Смекни!
smekni.com

Игры, в которые играют люди 2 (стр. 65 из 86)

Диагноз: компенсированная шизофрения.

Песня: «Старые бойцы не умирают».

Роли: Неудавшийся Спаситель, Преследователь, Жертва.

Переключения: от Жертвы (матери и отца) к Спасителю (товарищей) и к Жертве (обстоятельств).

Родительское наставление: «Трудись усердно и помогай людям».

Родительский образец: «Вот способ с этим справиться — пей!»

Родительское предписание: «Не добивайся результатов».

Позиция: «Я не хороший», «Все другие хорошие».

Решение: «Я загублю себя работой».

«Футболка»: впереди — «Я хороший парень», сзади — «Даже если это меня погубит».

Времяпрепровождение: воспоминания о войне.

Игра: «Я всего лишь пытаюсь помочь вам».

Антитезис: «Хватит убивать себя».

Разрешение: включиться в жизнь и идти вперед.

Классификация

«Старый боец» — сценарий «непобедителя». Однако идти вперед, делать карьеру — для многих старых бойцов дело чести. Это целеориентированный сценарий, организованный по принципу «нельзя»: «Нельзя идти вперед, пока они тебя не позовут». В основе его — «после»: «После того, как война закончилась, остается лишь медленно умирать». Время ожида­ния смерти заполняется возможностью помогать людям и вос­поминаниями о былых сражениях.

Победитель дракона, или «Папочка знает лучше»

...Жил некогда человек по имени Георгий, прославившийся тем, что побеждал драконов и оплодотворял бесплодных жен­щин. Он бродил по стране свободный и независимый (так по

299

крайней мере, казалось). Однажды в летний день он скакал на лошади по степи и вдруг заметил вдали языки пламени, взви­вавшиеся к поднебесью. Приблизившись, он услышал ужасный рев, сквозь который прорывались пронзительные девичьи кри­ки. «Так,— подумал он, беря копье наперевес.— Уже третий дракон с девицей на этой неделе. Я убью злодея, и, конечно, моя храбрость будет вознаграждена». «Держись, мерзавец!..— крикнул Георгий дракону и ободрил девицу: — Не бойся». Дракон стал рыть когтями землю, предвкушая не только двой­ной обед, но и то, что он любил еще больше,— хорошую драку. Девица по имени Урсула простерла вверх руки и закричала: «О мой герой! Я спасена!» Она не только радовалась спасению, но и предвкушала увидеть прекрасное зрелище, за которое (по­скольку на самом деле она не была девицей) надеялась отбла­годарить спасителя.

Георгий и дракон разъехались, готовясь к схватке. Урсула приветствовала обоих. В этот миг появился еще один всадник на коне с украшенной серебром уздечкой и сумками, набитыми золотом. «Эй, малыш!» — закричал новоприбывший.

Георгий удивленно обернулся: «Пап, как я рад тебя видеть!» Развернувшись, он спешился, чтобы поддержать стремя отцу. Последовал разговор между отцом и сыном. Иногда был слы­шен голос Георгия: «Да, папа. Конечно, папа. Как ты скажешь, папа». Ни дракон, ни Урсула не слышали, что говорил отец, но скоро им стало ясно, что разговор обещает быть долгим.

«О боже! — воскликнула Урсула, сердито топнув ногой.— Где же герой? Как появился этот старик, так мой спаситель только кланяется, расшаркивается. И ноль внимания на меня, бедняжку!» — «Действительно,— сказал дракон.— Это, кажет­ся, надолго». Он выключил пламяизвергатель, растянулся на траве и громко захрапел. Наконец старик уехал, а Георгий стал готовиться к схватке. Он взял наперевес копье, ожидая, что дракон изрыгнет пламя, а Урсула радостно закричит. Но он услышал: «Хам!» Это выкрикнула Урсула и пошла прочь. Дра­кон поднялся на ноги, сказал: «Чудак» — и тоже ушел. Уви­дев это, Георгий с криком: «Эй, папа!» — поскакал вслед за отцом. Урсула и дракон одновременно обернулись и прокрича­ли: «Жаль, что твой отец старый, а то бы он мог куда лучше заменить тебя!»

300

Зигмунд, или «Если не выходит так, попробуем иначе»

...Зигмунд решил стать великим человеком. Он умел рабо­тать и поставил себе целью проникнуть в истэблишмент. Это, он считал, все равно, что войти в небесные врата. Его, однако, туда не пускали. Тогда он решил обратиться к преисподней (речь шла о бессознательном). Там не было истэблишмента, там всем было все равно.

И он обрел авторитет в преисподней. Успех его был столь велик, что скоро истэблишмент переместился в преисподнюю.

Анализ

Тезис. Кто-то решает стать великим человеком, но окружа­ющие создают ему всяческие препятствия. Вместо того чтобы использовать время на их преодоление, он все обходит сторо­ной, находит проблему, достойную его рвения, и в «преиспод­ней» становится великим человеком.

Диагноз: фобии.

Герои: Ганнибал, Наполеон и т. п.

Роли: Герой, Оппоненты.

Переключения: Герой, Жертва, Герой.

Родительское наставление: «Работай усердно и не остав­ляй труда».

