Смекни!
smekni.com

Предисловие редактора перевода (стр. 35 из 67)

СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Сетевые модели семантической памяти, подобно теории Брауна и Мак-Нейла, описывают ДП как чрезвычайно обширную сеть связанных между собою понятий. Сетевые модели обладают известным сходством с концепцией "стимул — реакция", рассматривающей память как пучок ассоциаций. Однако эти модели в некоторых отношениях существенно отличаются от традиционных ассоциационистских концепций. Прежде всего большинство таких моделей допускает образование ассоциаций разного рода, т. е. допускает, что не все ассоциации одинаковы. Это значит, что при ассоциировании двух понятий взаимоотношения между ними известны; ассодиация — это нечто большее, чем простая связь. Такой подход получил название "неоассоциационизма" (Anderson а. Bower, 1973). Подобное представление о ДП содержит также идею о том, что ассоциативные сети обладают максимально возможной упорядоченностью и компактностью. Следует ожидать, что предметы, концептуально близкие друг другу, будут тесно ассоциироваться в сетях ДП. В этом смысле ДП похожа на словарь, где, однако, "слова" не расположены в алфавитном порядке; алфавитный принцип, по которому построены наши обычные словари, мало полезен при выяснении связей между понятиями. Возьмем, например, названия .двух таких сравнительно необычных животных, как архар и як. Они очень близки понятийно, но максимально разделены в словаре. В ДП они, вероятно, ассоциированы более тесно, чем в словаре.

Но если ДП представляет собой такого рода упорядоченную сетевую структуру, можно задать вопрос: что же означает "упорядоченная"? Мы можем попросить дать нам более подробное описание этой сети-именно в этом и состоит задача моделей, которые мы собираемся рассмотреть. При этом рассмотрении мы прежде всего обнаружим, что связи между понятиями оказываются круговыми. Что это означает? Вернемся вновь к нашему примеру со словарем. Допустим, что нам нужно выяснить по словарю значение слова "клиент". Мы найдем: "клиент, сущ.-1. Постоянный покупатель или заказчик. 2. Лицо, пользующееся услугами профессионала, например юриста". Мы получили довольно подробное описание слова "клиент"-это существительное, т. е. название некоторой "вещи"; оно имеет несколько значений, и нам сообщили об этих значениях. Допустим, однако, что мы не знаем языка, на котором составлен словарь, и поэтому нам мало поможет определение, данное через другие слова, которые нам тоже неизвестны, такие, как "профессионал". Мы можем посмотреть в словаре слово "профессионал" и найдем, что это "лицо, владеющее данной профессией". Это нам не очень поможет. Мы можем посмотреть слово "юрист" и обнаружим, в частности, что "...юрист-общий термин, приложимый ко всем лицам, занимающимся данной профессией; адвокат и поверенный — юристы, ведущие дела своих клиентов". Короче говоря, мы запутались: "клиент" определяется через слово "юрист" и "профессионал"; "юрист" определяется через слова "профессия" и "клиент"; "профессионал"-через слово "юрист" и так далее. Вот это и означает круг в определении. Слова определяются при помощи других слов. И, как мы увидим, d сетевых теориях ДП предполагается, что понятия приобретают смысл благодаря их ассоциациям с другими понятиями.

Следует сделать еще одно последнее замечание относительно языка, которым пользуются при описании современных моделей ДП. Вам может показаться, что эта терминология взята прямо из школьного учебника грамматики, поскольку ДП описывают с помощью таких слов, как подлежащее, сказуемое, существительное и т. п. В чем тут дело? Немного подумав, мы увидим, что в этом нет ничего странного. Возьмем, например, термины "подлежащее" и "сказуемое". "Подлежащее" — это некий предмет, некое понятие, которое может быть представлено существительным или именной фразой. "Сказуемое" — это понятие, сообщающее нам что-либо о подлежащем. Подлежащее и сказуемое, "вещность" и предикация вещей, очевидно, соответствуют различным аспектам действительных отношений. В качестве таковых они обладают не только грамматической, но и психологической реальностью и, вероятно, представлены в ДП в виде элементов, отделимых друг от друга. Таким образом, в той мере, в какой грамматические понятия обладают психологической реальностью, мы будем встречаться в моделях ДП с грамматическими терминами. Кроме того, в современных моделях структуры семантической ДП основной упор делается на то, каким образом в ней представлены те знания, которые передаются при помощи языка. Поэтому грамматические термины особенно удобны для описания ДП. Такое выделение роли языка вполне оправдано, так как именно необычайное развитие речи отличает человека от других живых существ. Возможно даже, что именно эти лингвистические способности обусловливают огромную емкость нашей памяти. По всем этим причинам структура языка занимает центральное место в описаниях ДП.

