Смекни!
smekni.com

История средневекового государства и права санкт-Петербург (стр. 34 из 50)

Процесс в целом носил состязательный характер; при рассмотрении гражданских споров судья должен был предоставить тяжущимся равные права.

Особое внимание мусульманское право уделяло свидетельским показаниям. При этом отдавалось явное предпочтение показаниям мужчин: по преступлениям, за которые предусматривались строго определенные меры наказания, во внимание принимаются только свидетельские показания мужчин (четырех по прелюбодеянию, двух по иным деяниям). По менее значительным уголовным делам и обычным спорам показания одного свидетеля мужчины могли дополняться свидетельством двух женщин. В Коране по этому поводу сказано: "И берите в свидетели двух мужчин. А если не будет двух мужчин, то — мужчину и двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей, чтобы если собьется одна, то напомнила бы ей другая..."

Процесс был публичным, судебные дела рассматривались обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Прокуроров и адвокатов в Арабском халифате не было. В целом процесс отличался простотой и несложностью.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ.

ИНДИЯ.

В начале IV в. Индия состояла из многих мелких и более крупных государств, во главе которых стояли раджи, опиравшиеся на привилегированные касты брахманов (жречество) и кшатриев (военная знать). В 320 г. один из таких раджей северной Индии Чандрагунта покорил соседних правителей и основал в бассейне реки Ганга сравнительно крупное государство Гунта, которое просуществовало до начала VI в.

Индийское общество эпохи государства Гунта сочетало черты общинных порядков с чертами рабовладельческого общества и с чертами зарождающегося феодализма. В общественном строе Индии сохранялась система каст, закрепленная в свое время законами Ману. Большое значение в жизни общества имели сельские общины, во главе которых стояли старосты и другие должностные лица. Сельская община состояла из нескольких десятков или сотен семей, где земледелие соединялось с ремеслом. Ранние проявления феодализма в период правления династии Гунта сказывались в формировании сословия военно-служилых людей, получающих за службу землю с сидевшими на ней крестьянами. При этом формировался строй феодальной иерархии во главе с царем-магараджем, от которого зависели более мелкие князья-раджи. Господствующей религией по-прежнему был брахманизм, но только в его новой форме — форме индуизма, включавшего в себя некоторые элементы буддийской религии с ее учением о непротивлении злу, аскетизмом, верой в переселение душ.

В начале VI в. государство Гунта пало под ударами кочевников-эфталитов (белых гуннов), которые в 530 г. были разбиты. Но в связи с развитием процесса феодализации центральная власть магараджи слабела, а могущество его вассалов-раджей усиливалось.

Со второй половины VII в. Индия на длительное время превратилась в раздробленную страну со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Сперва над Индией нависла арабская угроза, с ее пропагандой ислама, но к середине VIII в. арабы были изгнаны из Индии.

Но в начале XI в. мусульманское нашествие в лице турок и афганцев возобновилось с еще большей силой. В результате много мусульман осело на севере Индии, а часть местного населения северо-западной Индии (теперешнего Пакистана) приняла ислам и постепенно слилась с завоевателями.

В 1192 г. союзные войска индийских князей были разгромлены тюрками-мусульманами и создали на территории Северной Индии собственное государство со столицей в г. Дели. Так появился Делийский султанат. При мусульманских правителях в Индии заметно усилился процесс феодализации. Они широко раздавали земли за военную службу туркам и афганцам и местным знатным индусам, принявшим ислам.

Эти пожалования — икты с течением времени превратились в наследственные владения, из которых сложился ряд крупных территориальных княжеств. Крупнейшие владельцы иктов в XIII в. превратились в самостоятельных правителей. Мелкие владельцы иктов (средние и мелкие феодалы) получали земельную ренту с крестьянских общин, усилив до крайней степени их эксплуатацию. В Индии стала складываться феодальная иерархия, на верхней ступени которой находился "повелитель правоверных". Далее шли крупнейшие феодалы (князья-раджи); ниже стояли тхакуры (бароны — по европейски). И наконец, внизу феодальной иерархии находились индийские рыцари (раджпуты); особенно много их было в пограничной области, находившейся между северной и средней Индией, которая получила название Раджпутаны.

Дворцовые перевороты, феодальная анархия в Делийском султана-те поставили под угрозу дальнейшую судьбу народов Индии, когда у ее границ появились монгольские войска.

Необходимость обороны своих владений вынудила феодалов объединиться вокруг делийского султана Балбана (1265-1287 гг.), который сумел подорвать силу господствующей до этого тюркской феодальной клики. При нем создается сильный центральный государственный аппарат и огромная армия из наемников. Появились многочисленные ведомства, основным из которых были финансовое (налоговое) и военное.