Родительский образец: «Используй свой ум и найди ему применение».

Родительское предписание: «Будь великим человеком».

Позиция: «Я в порядке, когда я творю», «Они в порядке, если они думают».

Решение: «Если не добраться до небес, то попробую в преисподней».

«Футболка»: не видно ничего (ни на груди, ни на спине).

«Премиальные купоны»: не собирает.

Игры: на игры нет времени.

Антитезис: нет необходимости.

Разрешения: имеется их вполне достаточно.

Классификация

Это сценарий «победителя». Ведь Зигмунда ведет по жиз­ни сценарий, так как он знает, что должен делать. Это целеориентированный сценарий, организованный по принципу «мож­но»: «Если не получается так, можно попытаться иначе». В основе его лежит «всегда»: «Никогда не прерывай усилий

301

(всегда пробуй)». Сказав «здравствуйте», он тут же прини­мается за работу.

Флоренс, или «Ясновидение»

...Мать желала для своей дочери Флоренс хорошей партии и счастливого места в обществе. Однако Флоренс решила, что ее судьба — в служении человечеству. Более четырнадцати лет все окружающие старались ее переубедить, но все было напрасно. Она добилась своего и стала медицинской сестрой. С огромным трудом, преодолевая всевозможные препятствия, она снискала уважение со стороны даже высшего общества. Посвя­щая всю себя делу, Флоренс не участвовала в интригах, была очень скромной, не создавала себе рекламу, но стала известна всему миру.

Анализ

Тезис. Мать внушала Флоренс светские амбиции, но в глубине души девушка ощущала свое более высокое предназ­начение. Она отчаянно боролась с матерью за право избрать собственный путь. Окружающие воздвигали на этом пути препятствия, но Флоренс не тратила времени на игры, она обходила все препятствия в поисках великих задач и стала героиней.

Диагноз: кризис взросления.

Героиня: Жанна д'Арк.

Роли: Героиня, Оппоненты.

Переключения: Жертва, Героиня.

Родительское наставление: «Выйди замуж за богатого человека».

Родительский образец: «Делай так, как тебе говорят».

Родительское предписание: «Не спорь».

Предписание (скорее всего отца): «Будь героиней, как Жан­на д'Арк».

Позиция: «Я хорошая, если я действую», «Они хорошие, если мне не мешают».

Решение: «Я буду служить человечеству, иначе я не могу».

«Футболка»: впереди — «Заботиться о раненых солдатах», сзади — «Делай это лучше, чем делали прежде».

«Премиальные купоны»: не собирает.

Игра: нет времени на игры.

Антитезис: не нужен.

Разрешения: имеется их вполне достаточно.

302

Классификация

Это сценарий «победителя», классифицируемый так же, как и предыдущий. В обоих случаях герои брали неудавшийся сценарий (Ганнибал, Наполеон, Жанна д'Арк) и превращали его в успешный, причем вопреки противодействию окружаю­щих. Это удалось благодаря тому, что оставлялись открытые возможности, позволяющие обойти препятствия, не сталкива­ясь с ним лоб в лоб. Такая гибкость ни в коей мере не умаляет решимости действовать и не мешает достижению желаемого.

Трагические сценарии

Можно спорить о том, являются ли победители победителя­ми именно потому, что их побуждает к этому сценарий, или потому, что им разрешен самостоятельный выбор. Относи­тельно неудачников, наверное, нет сомнений в том, что они подчинены родительскому программированию и собственному внутреннему «демону». Трагические сценарии могут быть «вы­сокими» и «низкими». «Высокие» становятся источником вдох­новения и могут воплощаться в образах благородных героев на театральных сценах. В «низких» в основном вновь и вновь воспроизводятся одни и те же сюжеты, появляются одни и те же мрачные типы, которые располагаются в унылых декораци­ях социального дна, то есть в тех местах, которые общество предоставляет неудачникам. Там они собирают свои «коричне­вые купоны»: в кабаках, ломбардах, в залах судебных заседа­ний, в больницах, моргах и различных злачных местах.

В жизни неудачника сценарный элемент легко различим, ибо итог этой жизни всегда типичен. Поэтому книги по психи­атрии и криминологии, с их бесконечным количеством конкрет­ных примеров, представляют собой прекрасный источник для изучения таких сценариев.

Дети, по существу, являются «пленниками» родителей, ко­торые могут в основном сделать из них все, что пожелают. Девочке, например, могут говорить, что она истеричка, плакса и жалеет только себя. Родители знают ее слабые места и иногда мучают ее в присутствии гостей до тех пор, пока она, не выдержав, не ударится в слезы. Если же ей уже известно, что слезы — это знак «жалости к себе», то она может постараться не плакать, но, когда сдерживаться ей становится невозможно, бурный ее плач может быть похож на припадок. Родители

303

говорят: «В чем дело? Каждый раз, когда у нас гости, она закатывает истерику. Что за плакса...» и т. д. Главный вопрос для сценарного аналитика в подобной связи будет таким: «Как бы вы воспитывали девочку, чтобы, будучи взрослой, она вела бы себя так же, как эта пациентка?» Ответ на такой вопрос помогает психотерапевту восстановить процесс воспитания па­циента.