Смекни!
smekni.com

Религиозная лексика русского языка как выражение христианского мировоззрения (стр. 2 из 17)

В греческом pisteuo - 'верю, верую, доверяю, вверяю, поручаю'; pistio - 'вера, доверие, убежденность, верность, вероисповедание'; peitho - 'убеждаю, убеждаюсь (в среднем залоге), доверяю, верю'.

В латинском credo - 'вверяю, поручаю, доверяю, верю, верую' [8]; fides, ei - 'вера, доверие; истинность; обещание'; fido, fisus sum, ere - 'доверяю, полагаю'; fidus - 'верный, надежный'; fidelitas - 'верность, надежность'; fidelis - 'верный, надежный'.

Приведем определение веры, данное апостолом Павлом: "Вера же есть осуществление ожидаемого [т. е. того, в чем мы уверены, в чем убеждены, на что надеемся. - К.Т.] и уверенность в невидимом [т. е. убежденность в существовании того, что мы не видим, невидимого мира. - К.Т.]" - Estin de pistio elpizomenon upostasin, pragmaton elegcon ou blepomenon (Евр. XI, 1), где upostasin - 'сущность, основание', elegcon - 'доказательство'.

Вера в Бога.

Вера в Бога - не результат эксперимента или научных наблюдений. Она зарождается, а, может быть, было бы вернее сказать - пробуждается в недрах нашей души. Она - результат внутреннего видения Бога - интуиции [9]. Интуиция - 'непосредственное постижение истины без предварительного логического рассуждения' [10]. Вера - дар Божий, полученный от рождения или приобретенный позже. Нередко бывает, что убежденный атеист вдруг, неожиданным для себя образом, приходит к вере.

В воспоминаниях известного современного православного богослова и проповедника митрополита Антония Cурожского, настоятеля православного собора в Лондоне, говорится, что в отроческие годы он был активно неверующим, крайне отрицательно настроенным к религии, к церкви. И вот, желая разделаться с верою в Бога, он решил прочитать Евангелие, чтобы окончательно убедиться в ложности всего того, что в нем написано. "И вот я у мамы попросил Евангелие... заперся в своем углу, посмотрел на книжку и обнаружил, что Евангелий четыре, а раз четыре, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое [Евангелие от Марка. - К. Т.]. И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь. Со мной случилось то, что бывает иногда на улице, знаете, когда идешь и вдруг повернешься, потому что чувствуешь, что кто-то на тебя смотрит сзади... Я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос... И это было настолько разительное чувство, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я долго смотрел; я ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где ничего не было, у меня было то же самое яркое сознание, что тут стоит Христос, несомненно. Помню, что я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут - значит, это воскресший Христос стоит тут - значит, я знаю достоверно и лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес, и, значит, все, что о Нем говорят, правда... Помню, я на следующее утро вышел, и я шел как в преображенном мире" [11].

Вера по существу своему противостоит знанию, основанному на наблюдениях и эксперименте. Но знание и вера не исключают друг друга, не противостоят друг другу. Напротив, знание укрепляет нашу веру, делает ее более твердой.

Вера и неверие.

Вера противопоставлена неверию, отрицанию Бога, атеизму. Глубочайшим заблуждением является положение, что будто бы атеизм отличается тем от веры, что он научен. В недавнее время в высших учебных заведениях читался курс "научного атеизма". Научным атеизм быть не может, т. к. он, как и вера, не основывается на знаниях, на научных изысканиях, на научном эксперименте. Научно, экспериментально доказать бытие Бога или, напротив, доказать, что Бога нет, невозможно. Атеизм тоже вера, которая может быть подкрепляема, по мнению его сторонников, данными науки, но, тем не менее, это вера, но вера со знаком "минус".

Мы можем верить, что Бог есть, или верить, что Бога нет. Повторяем, доказать научно, с помощью наблюдений или эксперимента ни того, ни другого мы не можем. Научного атеизма нет и не может быть.

В течение нашей жизни индикатор (стрелка) движется по шкале. Движение ее свидетельствует и о наших размышлениях, подчас возникающих сомнениях, преодоление которых нередко укрепляет нашу веру. Еще раз необходимо подчеркнуть, что знание не разрушает веру, напротив, оно способно укрепить ее. Познавая неоспоримую разумность мироздания, мы убеждаемся, что эта разумность не случайна, закономерность всего не могла возникнуть случайно, сама собой, но является результатом действия творческого начала.

Вера и суеверие.

Необходимо очень четко различать эти два понятия: вера наша разумна, суеверие - плод заблуждения. Этимология этого слова такова: в древнерусском языке было прилагательное суи - 'тщетный, напрасный, пустой, ложный'. Корень суй- находим в словах суета, суетливый, суетня, суетиться, суетный, в таких сложных словах, как суеверие, суесловие, суемудрие. Следовательно, суеверие - это ложная, пустая, ошибочная вера. Суеверие - результат невежества, состоящее в том, что 'чисто естественным вещам придается значение сверхъестественное' [12]. Суеверие - 'предрассудок, в силу которого многое происходящее представляется проявлением сверхъестественных сил, знамением судьбы или предзнаменованием будущего' [13].

