Смекни!
smekni.com

История средневекового государства и права санкт-Петербург (стр. 4 из 50)

Для вступления в брак требовалось согласие обеих сторон, а также родителей или опекунов. До принятия христианства формой заключения брака у франков была покупка невесты. Следы этой покупки имеются в Салической правде, где указан размер покупной платы со стороны жениха в случае вступления в брак со вдовой ее родственнику, под опекой которой она находилась (титул XLIV — 3 солида и 1 динарий). Развод был первоначально разрешен только мужу и состоял в отказе мужа от дальнейшей совместной жизни с женой. Если развод был без уважительных причин, бывшая жена сохраняла свое приданое и подарки, сделанные супругом за период совместной семейной жизни; кроме того, муж должен был уплатить ей штраф. Под влиянием католической церкви в 744 г. развод был запрещен.

Жена могла иметь собственное имущество. Что касается имущества, приобретенного во время брака, то его собственником считался муж. Отец мог пользоваться имуществом своих несовершеннолетних детей и получал следуемое им вознаграждение за причиненный ущерб.

Ряд норм Салической правды был направлен на защиту семьи и нравственности.

Запрещались браки между свободными и рабами; за нарушение этого правила наказанием служила потеря свободы. За похищение чужой жены виновный приговаривался к исключительно большому штрафу в 200 солидов (как и за убийство свободного франка); за похищение чужой невесты — штраф 15 солидов в пользу жениха. Наказывалось внебрачное сожительство (со свободной — штраф 45 солидов, с рабыней — 15 солидов).

Наследственное право. В отношении родовых поместий и благоприобретенных недвижимостей, а также движимых имуществ ближайшими наследниками умершего были его дети и нисходящие (внуки, правнуки). При отсутствии их наследование производилось в зависимости от степени родства (по линиям). Первая степень родства — нисходящие (дети, внуки); вторая степень родства восходящие (отец и мать умершего и их нисходящие); третья степень родства (дед и бабка умершего и их нисходящие). Ближайшая степень родства исключала последующую. Если ближайшую степень составляло несколько родственников, они наследовали в равных долях.

Первоначально в германском праве не допускалось наследование по завещанию; но с развитием частной собственности в праве франков появляется так называемая аффатомия, путем которой можно было увеличить при жизни наследодателя долю того или иного наследника. Аффатомия напоминает легат по римскому праву; в данном случае указанное имущество переходило в пользу конкретного лица после смерти наследодателя. Но аффатомия могла иметь место лишь при отсутствии детей у наследодателя и лишь в отношении движимостей и благоприобретенных недвижимых имуществ.

Особый порядок наследования существовал применительно к феодам, которые наследовались по принципу майората (они переходили во владение старшего в семье).

Система преступлений и наказаний. Салическая правда запрещала кровную месть и самосуд, заменив их штрафом. При этом следует отметить крайнюю тяжесть штрафов, непосильных для рядовых крестьян-общинников. До конца VI в. в платеже штрафа должны были участвовать родственники виновного (так называемые сородичи); после отмены этого стал действовать принцип личной ответственности правонарушителя. Если виновный (и сородичи) не мог заплатить штраф, то он подвергался смертной казни (титул LVIII).

При определении наказания учитывались отягчающие вину обстоятельства (нападение на спящего, женщину, ребенка; надругательство над мертвым). Салическая правда формулировала понятие соучастия, при этом подстрекатель наказывался строже чем исполнитель.

Если говорить о конкретных составах преступлений, то Салическая правда (с учетом дополнений в виде королевских капитуляриев) предусматривает ответственность за следующие деяния.

1. Государственная измена, оскорбление короля, заговоры, наказание — смертная казнь. Религиозные преступления; например, за святотатство (кража церковного имущества) — изувечение и смертная казнь. За подделку монеты — смертная казнь.

2. Преступления против личности. За убийство — штраф. При этом Салическая правда закрепляет неравенство в системе наказаний в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего (за убийство свободного франка — 200 солидов; за убийство королевского чиновника, воина, священника — 600 солидов; за убийство епископа — 900 солидов). Самый высокий штраф в сумме 1800 солидов предсмотрен за убийство скопищем королевского служащего в его доме (титул XLII), а также за убийство в походе: если потерпевший состоял на королевской службе (титул LXIII).

Весьма своеобразным являлось преступление, ответственность за которое предусматривал титул XIV § 1, прибавление 1 (колдунья, если она была уличена в том, что съела человека, приговаривалась к штрафу в 200 солидов).

