Смекни!
smekni.com

Религиозная лексика русского языка как выражение христианского мировоззрения (стр. 8 из 17)

В религии, в почитании Бога, главным является молитвенное общение с Ним, внешняя же форма этого почитания лишь тогда значима и необходима, когда она является выражением глубокой веры в Бога. Если обряд лишен этого внутреннего содержания и сводится лишь к одним внешним формам, он становится тем, что именуется обрядоверием.

Богослужение.

Совершение религиозных обрядов священнослужителями называется богослужением. Различаются богослужения общественные, совершаемые для удовлетворения религиозных потребностей всех верующих, и богослужения частные, совершаемые для удовлетворения религиозных нужд отдельных верующих. Важнейшими общественными богослужениями являются вечерня, утреня, всенощная, литургия (обедня), к частным относятся молебны, крещение, бракосочетания, освещения квартир, зданий, панихиды и некоторые другие.

Общественные богослужения носят сходный характер. Во время совершения их молящимися, духовенством, церковнослужителями совместно возносится молитва к Господу. Из общественных богослужений наиболее значимым для верующих является литургия.

Это слово греческое, сложное по составу. Первая часть его leiton - народ, общество и ergon - дело, т. е. буквально 'общее, общественное дело, общественная служба'. Первоначально так назывались все общественные богослужения, позже это слово стало наименованием самого важного богослужения - воспоминания о Тайной вечере Господа нашего Иисуса Христа; во время этой службы верующие причащаются освященными Святыми Дарами, Телом и Кровию Иисуса Христа. Ввиду особой значимости эта церковная служба называется Божественной литургией. Другое наименование ее - обедня, по происхождению краткое прилагательное. Обедня(я) служба - 'служба до обеда'. Третье название - евхаристия, по-гречески eukharistia - благодарение. Во время литургии приносится бескровная благодарственная жертва Богу.

У католиков эта служба обычно называется мессой. Слово месса из французского языка (la messe), в основе которого латинское missa. В конце католической литургии священник возглашает: "missa est, ite cum pace" - "служба окончена, идите с миром" [45].

Из упомянутых выше церковных служб рассмотрим подробнее самую важную из них - литургию. В православной литургии три основные части. Первая - проскомидия, от греческого proskomizo - приношу. Проскомидия - приношение. Необходимые для приготовления Святых Даров хлеб и вино у ранних христиан приносились молящимися. В третьей части литургии диакон перед освящением Святых Даров восклицает: "Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое приношение в мире приносити" - "Будем стоять хорошо, с благоговением, в душевном мире приносить Богу жертву - святое приношение" Хор как бы дополняет слова диакона: "Милость мира (т. е. дары дружества, дары общины), жертву хваления" (жертву для хваления, прославления Бога).

Во время проскомидии священник с помощью диакона подготовляет Святые Дары на особом небольшом столе, называемом жертвенником (расположен он по левую сторону от престола). Хлеб, принесенный для причащения, называется просфорой (от греческого prosphero - приношу, т. е. принесенный). Просфора (prosphora) состоит из двух частей, символизирующих божественное и человеческое в Иисусе Христе. Из просфоры особым заостренным ножичком (копие) вырезываются небольшие частицы, возлагаемые на специальное блюдо, называемое дискосом (дискос от греческого diskos - плоский круг, блюдо). Вино, разбавляемое водой, наливается в чашу, называемую потир (греческое poter - чаша). Затем частички, извлеченные из просфоры, опускаются в чашу; и после освящения Святых Даров верующие причащаются Телом и Кровию Иисуса Христа при помощи специальной небольшой ложечки (лжица).

Вторая часть литургии - литургия оглашенных. Оглашенные - это готовящиеся ко крещению. Они уже "оглашены" (от слова огласить - т. е. устно просвещены христианским вероучением). В Западной Церкви они называются катехуменами - (от греческого kat-ekheo - устно оглашать, наставлять, учить. От этого глагола образовано и существительное katekhisis - в русском языке катехизис, а также katekhoumenos - страдательное причастие - наставляемый).

Во время литургии оглашенных читаются послания апостолов и Евангелие. Эта часть литургии завершается возгласами диакона: "Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся".

Третья часть, наиболее важная, во время которой происходит освящение Святых Даров, называется литургией верных. В ранней Церкви на ней могли присутствовать только принявшие крещения. Святые Дары переносятся с жертвенника на престол через главный вход в алтарь - Царские врата (Великий вход). На престоле совершается освящение Даров. Сначала причащаются священнослужители в алтаре, затем, стоя на амвоне, священник после особой молитвы причащает мирян.

