Смекни!
smekni.com

Религиозная лексика русского языка как выражение христианского мировоззрения (стр. 9 из 17)

Все, принадлежащие к высшему духовному сану, являются епископами. Но среди них различаются епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи.

Митрополит - буквально епископ главного города (от слов polis - город, polites - гражданин, meter - мать, metropolis - мать городов, главный город). Митрополит может возглавлять Поместную Церковь (например, митрополит Элладской Церкви) или быть епископом большого города (например, митрополит Московский или Киевский), или же быть просто почетным званием.

Патриарх - греческое слово (pater - отец, arkhe - начало, власть), буквальный смысл - 'старший отец, родоначальник, праотец'; такое значение это слово имеет в Ветхом Завете, например, патриархами являются Авраам, Исаак, Иаков. В Христианской Церкви патриарх - предстоятель Поместной Церкви (например, патриарх Русской Православной Церкви Алексий II). Предстоятель католической Церкви, архиепископ Рима, именуется папой римским.

Совещательный орган при патриархе или папе называется синодом. Синод от греческого sun-odeuo - 'вместе идти, путешествовать'; исходное слово odos - 'путь, дорога'; корень общий с русскими словами ход, ходить. Синод состоит из епископов, а в римской католической Церкви туда входят и кардиналы.

Различаются белое и черное духовенство. Различие в наименовании по внешнему признаку, по цвету одежды (рясы). Но по существу различие более глубокое: черное духовенство - это монашествующие всех степеней священства: иеродиаконы, иеромонахи, епископы. У белого духовенства только две степени священства: диаконы и иереи (священники). Высшее духовенство (иерархи) избирается только из среды монахов. Священнослужители, относящиеся к белому духовенству, могут иметь семью; те же, кто принадлежат к черному духовенству, должны дать ряд обетов, в том числе - и обет безбрачия. Монахи живут в монастырях (греческое monakhos - одинокий, отшельник, в русском языке есть калька инок, корень ин- связан с представлением о единичности ср. числительное ед-ин, од-ин; родственные по корню слова одинокий, единственный, соединить и др., monasterion - монастырь, место обитания монахов - обитель).

Различаются степени монашества. Принявшие монашество носят рясу (греч. rasa - одежда смирения, не опоясанная) и камилавку (от греч. kamelos - верблюд, головной убор, первоначально делавшийся из верблюжьей шерсти). Камилавка у монахов черная, у белого духовенства - фиолетовая, право носить её дается как награда в знак отличия. Монахи второй степени, или малосхимники опоясываются под рясой чёрным поясом, камилавку покрывают клобуком, чёрным покрывалом, опускающимися тремя концами на спину и плечи, и поверх рясы облекаются мантией чёрного цвета.

Монахи третьей степени - великосхимники - голову покрывают вместо клобука куколем (лат. cucullus - капюшон), который закрывает голову и спускается на плечи, спину и грудь; на одежде изображения креста белого цвета.

Возглавляет монастырь игумен. Слово греческое egoumenos - 'предводитель, руководитель'; это причастие от глагола egeomai - 'идти впереди, предводительствовать, указывать дорогу, начальствовать, руководить'. Этот же корень в слове egemon - 'вожатый, проводник; вождь, повелитель'. В русском языке оно звучит как гегемон.

Почетное звание для священников архимандрит (греч. arkhimandrites - от слов mandra - стойло, овчарня и arkhe - начало, власть; архимандрит - как бы "начальник духовных овец"). В древности монастыри назывались mandra, являясь как бы убежищем для духовных овец, духовного стада. В белом духовенстве сану архимандрита соответствует протоиерей (протопресвитер).

Слово сан - звание служителя церкви. В церковном языке это слово обычно употребляется с определением духовный. Предположительно заимствование из тюркских языков, например, в турецком san - честь, почёт, достоинство. Это словом могло обозначать и почётное положение в светском обществе, ср. производные от него: сановитый, сановник. В древнерусском санъ - высокое положение, чин, достоинство, власть.

Лица духовного сана или звания - священнослужители, так как их духовный сан дает им право совершать богослужения. Лица, помогающие им в этом, называются церковнослужителями. Это псаломщики (чтецы), пономари (пономарь от древнегреческого paramonarios), иначе алтарные служители: они выносят подсвечники, ставят аналой перед амвоном, подают кадило. К ним же относятся иподиаконы (upodiakonos), сопровождающие архиерея, помогающие ему облачаться.

