Смекни!
smekni.com

История средневекового государства и права санкт-Петербург (стр. 35 из 50)

Значительные площади земли оставались в руках индусских храмов.

Что же касается мусульманского духовенства, то ему предоставля-лись наследственные земли (вакуфы), которые освобождались от налогов и предназначались для содержания мечетей, святынь, духовных школ и т. п.

Крестьянство Индии находилось в крайне тяжелом положении: больше половины урожая шло в пользу феодала; определенная доля вносилась на содержание общинной верхушки, жрецов, общинных ремесленников. Кроме того, крестьяне несли трудовую повинность по строительству оросительных систем, дворцов, дорог и т. д.

Несмотря на преобладание натуральных форм хозяйства, торговля и товарно-денежные отношения получило значительное развитие в Индии. Индийские купцы были тесно связаны с феодалами, да и сами феодалы нередко занимались торговлей.

Относительно процветали те города, которые являлись ставкой крупных феодалов. Существовали и города, служившие центрами торговли и ремесла. Торговля и ростовщичество находились по преимуществу в руках представителей индусских каст, занимавшихся этим делом с древнейших времен.

По форме правления держава Моголов была феодальной деспотией. В рядах господствующего класса шла постоянная борьба между шахской центральной властью и крупными феодалами, стремившимися превратить свои лены — поместья в наследственные и самостоятельные владения, а также междуусобные войны джагирдаров между собой.

Главной силой армии Моголов была тяжелая конница, состоящая из наемных воинов отдельных джагирдаров.

Одним из важнейших ведомств было налоговое ведомство, находящееся в подчинении падишаха; в его канцеляриях хранились земельные кадастры податных земель с указанием их площади, качества почвы, характера производимой культуры, ирригационных сооружений, и размеры налогов. Всю эту сложную работу выполняли главным образом писцы и чиновники, исповедовавшие индуизм и принадлежавшие к высшим кастам. Города в Индии не имели самоуправления.

К середине XVII в. в экономике державы Великих Моголов появились серьезные симптомы кризиса, о чем свидетельствовали прежде всего усиление феодального гнета и массовое разорение крестьян.

Наступил кризис и в военно-ленной системе: рост задолженности знати торговцам и ростовщикам и упадок земледелия, снизивший доходы феодалов, привели к разорению и целых слоев знати. Сама правящая верхушка, включая и Великого Могола, стала заниматься торговлей и ростовщичеством. Кризисное положение в державе усилилось антииндийской политикой могольских завоевателей: массовые репрессии против индусского жречества, раджей, чиновников-индусов, торговцев и ростовщиков подтолкнули последних обратиться к народу с призывом священной войны против мусульман. Массовые выступления против мусульманских феодалов с конца XVII в. нанесли такой удар державе Моголов, который положил начало ее распаду на ряд отдельных государств.

В 1707 г. Могольская держава перестала существовать как единое относительно централизованное государство: многие наместники (субадары или навабы) ее крупнейших областей фактически стали самостоятельными правителями.

В конечном счете Индия стала добычей европейских колонизаторов, между которыми разгорелась ожесточенная борьба за преобладание. Как известно, проникновение в Индию начали португальцы еще в XVI в., преобладание которых в торговле с ней было сломлено голландцами.

В начале XVII в. англичане добились у могольских правителей ряд привилегий; в последней трети XVII в. в Индии появились французы; несколько факторий было основано датчанами. При этом колонизаторы использовали в своих интересах внутреннюю борьбу в Индии; они стали создавать вооруженные силы из наемных солдат индийцев (сипаев).

В итоге победу одержала буржуазная Англия, сокрушив Францию в Семилетней войне (1756-1763 гг.).

В 1773 г. английский парламент принял закон об управлении Индией, по которому губернатор в Калькутте становился генерал-губернатором всех английский владений в Индии. По закону 1784 г. в Лондоне создавался назначаемый королем Контрольный совет по делам Индии, который должен был контролировать деятельность Ост-Индийской компании и определять британскую политику в Индии.

Английское завоевание, превращая Индостан в колонию, закрепляло феодальные пережитки в экономике, что отрицательно сказывалось на экономическом и культурном развитии народов Индии.

Основные черты права.

Источники индусского права.

Прежде всего следует отметить тесную связь индусского права с религией. Перечень источников права дан в дхармашастрах, которые являлись своеобразными учебниками права, руководствами по праву, написанные брахманами с учетом наиболее важных норм обычного права и нормотворческой деятельности верховной власти.

