Смекни!
smekni.com

Игры, в которые играют люди 2 (стр. 85 из 86)

Но, наверное, самый важный аспект влияния психоанализа заключается в том, что «империя Эдипа» простерлась в сознании многих миллионов людей, которые под воздействием пропаган­ды (целенаправленно осуществляемой психоаналитическими обществами, различными журналами, лечебными учреждения­ми, а также художниками, писателями, кинематографистами психоаналитической ориентации) нередко рассматривают свою жизнь, судьбу, общение с другими людьми сквозь «Эдиповы» очки, через призму психоаналитических понятий и теорий.

Теория не только описывает реальность, но и в известной степени ее формирует. Обратимся в связи с этим к примеру, приведенному Э. Берном в настоящей книге. К психотерапевту записалась на прием женщина, жалующаяся на головные боли, депрессию, бессонницу, которые были следствием мучительных неразрешимых проблем ее личной жизни. После многочасовых бесед (не просто разговоров, а исследовательских расспросов, регулируемых канонами психоаналитической терапии) психо-

390

терапевт приходит к выводу, который и внушает своей пациен­тке: все ее проблемы вызваны стремлением найти в мужчинах, встречающихся на ее пути, образ дедушки, который когда-то, еще в ее детстве, стал играть для нее роль сексуального символа. С образом дедушки, глубоко запечатлевшимся в дет­ском сознании, она стала соразмерять реально встреченных мужчин и отвергать их претензии как несостоятельные. В этом психотерапевт увидел источник всех ее неудач в личной жизни и нарушений в здоровье. Хотя объяснение может показаться по-своему логичным, все же человеку, незнакомому с методами и понятиями психоаналитической терапии, оно может пока­заться в лучшем случае несколько экзотическим, в худшем — просто диким. Но если представить, что подобного рода объяс­нениями мир человека заполняется с раннего детства, когда они фигурируют на страницах прессы, в романах и кинофиль­мах, то можно вообразить, что они отвечают реальностям жизни. Кроме того, пациент знает, что методы, которыми пользуется психотерапевт, официально признаны, что он — глубоко уважаемый обществом эксперт, гуманность и полез­ность действий которого не подлежат сомнению. В этом случае объяснение принимается с готовностью и благодарностью, а «влечение» к образу дедушки, так же как «комплексы», прочего рода психоаналитические конструкции рассматриваются не как теоретические интерпретации, вербальные конструкции (кото­рым неизвестно еще, что соответствует и соответствует ли вообще что-нибудь в жизни), а как стопроцентные факты, с которыми нужно сосуществовать. Именно так они начинают рассматриваться пациентом, и он строит свою жизнь, поступки и действия, исходя из их наличия.

Таковы сложные процессы трансформации субъективных взглядов, теоретических представлений в объективную реаль­ность. Проще всего было бы отмахнуться от психоаналитиче­ских образов, сказав, что все это выдумка, миф, а потому не заслуживает никакого внимания. Но при этом не учитывается, что миф — не просто досужая выдумка или специальное изо­бретение для одурачивания легковерных. Миф — это в опреде­ленном смысле картина мира. Некоторые люди воспринимают миф как истину, так же реально, как и конкретные жизненные явления. По воздействию на жизнь человека образы психоана­лиза могут быть реальными, сколь реальными, например, были боги Олимпа в жизни древних греков.

391


Экскурс в историю возникновения и распространения пси­хоанализа мы предприняли для того, чтобы показать читателю, в какой духовной и культурной традиции возникли книги Э. Берна и на какое читательское восприятие они в принципе были рассчитаны. Именно по причине специфики психоанали­за, особенностей (в значительной мере с его помощью сформи­рованной) культурной среды многие суждения и объяснения Э. Берна могут показаться нашему читателю, выросшему в иной культурной традиции, непонятными, недостаточно убе­дительными, а иногда неприятными и даже шокирующими. Автор сам осознает эту специфичность, неоднократно отмечая в своих рассуждениях, что он приводит примеры применитель­но только к США.

Но не стоит и преувеличивать существующие культурные различия, делая вид, что все здесь шокирует и все непонятно. В свое время успех психоанализа объяснялся тем, что 3. Фрейд и его последователи едва ли не первыми в истории психологи­ческой мысли обратились к изучению основополагающих вех человеческой жизни: рождения, взросления, любви и смерти. Это, конечно, было прорывом к новым горизонтам. 3. Фрейд разрушил стену между реальностью жизненных проявлений и как бы камуфлирующей, затушевывающей остроту их проявле­ний общественной моралью, по-своему выражающейся в науке, философии, в религиозной мысли и в других формах общест­венного сознания.

