Смекни!
smekni.com

Религиозная лексика русского языка как выражение христианского мировоззрения (стр. 7 из 17)

Молитвенным может быть состояние души при созерцании или восприятии прекрасного, величественного, возвышающего нашу душу - красоты природы, произведений изобразительного искусства, слушания музыки [39].

Сколько времени надо уделять молитве? Каких-либо временных границ здесь не может быть установлено. Молитва может быть очень короткой (вспомним молитву разбойника на кресте: "Помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое!" (Лк. XXIII, 42)) или же длительной. Но в этих случаях молитва должна быть искренней, быть выражением глубокого душевного устремления к Богу. Молитва без такого устремления, какой бы длительности она ни была, не достигнет Бога. Поэтому наш Господь Иисус Христос предостерегает нас от излишнего многословия, когда молитва лишена внутреннего содержания и выражается только в обилии слов. "А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него" (Мф. VI, 7 - 8). Молитва, предложенная Иисусом Христом Его ученикам, очень краткая, но в ней сказано о всем том, что нужно человеку.

Молитва "Отче Наш" [40].

Удивительно обращение к Богу как к Отцу. Бог - это не грозный Владыка, далекий от нас, а наш Отец, к которому всегда, при всех жизненных обстоятельствах, открыт для нас доступ. Начинается молитва с обращения: Отче Наш, Сущий на небесах (т. е. пребывающий в духовном мире). Далее следуют семь прошений.

Первое - "Да святится Имя Твое". Имя Божие и так, без нашей просьбы, является святым, но пусть оно станет для нас святым, святится в нашей жизни.

Второе - "Да приидет Царство Твое". Царство Божие существует помимо нас, но мы просим Господа, чтобы оно наступило для нас, вошло в нашу душу, чтобы мы, еще во время земной жизни, были бы в нем. "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его", - говорит Иисус Христос (Мф. VI, 33).

Третье - "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе". Да совершается в этой жизни, в нашей личной жизни все по воле Божией!

Четвертое - "Хлеб наш насущный дай нам на сей день". Мы просим Господа даровать нам то, что нужно для жизни земной - пропитания, одежду, жилище. Но не только о хлебе земном мы просим, но и о том, что нужно нам для спасения нашей души.

Пятое - "И прости нам долги (грехи) наши, как и мы прощаем должникам нашим". Необходимое условие для прощения наших долгов (грехов) перед Богом состоит в том, чтобы и мы сами прощали долги (грехи) тем, кто согрешил против нас [41].

Шестое - "И не введи нас во искушение". Искушение - это испытание, иногда и соблазн, которые могут привести нас к греху. Мы просим Господа помочь нам в этих, иногда очень трудных для нас, жизненных испытаниях.

Седьмое - "Но избави нас от лукавого" [42]. Прилагательное лукавый употребляется субстантивированно, т. е. в значении существительного. В тексте молитвы это слово имеет двоякий смысл: 1) лукавый - существительное мужского рода - диавол, который может нас привести к гибели, который побуждает нас ко греху; 2) лукавое - существительное среднего рода - это все то, что содержит в себе обман, соблазн, коварство. Лукавое - это или человек, или какие-либо трудные жизненные обстоятельства.

Последняя часть Господней молитвы содержит прославление Бога: "Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки".

Не следует молиться напоказ.

"И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу Твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. VI, 5 - 6). Молиться можно и надо везде, и не всегда возможно в самом деле войти в комнату и затворить дверь в прямом смысле этих слов. Но слова Иисуса Христа не надо понимать только в прямом их смысле: молясь, углубись в себя, забудь об окружающем, не молись так, чтобы привлечь внимание стоящих возле тебя. Молитва может быть тайной, скрытой в самом многолюдном месте.

Состав молитв постоянно пополняется. Многие молитвы содержатся в Священном Писании. Можно назвать, например, вдохновенные псалмы Давида. Творцами молитв являются и некоторые святые. Молитвы мы можем найти в специальных сборниках, называемых обычно молитвословами. В заключение мне хочется привести несколько молитв.