В случае нанесения тяжких телесных повреждений предусматривались различные штрафы в зависимости от конкретного преступления (за кастра-цию — 200 солидов, за повреждение языка — 100 солидов); за ране-ния — штраф в зависимости от величины раны в дюймах (от 15 до 45 солидов); за повреждение пальца — штраф в зависимости от того какой палец поврежден (если большой, штраф — 50 солидов, указательный — 35 солидов, четвертый — 9 солидов). За оскорбление — штраф (словом «урод» — 3 солида, «лжец» — 15 солидов, «блудница» — 45 солидов).

3. Преступления против собственности. За разбой — смертная казнь, за поджог — 62,5 солида; за грабеж (если потерпевшим был свободный франк — 63 солида, а если им был галло-римлянин — 35 солидов). Наравне с грабежами карался и поджог.

За кражу раба, упряжного животного — штраф 30 солидов. За кражу охотничей собаки — 15 солидов, пастушеской — 3 солида, молочного поросенка — 3 солида, двухгодовалой свиньи — 15 солидов.

Королевское имущество охранялось повышенным тройным штрафом.

4. Должностные преступления. Преступления против правосудия. Салическая правда говорит об ответственности графа, если он отказал в правосудии, или взял сверх законного, положенного при взыскании долга (титул IV). За это предусматривалось наказание вплоть до смертной казни. Предусматривалась также ответственность рахинбургов — судебных заседателей, если они судят не по закону (титул LXII — штраф 15 солидов).

5. Воинские преступления. За дезертирство — смертная казнь.

6. Преступления против семьи и нравственности. За изнасилование — штраф в сумме 63 солидов; за изнасилование «скопом» наказанию подлежали все присутствующие на месте насилия над женщиной (титул XIII).

В заключение следует отметить, что кроме указанных случаев смертной казнью карали рабов и литов за похищение свободной женщины; а также рабов, если они совершали преступление, за которое свободный человек наказывался штрафом 45 солидов и выше.

Судоустройство. В древнейшие времена суд у германцев производился собранием свободных людей округа (сотни) под председательством выборного сотника (тунгина). Уже при Хлодвиге главная роль в судебном разбирательстве переходит от тунгина к графу — королевскому чиновнику, который выносил решения по гражданским делам и приговоры по уголовным делам совместно с рахинбургами. В эпоху Карла Великого рахинбурги, избиравшиеся для каждого случая, были заменены скабинами, назначаемыми графом с согласия населения на пожизненный срок из среды наиболее авторитетных людей округа.

Решения и приговоры суда графа могли быть обжалованы в суд короля, который обычно возглавлял палатный мэр (майордом). В эпоху Каролингов королевский суд стал возглавляться дворцовым графом, хотя король мог производить суд и единолично. Юрисдикция королевского суда, в состав которого входили высшие дворцовые сановники, а также представители светской и духовной знати, была неограниченной: он мог взять к своему производству любое дело в качестве суда первой инстанции. Некоторые дела (о дворцовых служащих, высших сановниках, о государственных преступлениях) были отнесены исключительно к его ведению.

Особо следует сказать о юрисдикции церкви, к которой были отнесены дела клириков. Что же касается дел между клириками и светскими лицами, то в эпоху Меровингов они рассматривались смешанными судами, составленными из представителей духовной и светской власти. При Каролингах указанные дела подлежали рассмотрению смешанного суда, если светское лицо откажется подчиниться церковной юрисдикции. Более того, юрисдикция церковного суда была расширена, она распространялась на вдов, сирот, вольноотпущенников, которые находились под покровительством церкви. Здесь ряд наказаний носил чисто церковный характер: отрешение клириков от должности, отлучение от церкви, запрещение священнослужения, которое могло распространяться на целые местности. Церковное отлучение имело очень серьезные последствия. Отлученный не допускался к церковным таинствам и службе, с ним никто не должен был разговаривать, никто с ним не смел пить или есть, даже здороваться, иначе и сам подвергался отлучению. Кто умирал отлученным, считался лишенным загробного спасения. Церковный суд назначал и светские наказания: штраф, заключение в тюрьму; но церковные правила не допускали наказания смертной казнью; поэтому тяжкие преступления подлежали рассмотрению в светском суде.

Процесс. Порядок судопроизводства был одинаков как в рассмотрении гражданских, так и уголовных дел. Как правило, уголовное дело возбуждалось по инициативе потерпевшего, который сам должен был вызвать ответчика (или обвиняемого в совершении преступления) в суд. Если ответчик (обвиняемый) не являлся в суд без уважительных причин, то он наказывался штрафом в 15 солидов (титул I, § 1). Если ответчик (обвиняемый) не являлся в суд во второй, а затем и в третий раз, то он вызывался на суд короля, который объявлял его лишенным своего покровительства. Тогда виновный и его имущество переходили в собственность потерпевшего (или истца). И пока он не уплатит всего, что с него причитается, никто (даже его жена) не могут под угрозой наказания оказывать ему помощь.