеет — это она оставляет другим. Она совестлива и всегда готова прийти на помощь, в результате приобретает много друзей. Но каким-то образом она, в конце концов, остается в одиночестве, начинает пить, принимает стимуляторы и снотворное и часто думает о самоубийстве. Сказав «здравствуйте», она отпускает несколько насмешливых слов, но все это только для того, чтобы подойти к главному вопросу: «Могу ли я тебе чем-нибудь помочь?» Так она может войти в «глубокие» отношения с неудачником, но с победителем, после того как шутка произнесена, ей просто не о чем говорить.

Диагноз: хронически депрессивная реакция.

Волшебная сказка: маленькая Розовая Шапочка.

Роли: Благожелательный Ребенок, Жертва, Спаситель.

Переключения: от Спасителя (Советчик, Заботливый Роди­тель) к Жертве (Печальный Ребенок).

Родительское наставление: «Будь хорошей девочкой, по­могай людям».

Родительский образец: «Вот как надо помогать людям».

Родительское предписание: «Не старайся получить что-ни­будь для себя».

Детский лозунг: «Делай, что положено, и не плачь».

Позиция: «Мне плохо, поэтому я плачу».

Решение: «Я накажу себя за то, что плачу».

Сценарий: «Выкладывайся».

Антисценарий: «Умей помогать людям».

«Футболка»: впереди — «Я сообразительный ребенок», сзади — «Но я сирота».

Игра: «Не вышло, как я ни старалась».

«Премиальные купоны»: депрессия.

Окончательный итог: смерть.

293

Эпитафия на одной стороне камня: «Это был прекрасный ребенок», на другой: «Я старалась».

Антитезис: «Не выделяться своей сообразительностью». Разрешение: «Воспользоваться советами родителей, чтобы подойти к настоящей цели».

Классификация

Розовая Шапочка — сценарий неудачницы, поскольку, чего бы она ни добивалась, она все теряет. Это целеориентированный сценарий, организованный по принципу «нельзя»: «Это тебе нельзя делать, пока не встретишь принца». В основе его лежит «никогда»: «Никогда не проси ничего для себя». Сказав «здравствуйте», Розовая Шапочка старается показать себя со­образительной девочкой, всегда готовой помочь.

Сизиф, или «Начни сначала»

Этот сценарий расскажет о Джеке и его дяде Гомере. Отец Джека был храбрым солдатом и погиб на войне, когда Джек был маленьким; вскоре умерла мать. Воспитывал его дядя Гомер — спорщик, хвастун и немножко мошенник. Он хотел сделать из Джека спортсмена и игрока, стремящегося побеж­дать везде и всегда. Однако, если Джек побеждал, дядя прихо­дил в неистовство. Если же Джек проигрывал, дядя дружески-пренебрежительно посмеивался. В конце концов, Джек стал проигрывать намеренно. Чем чаще он проигрывал, тем счастли­вее и доброжелательнее становился дядя. Джек хотел стать фотографом, но дядя возразил, так как считал это делом для слабых людей, а настоящий мужчина должен выбирать спорт. Джек пошел в профессиональный бейсбол. В действительности дяде хотелось, чтобы Джек попытался стать знаменитым спорт­сменом. Дядя постоянно находился рядом. Накануне первых игр в высшей лиге Джек повредил руку и вынужден был расстаться со спортом. Позже он говорил, что не может объяс­нить, как опытный игрок вроде него мог повредить руку весной, когда все берегут себя, чтобы быть в лучшей форме к началу сезона.