Смекни!
smekni.com

Религиозная лексика русского языка как выражение христианского мировоззрения (стр. 14 из 17)

Исходное значение корня, вероятно, 'твердо устанавливать, узаконивать, объявлять'. Исходное значение как бы раздвоилось на два противоположных значения: 1) разрешать, устанавливать святость, признавать святым; 2) запрещать, предавать проклятию.

Церковь.

Слово церковь имеет сложную историю. В его основе лежит греческое слово kuriake или kuriakon - прилагательное от слова Kurios - Господь. Kuriake oikia - Господний дом, дом для общей молитвы Господу. Это слово было заимствовано из греческого языка древними германцами после их крещения. В готском языке оно стало звучать как kirika, в немецком Kirche, в английском church и в старославянском црькы (древнерусском цьркы), а в вин. падеже црькъвь (древнерусском цьркъвь). Современное церковь, таким образом, бывшая форма винительного падежа.

У греков было еще одно наименование для совершения совместной молитвы ekklesia. В классическом греческом оно обозначало народное собрание, от ek-kaleo - созываю, собираю с разных стран [62].

Слово церковь в русском языке имеет несколько разных значений:

1. дом для совместной молитвы, храм;

2. община верующих при храме;

3. поместная Церковь;

4. церковная иерархия;

5. конфессия, вероисповедание;

6. вселенская Церковь.

Рассмотрим эти значения.

Храм

Слово храм церковнославянское, в древнерусском хоромъ в значении дома, здания (ср. современное хоромы - большая, богато обставленная квартира или такой же дом).

Храм - дом для молитвы ("Domus Mea domus оrationis vocabitur" - Дом Мой домом молитвы наречётся - надпись на здании церкви св. Екатерины в Санкт-Петербурге).

Храм - место для всеобщей (соборной) и частной (индивидуальной) молитвы. Храм свят, ибо в нем совершаются богослужения, возносятся к небу молитвы верующих. В храме, как иногда говорят, "намоленные стены", т. е. стены храма как бы хранят на себе отпечатки бесчисленного множества молитв приходящих в него.

Православный храм обращен алтарем на восток. Ступеньки, ведущие в него, и площадка перед входом в основное помещение церкви называется папертью. Корень в этом слове пер- (тот же, что в словах запирать, запереть) слился с мало употребительной сейчас приставкой па-, одно из значений которой "неполнота, меньшая степень чего-либо" (ср. современное сын и пасынок = "как бы сын"). Паперть - "неприкрытое, незапертое место". Далее двери, ведущие в храм. Первая часть его - суженный проход в основное помещение, иногда отделённый от него вторыми дверями - притвор (при-творить - не полностью закрыть, прикрыть). Раньше в притворе должны были стоять готовящиеся к крещению (оглашенные) и кающиеся грешники, не допускаемые ко святому причастию. Основное помещение храма обычно имеет крестообразную форму или форму, напоминающую корабль. (Церковь как бы корабль, ведущий к спасению).

Впереди расположен на возвышении алтарь (латинское altus - высокий), возвышение называется солеей (солея - вероятно, от еврейского soleia - груда, насыпь, возвышение), посреди солеи полукруглые несколько ступенек, ведущих вниз, верхняя часть их называется амвон (греческое ambon от anabaino - восхожу). С амвона священник благословляет молящихся, произносит проповедь, диакон возглашает молитвы.

Алтарь отделен иконостасом - перегородкой различной высоты, на которой помещаются, иногда в несколько ярусов, иконы. (Греческое eikon - образ, подобие и stasis - подставка; место, куда что-нибудь ставится или вставляется).

Иконостас имеет три входные двери - врата. Средняя, наибольшего размера, называется царскими вратами. В них незримо входит вместе с вносимыми Дарами сам Иисус Христос. Боковые двери называются северными и южными.

В центральной части алтаря престол, именуемый так, потому что на нем незримо пребывает во время литургии Сам Иисус Христос. Престол имеет кубическую форму, покрыт несколькими покровaми, Святые Дары возлагаются на антиминсе. (Слово антиминс образовано от двух слов: греческого anti- - вместо и латинского mensa - стол; как бы вместостолие). На антиминсе совершается освящение Святых Даров. На престоле находятся дарохранительница для запасных Святых Даров, Евангелие, крест и семисвечник.

Слева от престола небольшой стол - жертвенник, на котором во время проскомидии происходит приготовление Святых Даров. Хлеб, употребляемый для причастия, называется просфорой (греческое prosphero - приношу, prosphora - приношение). Она состоит из двух частей, знаменующих божественную и человеческую природу Иисуса Христа. Просфора изготовляется из квасного (дрожжевого) теста.

