Смекни!
smekni.com

Игры, в которые играют люди 2 (стр. 61 из 86)

Самоубийство с мотивом: «Я им покажу» чаще всего не оправдывает надежды погибшего человека, так как имя само­убийцы может только случайно попасть в раздел мелких проис­шествий какой-нибудь газеты. И наоборот, самоубийство по причине крушения надежд и тщетности усилий, когда чело­век стремится уйти из жизни незаметно, может по каким-то случайным обстоятельствам попасть на первые полосы газет. Даже человек, покончивший с жизнью для того, чтобы его жена получила деньги по страховке, может попасть впросак, если не удосужится предварительно хорошо ознакомиться со страховым полисом. Для любого человека убийство или само­убийство — самый ужасный способ разрешения жизненных проблем. Во всяком случае человек, помышляющий о само­убийстве, должен усвоить хотя бы такие правила: родителям нельзя умирать, пока младшему ребенку не минуло восемнад­цать лет. Детям нельзя умирать, пока жив хотя бы один из их родителей.

280

Надгробный камень

У надгробного камня, как и у «футболки», две стороны. Рекомендуемые вопросы психотерапевта здесь таковы: «Что напишут на надгробной плите вашей могилы?» и «Что вы написали бы на памятнике своей могилы?» Вот типичные ответы: «Она была хорошей женщиной» или «Я старалась, но не сумела». В качестве авторов первой эпитафии подразумева­ются родители или те, кто выполняли роль родителей. Сочи­ненная ими эпитафия — антисценарий, тогда как сам пациент поместил бы на могильный камень свое сценарное предписа­ние, в данном случае: «Трудился усердно, но ничего не добил­ся». Так что надписи на этом могильном камне говорили бы об умершем только хорошее: с одной стороны, он следовал анти­сценарию, с другой — был послушным ребенком и выполнял родительские сценарные предписания.

Пациент может уклониться от ответа, ссылаясь, например, на то, что памятника на его могиле вообще не будет. Но и этот ответ чаще всего имеет определенный смысл: кто ни на что не надеется после смерти, тот утратил надежду в жизни. Но психотерапевт все же должен настоять на своем, переформули­ровав вопрос: «Ну, а если бы памятник был?» или «Предста­вим, что он обязательно будет».

Завещание

Как бы ни представлял себе человек сцену после его смер­ти, завещание или оставшиеся после него бумаги могут дать ему шансы увидеть все более отчетливо. Если его жизнь зиждилась на каком-либо фальшивом документе или неожидан­но найденном сокровище, что обнаруживается только после его смерти, то это выглядит для всех его ближних каким-то трю­ком, который покойный продемонстрировал им напоследок. Такие факты можно проследить на многих исторических при­мерах: ценные рукописи или редчайшие художественные холс­ты, спрятанные в гардеробе, являют миру неизвестных доселе художников, а вскрытие завещания обнаруживает тайную бед­ность или от всех скрываемое богатство. Завещание очень часто обнаруживает весьма неожиданные переключения. На­пример, мать оставляет все свое достояние неверной дочери, а преданной достаются жалкие гроши. Иногда лишь при чтении завещания обнаруживается двоеженство. Вопросы психотера­певта на эту тему: «Каков будет важнейший пункт в вашем

281

завещании?», «Что будет для ваших близких самой большой неожиданностью после вашей смерти?» — освещает в опреде­ленной степени жизненный сценарий пациента.

Мы проследили сценарный путь человека от времени, пред­шествующего его рождению, до событий, разыгрывающихся после его смерти. Тем не менее нам предстоит разобрать еще несколько интересных тем.

Часть третья СЦЕНАРИЙ В ДЕЙСТВИИ

ТИПЫ СЦЕНАРИЕВ

Победители, непобедители и неудачники

Сценарий обычно охватывает всю жизнь человека. Он осно­вывается на решениях, принятых в детстве, и на родительском программировании, которое беспрестанно подкрепляется. Под­крепление может осуществляться в ходе ежедневных контак­тов, когда, например, сын работает в фирме, принадлежащей родителям, или дочь каждый день перезванивается с матерью, чтобы обсудить текущие дела. Когда контакты между детьми и родителями осуществляются реже, например при переписке от случая к случаю, то воздействие родительских указаний будет непрямым, хотя и не менее сильным. Когда родители умирают, то их «инструкции» могут воздействовать даже более ярко и живо, чем раньше.

На языке сценариев неудачника мы назвали Лягушкой, а победителя — Принцем или Принцессой. Родители в основном желают своим детям счастливой судьбы, причем желают им счастья в той роли, которую для них избрали. Они бывают против изменения избранной для своего ребенка роли, за ис­ключением, может быть, только особых случаев. Мать, воспи­тывающая Лягушку, хочет, чтобы дочь была счастливой Ля­гушкой, но противится любой ее попытке стать Принцессой («Почему ты решила, что ты..?»). Отец, воспитывающий Прин­ца, желает, конечно, сыну счастья, но он предпочитает видеть его скорее несчастным, чем Лягушкой («Что же ты делаешь с нами? Мы отдавали тебе все лучшее»).

