Смекни!
smekni.com

История средневекового государства и права санкт-Петербург (стр. 46 из 50)

Положение жены в целом было подчиненным, холя оставалось в известной мере довольно почетным. Жена была собственницей приданого. Разрешалось расторжение брака путем развода. Поводы развода для мужа: отсутствие мужского потомства, распутство жены, ее непослушание свекру или свекрови, болтливость, вороватость, ревность, дурная болезнь жены. Развод по инициативе жены: безвестное отсутствие мужа, прелюбодеяние мужа, добрачное сожительство невесты, тяжелое оскорбление мужем родителей жены. При этом приданое возвращалось жене; она имела право проживать в доме бывшего мужа. Муж мог расторгнуть брак в одностороннем порядке путем сообщения своей жене о разводе. Супружеская измена считалась преступлением только для жены. Неравенство жены с мужем заключалось также в том, что он мог иметь наложницу. Внебрачные дети могли входить в состав семьи отца, если они признавались им.

В Японии основным видом наследования было наследование по закону, согласно которому все члены семьи получали соответствующую долю имущества. Старший сын имел право на 2 доли; переживший супруг — на 2 доли; дочери — на половину доли.

Вдова подлежала опеке со стороны семьи мужа; закон запрещал выделять ее из двора мужа.

Преступления и наказания.

Еще в раннефеодальный период (в Своде законов "Тайхо рицуре" ꗬÁIЙሀ¿ကЀ葴

橢橢뎲뎲Йⶬቱ]ЎЎЎÊӘŒդդդոոոո8ְʔࡄɄոゞöଡ଼ଡ଼(஄஄஄஄஄஄⼷⼹⼹⼹⼹⼹⼹$㆔Ǵ㎈R⽝Łդ஄஄஄஄஄⽝й непочтительности" — неуважительные действия в отношении царя и другие).

За государственные преступления виновные приговаривались, как правило, к смертной казни. Так, за мятеж или заговор с целью нападения на императорский дворец виновные наказывались смертной казнью через обезглавливание с конфискацией имущества. При этом к ответственности привлекались их близкие и зависимые от них лица (отца, сыновья, дворовые люди), имущество которых также подлежало конфискации. Очевидно, в данном случае речь идет о соучастниках, так как в законе говорится: "если кому-либо в мятеже против государя не удалось поднять подчиненных ему людей и не удалось вовлечь в мятеж влиятельных лиц, то виновного следует казнить, а его отца и сыновей отправить в дальнюю ссылку41. Конфискованное имущество делилось между казной и родственниками, не обвиненными соучастии.

Государственная измена также наказывалась смертной казнью. Так, в законе говорится, что "если кто-либо замышляет государственную измену, то его надлежит повесить", а в случае совершенного преступления все виновные приговариваются к смертной казни путем обезглавливания. При этом сыновей виновного отправляют в среднюю ссылку; но если заговорщик руководил десятью соучастниками и более, то его сыновей отправляют в дальнюю ссылку.

В дальнейшем в понятие государственного преступления были внесены существенные изменения, которые заключались в том, что в периоды развитого и позднего феодализма под государственным преступлением стали понимать любые деяния, направленные против режима сегунского правления.

Среди преступлений против личности особое внимание уделялось самому тяжелому из них — убийству, за которое предусматривалось высшая мера наказания путем обезглавливания.

Среди особо опасных преступлений считалось убийство родителей, родственников. Так, например, только за умысел убить дедушку, бабушку, отца, мать; или дедушку, бабушку жены; своего мужа; дедушку, бабушку мужа; отца, мать жены обвиняемый приговаривался к смертной казни путем отсечения головы. За умысел убить свою жену виновный приговаривался к дальней ссылке. Понятно, что смертная казнь ожидала и раба за умысел убить своего господина или его родственников, а также дедушку, бабушку по линии жены хозяина. В феодальном праве Японии различалось умышленное убийство, неосторожное; убийство в ссоре; убийство, совершенное в помощью наемного убийцы; путем отравления. Так, например, ст. 14 "Тайхо рицуре" гласит: "...Если кто-либо угрожает другому человеку и тот будучи в испуге совершил убийство, то следует судить его в зависимости от обстоятельств, как за умышленное убийство или за убийство в драке, или за убийство по неосторожности". В ст. 15 говорится: "Если кто-либо изготавливает и хранит яды (которые могут повредить людям), или обучают этому других людей, то виновного следует повесить... Членов семьи этого человека, даже если они не знали указанных обстоятельств, отправить в дальнюю ссылку...".

В кодексе говорится о необходимо1 обороне как обстоятельстве, исключающем или смягчающем уголовную ответственность. Так, в ст. 5, говорящей об ответственности за убийство в драке, отмечается, что "...если человек, обороняясь от нападающего, применит острое орудие и, отбиваясь, нанесет ему смертельную рану, то следует руководствоваться положением о неумышленном убийстве в драке...".