Важнейшим источником индусского права являлись Законы Ману, которые в период феодализма в многочисленных письменных комментариях изменялись и переосмысливались. При этом следует отметить, что часто Законы Ману и дхармашастры комментировались по поручению правителей.

В период средневековья в качестве источников права выступали и судебные прецеденты.

Установление в Индии мусульманского господства, конечно, оказало влияние на всю правовую систему покоренной страны. Так, например, уголовные дела стали рассматриваться мусульманскими судьями на основе шариата.

Не касаясь мусульманского права, подробная характеристика которого дана в главе, посвященной Арабскому халифату, остановимся лишь на рассмотрении отдельных институтах индусского права.

Собственность, обязательства, брак и семья.

В индусском праве собственность и обязательства тесно связаны с брачно-семейными отношениями. Поэтому целесообразно сперва остановиться на вопросах брака и семьи. В Индии брак рассматривался как священный акт, в основе которого лежит соглашение между семьями. Индусское право закрепляет патриархальную большую семью, объединенную коллективным трудом и уравнительным распределением продуктов труда между ее членами. Традиционно считалось, что хотя бы в течение нескольких лет молодая супружеская пара будет жить в доме отца мужа. Общая семейная собственность охватывает как совместное владение его, так и совместное ведение хозяйства.

Отчуждение семейной собственности ограничено, причем недвижимая собственность должна оставаться в семье. Право распоряжения большесемейной собственностью сосредоточено в руках отца, управителя, власть которого основана на авторитете ꗬÁIЙሀ¿ကЀ葴

橢橢뎲뎲Йⶬቱ]ЎЎЎÊӘŒդդդոոոո8ְʔࡄɄոゞöଡ଼ଡ଼(஄஄஄஄஄஄⼷⼹⼹⼹⼹⼹⼹$㆔Ǵ㎈R⽝Łդ஄஄஄஄஄⽝ком отца, приобретающего по рождению долю в собственности предков, равную доле своего отца. В состав большой семьи входят сонаследники, их матери, жены, дети (исключая замужних дочерей), вдовы и незамужние дочери умерших сонаследников, незаконорожденные сыновья от длящегося сожительства, при условии согласия других сонаследников, в том случае, если нет других детей.

Собственность неразделенной семьи — это собственность, на долю которой имеет право каждый сонаследник, который может иметь и свою личную собственность, приобретенную на свои средства или по договору дарения.

В связи с расширением ростовщичества, в целях защиты интересов кредиторов-ростовщиков вся семейная собственность могла быть принудительно продана, если один из сонаследников оказывался в положении несостоятельного должника, с последующим разрешением споров между сонаследниками и кредиторами.

По индусскому праву сонаследники могли оспаривать отчуждение семейной собственности главой, управителем семьи. Они могли ставить вопрос о разделе семейной собственности, требовать отчета управителя о состоянии семейной собственности. Если отец умирал, или по другим причинам его место как управителя оказывалось вакантным, то сонаследник с согласия других сонаследников становился управителем семьи.

Что касается других членов объединенной большой семьи — не сонаследников, то они имели лишь право на содержание: на жилище, пищу, одежду; на расходы, связанные с заключением брака, образование, медицинскую помощь. Конечно, эти расходы определяются материальными возможностями семьи.

Особый статус имел управитель семьи, который должен быть отвечать определенным требованиям: должен быть дееспособным и получить согласие не менее половины членов семьи. Как правило, им становился после смерти отца старший сонаследник. Управитель решает круг важных вопросов, касающихся доходов и расходов семьи; заключенные им договоры, если они не противозаконны, являются обязательными для всех членов семьи. Конечно, здесь возникали проблемы злоупотреблений со стороны управителя, его неосновательным обогащением; они решались преимущественно обычаями и судебными прецедентами.

Управитель обязан был заботиться о сохранении и приумножении семейной собственности. Поэтому продажа земли, вещей; сдача в аренду, залог, обмен должны по индусскому праву учитывать интересы, блага семьи. Однако полностью оправданными считаются действия управителя при отчуждении движимого и недвижимого имущества в пользу богов, храмов, матхамов; в религиозных и благотворительных целях.

Полномочия отца-управителя по распоряжению семейной собственности были шире по сравнению с правом управителя-сонаследника. Отец мог делать подарок из движимого имущества жене, законной дочери, сонаследникам.