Территория делийского султаната была разделена на несколько областей, возглавляемых назначаемыми из центра наместниками (вали). Мусульманские правители, чтобы укрепить свои позиции среди покоренного населения, всячески поощряли переход индусов в ислам, предоставляя за это привилегии в занятии высоких постов в армии и администрации, давая налоговые льготы.

В конце XIII-начале XIV в. отдельные отряды монголов стали проникать в северную Индию, хотя набеги кочевников в это время в целом отражались. Но опустошения северных областей, ограбление населения сказались на упадке сельского хозяйства, промышленности и торговли.

В конце XIV в. Индия подверглась еще более страшному опустошению и разорению со стороны 120-тысячной армии Тимура, нанеся сокрушительный удар и без того уже слабому Делийскому султанату, который с этого времени перестал существовать как большая и относительно сильная держава и распался на ряд феодальных государств, мусульманских и индусских, которые вели друг с другом постоянную борьбу. Мусульманские северные князья, ранее имевшие большое влияние, были теперь ослаблены и не могли уже сохранить прежней гегемонии. Индийские же раджи, хотя несколько и усилились, все же не были настолько сильными, чтобы осуществить объединение Индии своими силами.

Воспользовавшись этим противостоянием, раздробленностью Индии, европейцы положили начало колонизации Индии. Так, в 1498 г. в Каликут прибыла эскадра Васко да Гамы; в начале XVI в. португальцам удалось захватить ряд пунктов на западном и южном побережье Индии.

А в начале XVI в. Индия подверглась новому завоеванию. В 1526 г. правнук Тимура, правитель Кабула Бабур с 20-тысячным войском, состоявшим главным образом из турок и афганцев, завоевал громадную, но раздробленную Индию.

Из владений северной Индии и восточного Афганистана создалось большое государство, получившее название "Империи великих моголов". В дальнейшем власть "великих моголов" распространилась почти на всю Индию. При преемниках Бабура, особенно при его внуке Акбаре (1556-1605 гг.) территория Могольской державы значительно расширилась, включая почти всю Индию и Афганистан.

Могольское завоевание не внесло существенных изменений в социально-экономический строй феодальной Индии. Собственником всех земель считался падишах. Большая часть земли фактически находилась во владении отдельных деревенских общин, внутри которой пахотная земля делилась на наделы, находившиеся в непосредственном пользовании отдельных крестьянских семей. Каждая семья платила налог и выполняла другие повинности. Наряду с земледелием крестьяне занимались ремеслом преимущественно для удовлетворения собственных потребностей. Внутри общины происходила социальная дифференциация. Так управляющий общиной совет — панчаят (совет пяти) состоял в основном из наиболее зажиточных общинников. В общине были и так называемые "пришлые", которые арендовали землю, оставляя себе лишь восьмую часть собранного урожая.

Особенностью индийских общин было разделение между земледельческим и ремесленным трудом. В каждой общине имелись представители соответствующих каст, наследственно занимавшиеся определенными ремеслами и обслуживающие все потребности общинников. В индийской общине имелись кастовые различия: общинная верхушка (староста и др.) и полноправные общинники принадлежали к более высокой касте, чем общинные ремесленники и слуги, которые принадлежали к самым низшим к неприкасаемым кастам. Деревенская верхушка стремилась к захвату общинных земель и превращению их в свою частную собственность.

Несмотря на все сложности в экономике Индии происходило развитие простого товарного хозяйства, что способствовало зарождению в недрах феодального строя капиталистических отношений.

Эти основы аграрных отношений продолжали оставаться и при Моголах, создавших на их базе свою военно-ленную систему.

Хотя падишах и считался верховным собственником всей земли, однако в его непосредственном распоряжении находилось лишь около восьмой части обрабатываемых земель. Все завоеванные земли составляли государственный фонд (халисэ); большая их часть была роздана крупным феодалам в виде условного держания (джагир), которое считалось военным леном, не переходящим, как правило, по наследству. Формально держателю джагира — джагирдару предоставлялось лишь право получения ренты от крестьян, проживающих на пожалованной ему земле, но в реальности его власть была весьма широкой. Вся Могольская Индия была разделена между численно незначительной группой в несколько тысяч крупнейших джагирдаров, каждый из которых должен был нанимать в зависимости от доходов своего лена отряд конных воинов для службы Великому Моголу. Правящая верхушка Моголов в большинстве исповедовала ислам. Наряду с ней в Могольской державе сохранились феодалы-индусы, игравшие второстепенную роль и считавшиеся вассалами падишаха.