Католическая литургия, или святая месса, состоит из двух частей: первая соответствует православной литургии оглашенных, на ней читаются отрывки из Ветхого и Нового завета, произносится проповедь. Эта часть называется литургией Слова, т. к. на ней читаются отрывки из Священного Писания. Затем следует евхаристическая молитва, во время которой совершается освящение бескровной жертвы. Вместо просфор католики употребляют для причащения облатки - тонкие небольшие пластинки круглой формы из пресного теста (облатка от латинского oblatum - приношение).

Таинства.

"Таинства - богоучрежденные священные действия, в которых видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия" [46]. Как явствует из определения, в таинствах две стороны - видимая - священнодействия, совершаемые священником или епископом, и невидимая - нисхождение благодати Божией.

Православная и католическая церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), причастие, брак, елеосвящение, священство. Протестанты только два таинства: крещение и причащение.

Крещение - таинство, в котором верующий при троекратном погружении в воду [47] и возгласе священника: "во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" принимается в Церковь Христову.

Глагол крестить этимологически связан со словом крест. Слово крест - заимствование из древнегерманского, в котором это слово было именем Иисуса Христа - так в древнем немецком Christ, Krist, глагол kristen - обращать в Христову веру, делать христианином. Собственное имя было перенесено на предмет распятия Иисуса Христа. Таким образом, исходное значение слова крестить - обращать в Христову веру.

Погружение в воду при обряде крещения символизирует духовное очищение.

Миропомазание - таинство, совершаемое вслед за крещением. Крещаемый помазывается благовонным маслом, миром (по-гречески muron - благовонное масло). Это таинство символизирует сообщение даров Святого Духа, при помазании священник произносит слова "печать дара Духа Святого".

Исповедь состоит в том, что верующий кается перед священником в своих грехах и от имени Иисуса Христа получает отпущение их. Исповедь называется таинством покаяния.

Причащение - таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина причащается истинного тела и истинной Крови Иисуса Христа "во оставление грехов и в жизнь вечную". (Другое название этого таинства - приобщение).

Брак - таинство, в котором по взаимному согласию жениха и невесты благословляется священником их союз. Возможная этимология - от глагола брать (бра-ть), ср. зрак, зрачок при зреть.

Елеосвящение - елей (греч. elaion - масло). Таинство состоит в том, что больного помазывают освященным елеем, призывая при этом благодать Божию в помощь ему.

Священство - иначе рукоположение (хиротония - греческое; kheirotonia в древнегреческом - поднятие рук, голосование; в церковном языке - рукоположение, возложение рук). Таинство состоит в том, что избранному лицу на определенную степень церковной иерархии преподается благодать Святого Духа, облекающая его духовной властью. Таинство рукоположения может совершаться только епископом.

Священнослужители.

Священнослужители - это лица, совершающие богослужения. Различаются три степени священства - диакон, священник (иначе иерей, пресвитер), епископ. Последовательность степеней священства образует иерархию (ieros - священный, iereus - священник, arkhe - начало, власть). Слово иерархия имеет в русском языке кальку - священноначалие.

Низшая ступень иерархии - диакон (от греч. diakonos - служитель, помощник, соответствующий глагол diakoneuo). Он помогает священнику при богослужении, при совершении таинств и треб.

Вторая ступень - священник, иерей (iereus); священник совершает богослужения и все таинства, кроме таинства священства (рукоположения), исполняет требы. Другое (более редкое) название священника - пресвитер. Заслуженный священник - протоиерей или протопресвитер (protos - первый, presbuteros - старший).

В русском языке было известно еще одно наименование священника, но в настоящее время оно под влиянием длительной антирелигиозной пропаганды получило отрицательную, даже насмешливую окраску - это слово поп. В дореволюционное время оно не имело уничижительного оттенка, было разговорным словом [48]. Предполагается, что его источником является греческое pappas - отец. От этого слова образовано и название католического первосвященника - папа.

Третья ступень - епископ, архиерей, иерарх. Епископ так же, как и священник, совершает все богослужения, но в отличие от него может рукополагать в духовный сан (совершать таинство священства). Епископ - слово греческое: episkopos - надзиратель, от глагола episkopeo - наблюдаю, надзираю. Епископ начальствует над всеми священнослужителями вверенной ему епархии (epi-arkheo - начальствую, eparkhia - область, подчиненная начальствующему епископу). Другое название епископа - архиерей (arkhi-iereus - буквально первый священник, первосвященник). Почетное звание епископа - архиепископ.