Апелляция к универсальным фактам человеческой жизни сделала труды Фрейда и его последователей интересными и важными для любого человека. Любовь есть любовь, смерть есть смерть — это понятно каждому, точно так же как и слова «родитель», «ребенок», «взрослый». Темы эти вечны, хотя это, разумеется, еще не залог вечности написанных на эти темы трудов. Но это уже вопрос индивидуального научного и литера­турного таланта. А в книгах Эрика Берна, смеем утверждать, талант присутствует. Кроме того, не следует преувеличивать трудности восприятия книги Берна с иных культурных пози­ций. В связи с этим возникает мысль, которая может показать­ся неожиданной, возможно, даже кое-кому кощунственной: это определенное родство психоанализа как зондирования челове­ческой психики с традицией русской литературной классики. Речь, конечно, идет не о теоретическом аппарате, а о направ­ленности подхода. Ведь слово «психоанализ» — это калька с древнегреческого понятия «разложение души» (psyche —

392

душа, analysis — разложение, расчленение). Поэтому психо­аналитическое изучение личности пациента иногда производит шокирующее впечатление. Психотерапевт буквально лезет в душу пациенту, извлекая на свет такие ее глубины, что третьей стороне — читателю — становится иногда неловко. Но тогда вспоминаешь исследовательское бесстрашие Федора Достоев­ского, а иногда — и Льва Толстого, выворачивающих букваль­но наизнанку мятущуюся человеческую душу, вытягивая на свет такие ее влечения и стремления, в которых человек никогда не в силах был бы признаться сам себе.

Неоднократно высказывалось мнение, что русская классика была одним из важных побудительных мотивов возникновения психоанализа. Во всяком случае, сам Фрейд в течение всей своей жизни питал неистощимый интерес к творчеству Досто­евского, а герои Достоевского и сам их создатель многократно становились предметом исследования для самого 3. Фрейда.

Возможно, отдельные страницы книги Э. Берна и произве­дут шокирующее впечатление, но не столько потому, что это «чуждо» нашей культуре, а скорее потому, что с «нелегкой руки» некоторых блюстителей общественной морали в послед­ние десятилетия у нас считалось не очень-то уместным отыски­вать «вечные проблемы», ставить «последние вопросы» в лите­ратуре, науке, искусстве.

Однако следует подчеркнуть, что мы говорим о проблемах и направленности их исследования, а не о конкретных, «техни­ческих» в определенном смысле слова, специфичных для психо­анализа решениях и методах. Наверное, мы уже достаточно сказали об истории психоанализа и о месте работ Э. Берна в психоаналитическом движении. Но у читателя может возни­кнуть вопрос: в конечном счете верна или не верна психоана­литическая концепция вообще и, в частности, выраженная в этой книге концепция человеческого общения и человеческой судьбы, принадлежащая Эрику Берну? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, так как суть проблемы гораздо сложнее, чем она может показаться на первый взгляд, ответ можно было бы сформулировать так: психоаналитическая кон­цепция человека и человеческих взаимоотношений, в частнос­ти концепция Эрика Берна, теоретически неверна, но в то же время цели ее автора гуманны и благородны, а некоторые его теоретические соображения интересны и полезны. Такое суж­дение нуждается, конечно, в уточнениях и разъяснениях. Пре­жде всего — о теоретической стороне дела. Если в первые

393

десятилетия существования психоанализа критика его велась в основном с моральных или абстрактно-идеологических позиций (это-де покушение на самое святое, разрушение моральных и идейных устоев и т. д. и т. п.), то последние двадцать лет ознаменовались и в нашей стране, и на Западе усилением чисто научной критики.

Итоги критики обычно сводят к следующему. Во-первых, «тройственная» структура психического аппарата, как она изо­бражалась 3. Фрейдом («Я», «Оно», «Сверх-Я») и как она, с соответствующими изменениями, изображена Берном («Взрос­лый», «Ребенок», «Родитель»), представляет собой весьма при­митивную конструкцию, не находящую никакого соответствия в изучаемом невропсихологами материальном субстрате чело­веческой психики и в происходящих в ней процессах. Во-вто­рых, биофизики показали, что созданная 3. Фрейдом и усвоен­ная многими из позднейших психоаналитиков теория влечения (любой из человеческих мотивов представляет собой в конеч­ном счете превращенную форму полового влечения) ориенти­рована на чересчур простую «гидравлическую» модель. Это устаревший, давно пройденный наукой уровень понимания био­логической энергии. В-третьих, современные психологи с по­мощью самых тонких экспериментов не смогли обнаружить сколько-нибудь устойчивых доказательств того (как это счита­ли 3. Фрейд и Э. Берн), что содержание снов обнаруживает суть вытесняемых бессознательных стремлений. В-четвертых, 3. Фрейд, а за ним буквально все представители психоанализа (как показали долговременные эмпирические исследования в рамках возрастной психологии) непомерно преувеличили роль ранних детских переживаний в становлении человеческой пси­хики. Они далеко не всегда оказывают «судьбоносное» влия­ние. Этот факт подрывает едва ли не главные составные части психоанализа — учение о неврозах и концепцию психоанали­тической терапии.