Смекни!
smekni.com

Предисловие редактора перевода (стр. 29 из 67)

Итак, мы теперь располагаем данными о том, что зрительная информация может некоторое время сохраняться в памяти после исчезновения стимула. Остается, правда, важный вопрос: откуда нам известно, что зрительная информация находится в КП, а не в иконической памяти? Ведь описанные здесь эксперименты не позволяют утверждать, что в сопоставлении двух идентичных букв не используется иконическая информация. Есть, однако, данные, указывающие на то, что используемые при этом следы находятся не в сенсорном регистре и что их скорее следовало бы отнести к "кратковременной" памяти (в соответствии с критериями, которые мы установили в начале главы).

Один из доводов в пользу несенсорной природы этих зрительных следов состоит в том, что они, по-видимому, сохраняются даже после исчезновения иконического образа (Posner a. о., 1969). Предположим, например, что в интервале между двумя буквами (предъявляют какое-то маскирующее поле — скажем, произвольный черно-белый узор. Следовало бы ожидать, что этот узор сотрет иконический образ первой буквы. В таком опыте полное совпадение все еще выявляется испытуемым быстрее, чем совпадение названий (хотя в обоих случаях затрачивается больше времени, чем при "пустом" межстимульном интервале). Таким образом, зрительная информация о первой букве, по-видимому, сохраняется даже после предъявления маскирующего поля, а это означает, что она хранится не в сенсорном регистре, а в каком-то ином месте.

Другим указанием на то, что обсуждаемая нами зрительная память не является сенсорной, служат данные о возможности "заимствовать" соответствующий образ из ДП. Опишем результаты одного из таких экспериментов (Posner а.о., 1969). Вместо зрительного предъявления первой буквы испытуемому говорят: "Это заглавное А". Затем следует "пустой" интервал, после чего предъявляется либо заглавное А, либо какая-нибудь другая буква. При таких условиях время реакции для положительных ответов (когда вторая буква соответствует объявленной) сравнимо с ВР для случаев полного совпадения (в обычных условиях, т. е. при зрительном предъявлении обеих букв) при межстимульном интервале порядка 1 с и более. При интервале менее 1 с полное совпадение выявляется испытуемым несколько быстрее. Эти результаты позволяют предполагать, что испытуемый использует вербальное предъявление для того, чтобы создать внутренний зрительный образ объявленной буквы (с помощью правил, описывающих соответствие между звучанием и видом букв). После появления второй буквы он сравнивает с ней этот созданный им внутренний образ. Если испытуемый располагает по меньшей мере одной секундой для построения этого внутреннего образа, то этот образ сравним с тем, что имелось бы при зрительном предъявлении первой буквы. Если же времени слишком мало (меньше 1 с), получается образ "худшего качества", чем след буквы, предъявленной зрительно. Как мы видим, испытуемый, вероятно, может создавать зрительное представление в соответствии с содержащимися в ДП правилами или может удерживать в памяти подобный же образ после фактического предъявления стимула. Это служит веским доводом в пользу того, что зрительный образ, сохраняющийся после исчезновения стимула, не является иконическим следом, поскольку такого рода образ может быть извлечен из ДП, а не только получен непосредственно через органы чувств.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С "МЫСЛЕННЫМИ ПОВОРОТАМИ"

Представление, которое испытуемый создает, пользуясь информацией из ДП, сходно с тем, которое может возникнуть при попытке зрительно перебрать в уме буквы алфавита. Дополнительные сведения о таких представлениях были получены в работах Роджера Шепарда, Линн Купер и их сотрудников (Cooper a. Shepard, 1973; Shepard a. Metzier, 1971). Эти авторы занимались исследованием так называемых мысленных поворотов — поворотов зрительных образов, подобных тем, которые мы рассматривали. Они давали испытуемым задания, сходные с познеровскими. В одном из экспериментов испытуемые должны были нажимать на одну кнопку при предъявлении буквы и на другую — при предъявлении зеркального отображения этой буквы. Особенно интересно то, что стимул мог быть повернут в своей собственной плоскости. Так, например,