В ст. 22, например, говорится: "Если кто-либо ночью намеренно войдет в чужой дом, а хозяин дома ударит и убьет вторгшегося человека, то его не наказывать".

Что касается ответственности за нанесение ранений, то по феодальному праву Японии виновный наказывался или каторжными работами, или ссылкой; мог быть подвергнут и телесным наказаниям. Так, в ст. 3 говорится, что если пострадавшему нанесено тяжелое ранение (разрублено плечо, повреждены глаза), то виновный приговаривается к двум годам каторги. А за попытку ранить кого-либо обвиняемого наказывали 100 ударами палок.

К числу преступлений против собственности японское право относило кражу, разбой, грабеж, мошенничество, вымогательство. При этом наиболее распространенными наказаниями были: каторжные работы, ссылка, битье палками.

Так, например, за похищение царской печати виновный приговаривался к дальней ссылке; но если похищалась священная печать (печать царя как верховного жреца), то виновному грозила смертная казнь путем повешения.

За кражу оружия предусматривались катоꗬÁIЙሀ¿ကЀ葴

橢橢뎲뎲Йⶬ

ቱ]ЎЎЎÊӘŒդդդոոոո8ְʔࡄɄոゞöଡ଼ଡ଼(஄஄஄஄

஄஄⼷⼹⼹⼹⼹⼹⼹$㆔Ǵ㎈R⽝Łդ஄஄஄஄஄⽝ался захват чужого имущества путем угроз или применения насилия.

За попытку грабежа виновный наказывался дальней ссылкой; но если грабеж сопровождался убийством, то преступник приговаривался к смертной казни путем отсечения головы.

За кражу во время пожара виновного привлекали к ответственности как за грабеж; кроме этого преступник был обязан возместить стоимость сгоревшего имущества и стоимость украденных вещей.

За кражу, совершенную одним и тем же лицом в третий раз, виновный приговаривался к смертной казни путем повешения.

Японское право закрепляло принципы совокупности наказаний за каждое совершенное преступление. Однако действовало правило, которое заключалось в том, что если осужденный за ряд преступлений приговорен к ссылке или каторжным работам, то общий срок ссылки или каторги не мог превышать 4-х лет.

Если за каждое преступление следует наказание палками или розгами, то по совокупности наказание не может превышать 200 ударов.

Закон предусматривал ответственность местной администрации за совершение убийств и краж на подведомственной ей территории. Так в ст. 51 говорится: "Если в уездах какой-либо провинции произойдет несколько случаев краж или убийств, то наместник провинции к каторжным работам на срок до 2,5 лет. При этом телесным наказаниям подвергались и сельские старосты (а также городские старосты, квартальные старосты) и уездные начальники.

Японское право предусматривало ответственность и за такие составы преступлений, как подделка монет или документов, пользование неправильными весами, лжесвидетельство. При этом перечень преступлений непрерывно возрастал. Строго наказывались мошенники, колдуны, гадатели; лица, ведущие паразитический образ жизни; лица, исповедующие христианскую религию и др.

В 1637 г. в Японии был принят закон, запрещавший японцам выезд за границу. За нарушение этого закона предусматривалась смертная казнь.

В стране длительное время сохранялась кровная месть; но совершение кровной мести без соответствующего разрешения властей рассматривалось как умышленное убийство.

В периоды развитого и позднего феодализма основной целью наказания становится устрашение. В системе наказаний ведущее место стала занимать смертная казнь в ее наиболее мучительных видах (распятие, сваривание в котле, сожжение, распиливание). При этом широко практиковалось объективное вменение: применение смертной казни к родственникам осужденного.

Японское право закрепляло социальное неравенство в системе наказаний. Так, "Тайхоре" в ст. 7 перечисляет шесть групп привилегированных: родственники монарха, его старые друзья, мудрецы, великие таланты; лица, имеющие особые заслуги; придворная знать. В отношении этих групп уголовное наказание значительно смягчалось и в основном заключалось в освобождении от занимаемой должности, в лишении чинов, наград и льгот, в наложении штрафа. Следует отметить, что закон предоставлял возможность откупиться от наказания. Откуп заключался во внесении в казну редкой для того времени чистой меди (в виде слитков) в размере от 1 кин (кин — 1 кг) до 200 кин. Выкуп был в состоянии заплатить только состоятельный преступник. Вопрос о замене наказания выкупом решался судом, при этом существовали определенные сроки, в которые должен быть внесен выкуп: в течение 60 дней — за замену ссылки, 50 — за каторгу, 40 — за палки, 30 дней — за розги. Несоблюдение сроков без уважительной причины влекло за собой привидение приговора в исполнение. Однако по наиболее тяжким преступления выкуп не допускался (государственные преступления, умышленное убийство, изготовление и хранение яда и др.).