За престолом на стене прикреплен крест, называемый запрестольным. Стены храма украшены иконами, возле одной из стен стоит распятие, большой крест, сделанный обычно из дерева. В храме, в нескольких местах его, стоят подсвечники, иконы праздника или Евангелие возлагаются на специальные высокие подставки - аналои (аналой от греческого analogein, ana- приставка со значением на-, logein - говорить, произносить. Священник произносит проповедь, стоя перед аналоем).

На крыше церковного здания один или несколько куполов (из итальянского cupola - купол. Первоисточник - латинское cupa 'кружка, чаша'; купол - как бы перевернутая чаша). Купола увенчаны крестами; если куполов несколько, то наибольший из них знаменует Иисуса Христа, меньшие - апостолов.

К началу богослужения верующие призываются равномерными ударами в большой колокол. Этот звон называется благовест, затем перед самым началом богослужения звон нескольких колоколов (трезвон или перезвон) [63]. Место, где повешены колокола, называется звонницей. Звонница может быть на храме или вне его.

Церковь - община.

Так именуется община верующих при храме, прихожане. Ср. такие употребления этого слова: "при нашей церкви имеется приходская школа", "наша церковь попечительствует над гимназией, помогает престарелым, неимущим".

Церковь поместная.

В отличие от католической Церкви, которую возглавляет архиепископ г. Рима, именуемый Папой Римским, православная Церковь не имеет единого предстоятеля. Существует несколько совершенно независимых друг от друга, автокефальных [64] православных церквей, находящихся в братском общении, каждая из которых имеет своего предстоятеля, обычно патриарха, иногда митрополита или архиепископа (например, Кипрская православная Церковь). Назовем некоторые автокефальные православные Церкви: Русская, Грузинская, Болгарская, Сербская, Румынская, Польская, Иерусалимская, Антиохийская, Элладская. Возглавитель автокефальной церкви именуется предстоятелем, т. е. впереди стоящий среди равных ему по сану епископов.

Церковь - конфессия (вероисповeдание).

Выше было сказано, что слово религия может быть употреблено в более широком и в более узком значении, в значении вероисповeдания. Напомним, что в смысловой структуре этого слова есть компонент "определенное представление о Боге". Главным образом, в этом кроется различие таких религий, как христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие.

Но и в пределах христианства имеются разные вероисповедания (религии, конфессии), однако различия между ними не так значительны, как, например, между христианством и буддизмом. Для обозначения различий в вере среди христиан употребляется также (наряду с религией, вероисповеданием) слово конфессия. Этим термином можно назвать православие, католичество, лютеранство, баптизм и некоторые другие.

Следует различать основные христианские конфессии, или традиционные, и новые верования, подчас стоящие уже за пределами христианства.

Основные христианские конфессии имеют много общего: вера в Единого Бога, троичного в Лицах, иначе во Святую Троицу; вера во Иисуса Христа, Сына Божиего, Спасителя нашего; принятие Его заповедей любви; вера в воздаяние, в воскресение мертвых, в вечную жизнь, в Церковь, созданную Иисусом Христом.

Слово конфессия латинского происхождения: Confiteor, confessum sum, confiteri - сознавать, исповедывать. Confessio, onis - сознание, признание, выражение, исповeдание.

Церковь - иерархия.

Церковь - это сообщество верующих в Иисуса Христа, в нее входят миряне и священнослужители. Но часто слово Церковь употребляется в значении иерархии священнослужителей.

Вселенская Церковь.

Наиболее общее значение этого слова. Вселенская от слова вселенная (калька с греческого oikoumene - это причастие со страдательным значением от глагола oi2ke1w [65] - населяю, обитаю). Следовательно, oikoumene - заселенная, обитаемая часть земли. Калька вселенная первоначально имело такое же значение, как и oikoumene. В современном русском языке оно обладает более широким смыслом, вселенная - космос. Церковь называется вселенской потому, что она объединяет в себе всех истинно верующих христиан. Вселенская Церковь едина. Она - Тело Христово. Иисус Христос - Глава её. Вселенская Церковь незримо объединяет в себе всех истинных христиан, независимо от их конфессиональной принадлежности. Объединяет их вера в Иисуса Христа. Вселенская Церковь заключает в себе и ныне живущих христиан (земная Церковь) и тех, которые раньше жили, души которых удостоились вечной жизни с Богом (Небесная Церковь). На земле Церковь Христова, по грехам нашим, распалась на части, нередко враждующие друг с другом.

Очень сложен вопрос об отношении между Вселенской Церковью и разделенными земными церквами. В какой степени они сохраняют в себе полноту Вселенской Церкви? На этот вопрос нам ответить трудно. Но, хочется думать, что каждая из земных церквей отражает в себе с бoльшей или мeньшей полнотой Вселенскую Небесную Церковь. Думается, что каждая из основных христианских Церквей не должна себя считать единственным воплощением Вселенской Церкви, а за остальными отрицать право называться христианскими и считать всех иноверцев отступниками, еретиками, осужденными на вечную гибель.