МОДЕЛЬ КУИЛЛИАНА

Существует несколько моделей долговременной памяти, в которых язык и ассоциативные сети играют важную роль. Первая из них-"Обучаемая система, понимающая язык" (ОСПЯ)1 -была предложена Куиллианом (Quillian, 1969; Collins a. Quilliap, 1969). Эта модель реализована в виде

машинной программы, которая пытается имитировать способность человека понимать и использовать язык естественным образом. В ..сущности, это попытка научить вычислительную машину разговаривать. На самом деле модель Куиллиана гораздо обширнее, чем она представлена здесь, так как описание ДП-лишь один из аспектов этой модели. Мы ограничимся рассмотрением содержащихся в модели положений относительно структуры ДП, процессов, действующих на эту структуру, и экспериментальных данных, относящихся к этому вопросу.

1Ее оригинальное (TLC). — Прим.ред. название — Teachable Language Comprehender

Рассмотрим прежде всего структуру ДП в соответствии с моделью Куиллиана. Фактическая информация представлена в этой модели структурами трех типов-элементами, свойствами и стрелками. Элементы и свойства-это определенные "места" в ДП в том смысле, как это понимают Браун и Мак-Нейл, т, е. участки, соответствующие информации о тех или иных понятиях. Различие между элементами и свойствами состоит в том, что они представляют понятия разного рода. Элемент — это структура, соответствующая какому-то объекту, событию или идее; это вещи, которые в английском языке бывают представлены существительным, именной фразой пли, если они достаточно сложны, целым предложением. По существу элемент-это то, что мы назвали "вещностью" (примерами элементов могут служить понятия "собака", "Америка", "отец", "хорошая погода", "хороший вибрафон" и т. п.). Свойство — это структура, сообщающая нам что-нибудь об элементе; грамматически она соответствует сказуемому в предложении или же прилагательному, наречию и т. п. (примеры: "плотный", "изящный", "быстро", "любит кошек"). Следует отметить, что хотя мы здесь приводим в качестве примеров слова, на самом деле элементы и свойства — структуры более абстрактные, чем слова. Это всего лишь внесенные в ДП записи, соответствующие определенным словам, а не сами слова. Однако использование словудобный способ называть определенные элементы или свойства, хранящиеся в ДП.

Чтобы понять, как стрелки вместе с элементами и свойствами образуют структуру ДП, полезно обратиться к рис. 8.1, где изображена структура, соответствующая всего лишь одному понятию-понятию, выражаемому словом "клиент" (таким образом, здесь отображен только один крошечный участок ДП). Как видно из этой схемы, слово "клиент" находится вне сетевой структуры ДП; в "умственном словаре" оно лежит за пределами этой сети. Однако оно указывает тот участок (т. е. элемент) в сети, который соответствует слову "клиент". Ассоциация между словом "клиент", находящимся в умственном словаре, и элементом "клиент" называется стрелкой. В сущности стрелки — это ассоциации в системе ОСПЯ. Они позволяют ассоциировать словарные метки с понятиями, хранящимися в ДП, а также связывают друг с другом элементы и свойства внутри сети ДП. Тем самым они служат для определения этих элементов и свойств; фактически определения соответствуют комплексам ассоциаций.

;

Согласно модели ОСПЯ, природу элементов и свойств можно описать, пользуясь небольшим числом правил. Рассмотрим правила, по которым можно создать элемент (рис. 8.1). Любой элемент состоит из упорядоченной группы стрелок. Первая стрелка данного элемента должна указывать на какой-то другой элемент, а именно на тот, который стоит по рангу непосредственно над первым. (Например, элементе, соответствующем понятию "клиент", первая стрелка ведет к элементу "лицо", так как понятие "лицо" включает в себя понятие "клиент". В сущности это класс ("лица"), стоящий на одну ступень выше класса "клиенты"ближайший класс высшего ранга, в который входит класс "клиенты".) Остальные стрелки этого элемента ведут к свойствам. Число таких стрелок не ограничено. В данном примере, однако, мы приводим только одну стрелку-ту, которая ведет к свойству, определяемому как "пользуется услугами профессионала".

Для того чтобы понять свойства, нужно ознакомиться с правилами, по которым они создаются в модели ОСПЯ. Подобно элементам, свойства состоят из упорядоченных групп стрелок. Как мы сейчас увидим, первые две стрелки совершенно обязательны. Чтобы понять, куда они направлены, мы должны сначала рассмотреть природу свойств вообще. Возьмем какое-нибудь типичное свойство, которое могло бы характеризовать какой-либо элемент, что-нибудь вроде "оно белого цвета". Это свойство относится к опреде.ленному атрибуту — предмет, характеризуемый данным свойством, обладает атрибутом цвета, и в данном случае значение этого атрибута — "белый". Вообще свойство можно представить себе как некий атрибут плюс определенное значение этого атрибута. Это может быть что-то иное, не выражаемое прилагательным (как "белый"); это может быть обстоятельство места, например "на холме". Здесь "на" есть атрибут, а "холме" — значение этого атрибута. Другого рода свойство может быть больше похоже на сказуемое, например "забрасывает мячи". Таким образом, форма, "атрибут-значение" носит достаточно общий характер и может включать свойства практически любого рода.