Одежда священнослужителей.

Лица духовного звания носят рясу - это верхнее одеяние (от греч. rasa - см. выше), смягчение начального р', вероятно, под влиянием сходного звучащего корня ряс- (ср. ряска - водное растение, держащееся на поверхности воды, видимо, сюда же относится и ресница, древнерусское ряcьница). Под рясой у священника подрясник. Во время богослужения священник надевает подризник, на шею возлагается епитрахиль (греч. epi- на, trakhelon - шея), а поверх этого риза. Ризы - одеяния священнослужителей. В древнерусском риза - верхняя одежда, это слово обозначало также верхнюю одежду монахов, отсюда наименования монахов черноризцами. Риза, носимая священником, называется фелонью. Фелонь - род длинной накидки без рукавов. (Происхождение слова риза неясно, фелонь от греч. phailones - вид плаща).

Диакон облачается в стихарь (греч. stikharon - длинное одеяние с широкими рукавами). Такие же облачения надевает пономарь и епископ. Поверх стихаря у диакона перекинута через левое плечо длинная широкая лента - орарь (от лат. orare - молиться). Произнося молитвенный возглас, диакон поднимает орарь правою рукою кверху.

Епископу поверх стихаря возлагается омофор (греч. omos - плечо и phero - несу). Омофор имеет вид длинного парчового полотенца, своей серединой он облекает оба плеча, а концы его спускаются спереди и сзади.

Следование заповедям Божиим.

Слово заповедь образовано от глагола заповедать (за-по-вед-ать); глагол ведать - знать, поведать - дать знать кому-либо о чем-либо, заповедать - сообщать (поведать) кому-либо что-либо для исполнения. Заповедь - предписание для исполнения.

В Ветхом Завете даны людям для исполнения десять заповедей [49] (декалог, греч. logos - слово, deka - десять). Они содержат предписания о том, что люди должны и не должны делать. Среди ветхозаветных преобладают запретительные заповеди:

Первая - "Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим".

Вторая - "Не сотвори себе кумира и всякого подобия (ему)".

Третья - "Не убивай".

Седьмая - "Не прелюбодействуй".

Восьмая - "Не кради".

Девятая - "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" (т. е. не клевещи).

Десятая - "Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, (всего того) что принадлежит ближнему твоему".

Две заповеди предписывают, что надо делать.

Четвертая - "Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай..., день седьмой посвяти Господу Богу твоему".

Пятая - "Чти отца и матерь твою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле".

Заповеди эти носят запретительный по преимуществу характер. Они были даны людям задолго до пришествия к людям Иисуса Христа, тогда, когда человечество ещё было не готово к принятию заповедей любви, данных Спасителем.

"Один из книжников... подошёл и спросил Его (Иисуса): Какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею". Вот, первая заповедь. Вторая подобная ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Иной, большей сих, заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия". (Мк. XII, 28 - 34)

"Бог есть любовь" (I посл. Св. ап. Иоанна, IV, 8), поэтому основная заповедь состоит из двух органически связанных, не отделимых друг от друга частей - любить Бога и ближнего своего как самого себя. "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (I посл. Св. ап. Иоанна, IV, 20 - 21).

Любовь к Богу и к ближнему проявляется в творении добра. Это главная заповедь Божия, а нарушение её, неисполнение её порождает зло. Добро и зло - две противостоящие друг другу силы, действующие в этом мире. Велика сила добра, если бы не было её, мир давно бы погиб.

Итак, главное, чего ожидает Господь от человека, - это любовь к Богу и к ближнему. Поэтому заповеди любви не носят запретительного характера. Они призывают нас творить добро и избегать зла по отношению к ближним и к себе самому.

Добро.

Слово добро является субстантивированным кратким прилагательным в форме среднего рода. Древний корень здесь доб-. Исторически родственными оказываются слова добрый, доблесть, доблестный, удобный, подобный, сдобный. Предположительное исходное значение этого корня (*dob-, и.-е. *dhabh-) - соответствовать, подходить, быть удобным; общеславянское *dob-r-ъ первоначально значило годный, подходящий, удобный, позже возникло современное значение добрый, милосердный [50].

Ещё раз вспомним: любовь человека к Богу должна обязательно проявить себя и в любви к ближнему. Любовь же выражается в творении добра. Вспомним повествование о Страшном суде в Евангелии от Матфея (XXV, 31 - 40): "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное Вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне".