Смекни!
smekni.com

История средневекового государства и права санкт-Петербург (стр. 36 из 50)

Но управитель мог быть привлечен к суду за умышленное нанесение ущерба семейной собственности, за ее присвоение.

Сонаследники имели право оспаривать отчуждение семейной собственности в случаях, если оно было незаконным.

В большой семье только управитель обладал полной дееспособностью: он представляет семью вовне, ведет судебные дела, затрагивающие интересы семьи; всякий долг семье должен быть выплачен управителю.

В индусском праве существовало понятие "священного обязательства". К их числу прежде всего относится обязанность управителя, сонаследников выплачивать свои долги и долги предков по мужской линии. Но потомки могли избежать ответственности за те долги, которые были "порочными", "грязными", т. е. с помощью которых преследовались аморальные, незаконные цели (например, долги, возникшие в результате содержания любовницы, покупки алкогольных напитков).

Еще в период раннего средневековья большая семья была незыблемой. Однако в дальнейшем отделение от большой семьи в Индии стало свободным. В этом немалую роль сыграли брахманы, которые получали доходы за выполнение различных ритуалов при разделе большой индусской семьи (например, за жертвоприношения умершим предкам).

Дело о разделе семьи рассматривает суд по иску сонаследника. При этом несовершеннолетние сонаследники отделяются с их отцами, образуя тем самым новую неразделенную семью до тех пор, пока они сами не потребуют отделения. Согласно индусскому праву отделение одного сонаследника не влечет отделения других.

Своеобразным институтом индусского права собственности является собственность богов, а также религиозных и благотворитеꗬÁIЙሀ¿ကЀ葴

橢橢뎲뎲Йⶬቱ

]ЎЎЎÊӘŒդդդոոոո8ְʔࡄɄոゞöଡ଼ଡ଼(஄஄஄஄஄஄⼷⼹⼹⼹⼹⼹⼹$㆔Ǵ㎈R⽝Łդ஄஄஄஄஄⽝ые частные и публичные храмы, религиозные школы, в пользу которых поощрялись пожертвования.

Собственность, посвященная божеству, является вечной; она, как и благотворительно-религиозная, образуется в результате завещания и дарения движимого и недвижимого имущества.

Одной из распространенных форм религиозной собственности является пожертвование в матха (индусской школы, возглавляемой управителем махантом); у большинства матхов имеются свои храмы; некоторые крупные матхи имеют свои локальные отделения — питхи. Матхи и храмы играли большую роль в развитии религиозной философии и политической мысли в Индии.

К традиционным институтам индийского права относилась и собственность "бинами", которая имеет сходство с доверительной собственностью. В основе бинами лежат вещные отношения, когда определенное лицо (бинамидар), как правило, находящееся или в родственных отношениях с собственником имущества, или в зависимости от него, принимает на себя права собственника в интересах учредителя бинами. Собственность бинами еще в древней Индии призвана была маскировать реальные владения собственника от угрозы захвата правителей, а также от притязаний со стороны сонаследников и родственников.

Наконец необходимо отметить особенности договора займа в Индии, проценты по которому не могут превышать удвоенной суммы долга. Это объясняется тем, что индусское договорное право не знало ограничений сроков взыскания долга. Кроме того, как указывалось, потомки по мужской линии были обязаны выплачивать долги своих родителей; все это могло привести к непосильному росту суммы долга по процентам.

Кастовый строй.

По сравнению с кастовым строем, закрепленным законами Ману, в период феодализма он претерпел существенные изменения.

Кастовый строй в Индии тесно связан с догмами индуистской религии, признающей большее число богов, которые считаются воплощением главных богов: Брахмы, бога творца, создателя вселенной и всего живого; Вишны, представляющего вечно живую природу; Шивы, олицетворяющего ее грозные силы и способность к постоянному возрождению. Индусская религия закрепляла разделение индусов на многочисленные касты и требовала соблюдения кастовых различий. Высшими кастами продолжали считаться брахманы (жрецы) и кшатрии (воины); за ними следовали купеческие (торгово-ростовщические) касты, а затем огромное количество земледельческих и ремесленных каст. На самом низу кастовой иерархии находились касты "неприкасаемых".

Следует отметить, что в период перехода от рабовладельческого к феодальному строю высшая варна брахманов подверглась в целом незначительным изменениям. Это объясняется тем, что пришедший на смену брахманизму индуизм не затронул привилегий брахманов. Уже в раннефеодальный период варны преобразуются в касты с их неоднородностью и множеством групп (например, отсталые племена пополняли касту "неприкасаемых"; раджпутские племена стали играть роль ударной военной силы; появились касты в зависимости от профессий, от рода занятий и деятельности).