Психотерапевту советуем в первую очередь выяснить все в отношении сценария: кому он принадлежит — победителю или неудачнику. Это легко понять, ознакомившись с манерой паци­ента говорить. Победитель обычно выражается так: «В другой раз не промахнусь» или «Теперь знаю, как это делать». Неудач­ник же скажет: «Если бы только...», «Я бы, конечно...», «Да, но...». Бывают еще неполные неудачники или как мы их назы­ваем непобедители, которым сценарием предназначено тяжко трудиться, но не для того, чтобы победить, а чтобы удержаться на имеющемся уровне. Это те люди, которые говорят: «Да, я поступил так, но по крайней мере я не...» или «Во всяком случае, спасибо и за это». Непобедители чаще всего кажутся

283

прекрасными согражданами, сотрудниками, ибо они всегда ло­яльны, всегда прилежны и благодарны судьбе, что бы она им ни принесла. Проблем они никому не создают. Это люди, о кото­рых говорят, что они приятные в общении, хорошие соседи. Победители же создают окружающим массу проблем, так как в жизни они борются, вовлекая в борьбу других сограждан. Однако большинство неприятностей причиняют себе и окружа­ющим неудачники. Они остаются неудачниками, даже добив­шись определенного успеха, но если попадают в беду, то пытаются увлечь в нее всех рядом стоящих.

Победителем можно назвать человека, который решил в своей жизни достичь определенной цели и, в конечном счете, добился своего. Этот договор, или притязание, может состоять, например, в том, чтобы стать миллионером или чемпионом в спортивном беге на ту или иную дистанцию или стать доктором философии. Если он добился поставленной цели, то он — победитель. Если же он увяз в долгах, или получил какую-то серьезную физическую травму, или провалил экзамен на пер­вом курсе, то этот человек явный неудачник. Если же он положил в банк сравнительно небольшую сумму денег, или пробежал дистанцию за весьма скромное время, или ушел в промышленную фирму со званием магистра, то он, по крайней мере, непобедитель. Здесь очень важно то, какие цели человек формулирует для себя сам. И хотя в основе их — Родительское программирование, но окончательное решение принимает его Взрослый. Заметьте, человек, поставивший своей целью пробе­жать, например, стометровку за десять секунд, и сделавший это,— победитель, а тот, кто хотел добиться, например, резуль­тата — 9,5, а пробежал за 9,6 секунды — этот непобедитель. С точки зрения краткосрочных программ, победителем мы смогли бы считать того человека, кто мечтал и стал капитаном команды или кто смело назначил свидание «королеве» конкур­са красоты. А непобедитель — это тот человек, который так и не дотянулся до приличного результата в спорте или завел интрижку только с одной из участниц конкурса красоты. А неудачник даже не войдет в спортивную команду и не сумеет договориться о свидании ни с одной из красавиц.

Типичный, классический пример неудачника — человек, стра­дающий от болезней и прочих неприятностей безо всяких на то серьезных причин. Если же серьезная причина имеется, то этот человек ощущает «успех» в качестве мученика. Иногда это бывает лучшим способом победить, проигрывая.

284

Победитель знает, что ему делать в случае проигрыша, но не говорит об этом. А неудачник не знает, как быть, если придет неудача, но постоянно рассуждает, что он сделает в случае выигрыша. Так что достаточно послушать несколько минут подобный разговор, чтобы понять, кто из собеседни­ков — победитель, кто — неудачник. Особенно это выявляет­ся в семейном споре и в психотерапевтической группе.

Наверное, можно считать одним из основных правил такое: в сценарии победителя выигрыш предопределяется заботливым Родителем через антисценарные лозунги. Непобедитель полу­чает свой выигрыш от строгого Родителя посредством предпи­саний. Неудачника же приводят на тропу расплаты провокации сумасшедшего Ребенка его родителей, предписания, соблазня­ющие собственного саморазрушительного «демона» человека.

Сценарное время

Сценарием (победителя или неудачника) мы считаем способ структурирования времени своей жизни между первым привет­ственным звуком у материнской груди и последним «прощай» на краю могилы. Время жизни исчерпывается и наполняется деланьем и неделаньем. Время почти сплошь состоит из «ни­когда не делаю», «делаю всегда», «ни разу не делал раньше», «не буду делать, сделаю после», «делаю вновь и вновь» и «буду делать до тех пор, пока ничего уже невозможно будет сделать». Поэтому и возникают сценарии, обозначаемые как «Никогда» и «Всегда», «До тех пор, пока» и «После того, как», «Снова и снова», а также сценарии «С открытым концом». Их интересно проследить на сюжетах некоторых греческих мифов. Греки очень тонко чувствовали жизнь.