Важнейшим проявлением суеверия является вера в приметы, например, что встреча с черной кошкой сулит неприятности.

Верующему христианину необходимо твердо осознать, что вера в приметы никоим образом не связана с христианской верой, она - порождение язычества, весьма живучий его пережиток [14].

Суеверия тесно связаны с магией. Слова маг, магия - греческого происхождения. Маг - это чародей, волшебник, кудесник, волхв. В греческом языке magos, mageia, magikos - магический. Первоначально словом magos древние греки называли членов мидийско-персидской жреческой касты, а словом mageia - учение магов. Слово magos, вероятно, персидского происхождения, оно означало жреца. Из греческого проникло в латинский: magus, прилаг. magiens. Вспомним евангельский рассказ о поклонении родившемуся Иисусу пришедших с востока волхвов: magoi apo anatolon paregenonto (Мф. II, 1).

Магия - это колдовство с помощью неведомых, подчас злых сил. Практика магии - это различные действия, заклинания с целью заставить, принудить эти силы послужить на пользу или, наоборот, во вред кому-либо. Принципиальное различие между верой и магией в том, что первая проявляет себя в молитве, т. е. в просьбе, обращенной к Богу. Результат молитвы - проявление милосердия Божьего. Магия же исключает молитву. Маг путем заклинаний пытается заставить злые силы исполнить то, что он требует.

Длительная атеистическая пропаганда, происходившая у нас на государственном уровне, атеистическое воспитание нескольких поколений молодежи привели к резкому снижению уровня духовности, тяжелые последствия чего мы наблюдаем в современной действительности.

Непосредственное внедрение атеизма, к счастью, закончилось, но, к сожалению, порожденная им бездуховность значительной части народа осталась. И эта бездуховность стала очень удобной почвой для развития оккультизма [15]. Оккультизм - это та же магия, только прикрытая псевдонаучной оболочкой. Распространение получила такая "оккультная наука", как астрология. В наших изданиях широко рекламируют свои услуги астрологи, заклинатели, предсказатели, целители. Интересна эволюция некогда антирелигиозного журнала "Наука и религия" [16], начавшего с 90-х гг. широко пропагандировать различные направления оккультизма.

Продолжаем компонентный анализ слова религия. Напомним: религия - это убежденность, уверенность в бытии Бога, другим компонентом значения этого слова является 'определенное представление о Боге'.

Представление о Боге. Наименование Верховного Начала.

Среди религий различаются исповедующие Единого Бога (единобожие, монотеизм), многих богов (многобожие, политеизм), нераздельности Верховного Начала и мира (всебожие, пантеизм). В нашем пособии речь будет идти только о монотеизме в его наиболее высокой форме - христианстве.

Во всех основных христианских вероисповеданиях [17], в общем, одинаковое представление о Боге. В виде основных положений выражено оно в Никео-Константинопольском Символе веры, принятом на двух вселенских соборах (в Никее в 325 г. и дополненном на Константинопольском соборе в 381 г.). Основные положения христианского вероучения называются догматами. В греческом языке глагол dokeo означает 'полагать, думать', производным от него является существительное dogma, род. п. dogmatos 'мнение, решение, постановление'. В русском языке греческому to dogma соответствуют два слова: дoгмат и дoгма. Первое относится к религиозной лексике, второе - к общеупотребительному языку и обозначает какое-либо положение, принимаемое на веру, без доказательств.

Слово символ по происхождению также греческое, в русском языке отразилось в византийском произношении (в византийском b звучит как [v]). Греч. sumbolon - от глагола sum-ballo, буквально 'со-брасываю, бросаю вместе'. Глагол многозначный, среди его значений отметим: 'сбрасывать в одно место, сталкивать', в среднем залоге 'сталкиваться, сшибаться'; соответствующее этому глаголу существительное sumbolon 'знак, примета; условный знак, сигнал'. В древней Греции существовал обычай: друзья, расставаясь, брали какой-либо предмет (сосуд, статуэтку, навощенную дощечку и под.) и разламывали его пополам. По прошествии многих лет эти друзья или их потомки узнавали друг друга, убедившись, что обе части соединяются и образуют единое целое - символ.

В рассматриваемом нами употреблении символ - 'знак веры, вероучения'. Символ веры в кратких положениях выражает основы христианской веры.

Итак, представление о Боге в основных христианских конфессиях в общем одинаково. Некоторое различие между Восточными и Западными Церквами в учении об исхождении Духа Святого от Бога Отца (православные церкви) или от Отца и Сына (католическая церковь, протестантские церкви) [18]. Эта особенность вероучения западных христиан именуется латинским словом Filioque = и от Сына.