нужно было опознать как "нормальную" букву (какой она и будет, если ее правильно повернуть), а
— как ее зеркальное отображение. Угол поворота относительно нормального положения варьировал в пределах от 0 до 360o. Шепард я его сотрудники установили, что ВР, необходимое для правильного ответа, находилось в прямой зависимости от степени поворота буквы (рис. 7.4). По мере ее вращения от 0 до 180o ВР возрастало; при дальнейшем вращении от 180 до 360o (что соответствует поворотам от 180 до 0o в обратную сторону) оно постепенно уменьшалось. Характер изменения ВР позволяет предполагать, что испытуемый мысленно поворачивал букву, приводя ее в нормальное положение (по часовой стрелке или против часовой стрелки, смотря по тому, какой путь короче, например
), а затем на основании полученного зрительного образа решал, обычная это буква или "зеркальная". Каждый лишний градус, на который приходилось поворачивать стимул, увеличивал время реакции, что и приводило к постепенному возрастанию этого времени с увеличением угла поворота. Таким образом, судя по этим результатам, испытуемые способны производить поворот какого-то мысленного отображения стимула — своего рода кратковременного зрительного кода. Мы можем также кое-что заключить относительно природы этого зрительного кода: во всяком случае, он должен быть таким, чтобы его можно было поворачивать, а это означает, что кодне просто перечень тризна ков. Как можно было бы повернуть перечень признаков? Как можно было бы, поворачивая какойлибо перечень, вызвать такое закономерное изменение вpeмeни реакции? Шепард и его сотрудники полагают, что зрительный код должен быть более или менее прямым отображением первоначального стимула.

Многие другие эксперименты, шроведенные в последнее время, тоже говорят в пользу того, что код КП не обязательно должен быть акустическим: возможно существование таких зрительных представлений (создаваемых с помощью информации из ДП или прямо отображающих внешний стимул), которые сохраняются в КП несколько секунд или же до тех пор, пока над ними производится какая-то "работа". Подобных исследований так много, что рассмотреть их все здесь не представляется возможным. Однако, прежде чем закончить обсуждение зрительной КП, мы ознакомимся еще с одной группой экспериментов, имеющих отношение к гипотезе о существовании зрительных кодов. Эти эксперименты не были предназначены для изучения зрительной КП. Их автора, Саула Стернберга, интересовала в первую очередь проблема извлечения информации из кратковременной памяти.

СКАНИРОВАНИЕ ПАМЯТИ И ЗРИТЕЛЬНАЯ КП

Свой основной эксперимент Стернберг (Sternberg, 1966) поставил с целью изучить, каким образом происходит извлечение информации из КП: воспринимается ли она целиком, сканируется или считывается? Может ли вся информация обследоваться одновременно — с помощью какого-то процесса параллельного сканирования? Или же сканирование производится последовательно, так что каждый элемент или структурная единица прочитывается одна за другой? Для выяснения этого и других вопросов Стернберг разработал следующую задачу. Каждый испытуемый участвовал в ряде проб, и в каждой пробе ему сначала предъявляли "стандартный набор", например от одной до пяти цифр (примером набора из четырех цифр может служить "2, 4, 7, 3"). Число элементов в наборе было меньше объема КП, и испытуемого просили запомнить их. Затем ему предъявляли "контрольный стимул" — одну цифру, которая могла входить или не входить в исходный набор. Испытуемый должен был ответить "да", если контрольный стимул соответствовал одному из элементов стандартного набора, и "нет", если он не соответствовал ни одному из них. Так же как и в экспериментах Познера, испытуемые могли выполнять это задание с очень небольшим числом ошибок, поэтому измеряемой переменной было время реакции (ВР). В данном случае ВР определялось как промежуток времени между предъявлением контрольного стимула и ответом испытуемого (обычно состоявшем в нажатии на кнопку, рис. 7.5, A).

Какого рода переработка информации происходит в этот короткий период? Задачу можно предположительно расчленить на отдельные компоненты того же типа, что и в экспериментах Познера (рис. 7.5, Б). Мы исходим из того, что при появлении контрольного стимула в КП испытуемого содержится стандартный набор элементов. Будем считать, что последующая переработка состоит из трех этапов. Сначала испытуемый воспринимает и кодирует контрольный стимул — переводит его в какую-либо внутреннюю форму; затем он сравнивает этот стимул с элементами стандартного набора и, наконец, на основании этих сравнений дает ответ. Суммарное время, затрачиваемое на все эти этапы, представляет собой ВР данного испытуемого.

Стернберга особенно интересовали изменения ВР, связанные с изменением величины стандартного набора, т. е. числа элементов в этом наборе. Из таких изменений ВР можно кое-что заключить относительно процесса сравнения, производимого испытуемым на втором этапе выполнения задачи. Что произойдет, если увеличить стандартный набор на одну цифру? Испытуемому придется произвести больше сравнений, так как он должен сравнивать контрольный стимул с каждым элементом стандартного набора. Изменение ВР при добавлении одной цифры должно быть различным в зависимости от того, каким способом испытуемый выполняет задание; поэтому, выяснив, как изменяется ВР, мы сможем судить о том, как он перерабатывает предъявленную информацию.