В средневековой Индии в различных ее частях и у различных ее народов сложилась многообразная кастовая структура с многочисленными кастами и подкастами. Так, например, возникали касты писцов, ткачей, кузнецов, дубильщиков и т. д. Ремесленные касты одновременно являлись и цеховыми объединениями. Поведение членов каст строго регламентировалось, ограничивалось общение между людьми высших и низших каст, браки между ними запрещались, изгнание из касты ставило человека вне общества.

Особенно унизительным и бесправным было положение каст "неприкасаемых". Считалось, что даже тень "неприкасаемого" оскверняет индуса более высокой касты. Некоторые группы "неприкасаемых" должны были носить специальные колокольчики, чтобы предупреждать о своем приближении; при появлении представителей более высоких каст они должны были отходить на двадцать шагов в сторону. "Неприкасаемым" запрещалось посещать индусские храмы, магазины, которыми пользовались представители других каст. Вплоть до XX в. в некоторых княжествах существовали специальные суды для "неприкасаемых".

В империи Моголов кастовая принадлежность нередко уже не соответствовала фактическому имущественному и социальному положению людей. Случалось, что человек высшей касты становился нищим крестьянином. С другой стороны, многие маратхские князья и феодалы (1627-1680 гг.) были выходцами из низших каст.

Однако в целом каꗬÁIЙሀ¿ကЀ葴

橢橢뎲뎲Йⶬቱ]ЎЎЎÊӘŒդդդոոոո8ְʔࡄɄոゞöଡ଼ଡ଼(஄஄஄஄஄஄

⼹⼹⼹

$㆔Ǵ㎈R⽝Łդ஄஄஄஄஄⽝вием различных кочевых племен, обитавших к северу и западу от Китая.

Особенно многочисленным нашествиям подвергался Северный Китай, жители которого вынуждены были уходить на юг. В результате Китай распался на множество мелких государств, во главе которых на севере частью стали вожди завоевателей с их дружинами, а на юге представители местной китайской знати.

Период 420-589 гг. вошел в историю Китая как период северных и южных династий.

Указанное нашествие кочевников не уничтожило полностью китайского рабовладения, но нанесло ему ощутимый удар. В Китае возросло число свободного крестьянства как из осевших кочевников, так и китайцев. Военные вожди, захватившие основную часть земли, ставили от себя в зависимость рядовых крестьян — воинов. Именно в этот период появилось китайское поместье (чжуан юань), носившее уже феодальный характер. Из среды самих китайцев выделялись наиболее могущественные семьи, которые захватывали земли и подчиняли себе крестьян, в том числе и обедневших родственников.

Во второй половине VI в. экономические и политические различия между Севером и Югом заметно смягчились и к власти окончательно пришли китайцы.

Первая попытка объединения Китая связана с династией Суй, основатель которой Ян Цзян в 589 г. подчинил себе Северный и Южный Китай. Объединение огромной страны было вызвано необходимостью прекращения внутренних войн и объединения мелких непрочных царств в единую империю, которой угрожал мощный Тюркский каганат.

Необходимость организации крупной ирригационной сети, без которой не могло существовать земледелие, требовала создания единой централизованной власти. Кроме того, бедственное положение вынуждало закрепощенных крестьян бежать от хозяев, бросать наделы, уходить под покровительство новых господ или на еще не возделанные земли. Пресечь эту форму сопротивления крестьян, сохранить складывающиеся порядки эксплуатации была в состоянии только сильнее власть.

В период правления этой династии стала восстанавливаться разрушенная экономика, расширилась площадь посевов, выросла численность населения; отстраивались города, оживилась торговля; был прорыт Великий канал, соединявший р. Хуанхэ с р. Янцзы; велись также работы по ремонту Великой стены и строительству дорог. Однако огромная власть продолжала находиться в руках местной знати. Отражение опасности со стороны тюркских племен и проводимая широкая завоевательная политика требовали от империи больших усилий и истощала ее силы.

В 610 г. на северо-востоке Китая вспыхнуло народное восстание. Неспособность правительства подавить движение крестьян пугала феодалов.

В результате в 618 г. в Китае установилось правление новой династии Тан, которая правила около 300 лет (с 618 по 907 г.).

Борясь с могущественными феодалами, танские императоры пытались расширить фонд государственных земель и увеличить число крестьян, подданных государству. За свой надел крестьяне были обязаны уплачивать налог зерном, ремесленными изделиями и нести трудовую повинность в количестве 20-22 дней в году.

Значительная часть земли перешла в руки чиновной знати. Были и владения крупных феодалов на праве частной собственности, но их сравнительно было немного.