Первая из них православная, составленная в 20-х годах ХХ в. старцами (монахами) монастыря, известного под именем Оптиной Пустыни. Эта молитва учит нас о том, как и о чем надо молиться и как строить свою повседневную жизнь по евангельским заповедям. Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня наставь и поддержи меня. Какие бы я не получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Приведем сходную по содержанию утреннюю католическую молитву: "Господи, в тишине наступающего дня прошу Тебя даровать мне мир, мудрость и силу. Хочу смотреть сегодня на мир глазами полными любви, быть кротким, терпеливым, внимательным к другим; проникая сквозь видимость, смотреть на Твоих детей, как Ты Сам смотришь на них, видеть в каждом только доброе. Огради мои уши от всякой клеветы. Охрани мой язык от всякого злословия. Пробуди во мне желание благословлять других и быть причастным Твоей благости и радости. Облеки меня Твоей красотой, Господи, и даруй мне благодать открывать ее другим".

Этот раздел мне хочется закончить двумя молитвами святого Франциска Ассизского (XIII век).

"Приобщи меня, Господи, к воле Твоей, к любви Твоей, к миру Твоему! Даруй мне заронить любовь в сердца злобствующих, принести благость прощения ненавидящим, примирить враждующих. Даруй мне осветить истиной души заблуждающихся, укрепить верою сомневающихся, озарить светом Твоего разума пребывающих во тьме. Даруй мне возродить надеждою отчаивающихся, одарить радостью скорбящих. Сделай меня, Господи, не ищущим утешения для себя, но жаждущим дать его другим, не вразумляющим в гордыне моей, но вразумляемым в смирении духа, не любимым, но любящим. Об этих милостях молю Тебя, Боже! Ибо отдавая - мы получаем, забывая о себе - находим себя, прощая другим - сами обретаем прощение, умирая, воскресаем к жизни вечной".

"Ты един свет, Господь Бог, творящий чудеса. Ты силен. Ты велик, Ты - Всевышний. Ты - Царь всемогущий. Ты - Отец Святой, Царь неба и земли. Ты один в трех лицах, Господь и Бог всеблагой. Ты - благо, все благо, высшее благо, Господь Бог живой и истинный. Ты - милость и любовь. Ты - уверенность. Ты - покой. Ты - ликование и радость. Ты - справедливость и уверенность. Ты - полное богатство. Ты - красота. Ты - кротость. Ты - охранитель. Ты - защитник. Ты - крепость. Ты - утешение. Ты - надежда наша. Ты - наша вера. Ты - наше великое услаждение. Ты - наша вечная жизнь, великий и всеславный Господь, Бог всемогущий, милостивый Спаситель".

Поклонение Богу. Культ.

Поклонение Богу возможно всегда и везде в любых жизненных ситуациях. Внутренним храмом является как бы наша душа, наш дух. Вспомним замечательные слова Иисуса Христа женщине-самарянке: "Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе" (Ин. IV, 23). Но особым местом для соборного поклонения Богу служит храм. В нем возносится соборная, т. е. объединяющая всех, всеобщая молитва к Господу. Соборная молитва, творимая в храме, лежит в основе богослужения, совершаемого священнослужителями. Богослужения бывают разные (подробнее о них см. ниже), но все они совершаются по строго определенному порядку - обряду. Корень ряд-, сущ. ряд обозначает расположение чего-либо (предметов, действий) по одной линии (пространственной или временной). Обряд в религиозной лексике __ определенный порядок совершения богослужений, а также поведения верующих. Это слово может обозначать, следовательно, установленный церковью порядок церковных служб или же выполнения верующими определенных действий, норм поведения в храме или во время личной молитвы. В частности, сюда можно отнести крестное знамение __ осенение себя знаком креста [43], коленопреклонение, прикладывание устами ко кресту, к иконам, возжигание свеч.

Слово обряд в широком значение имеет синоним латинского происхождения - ритуал, латинское ritus - религиозный обряд. Но в православной церковной лексике слово ритуал не употребляется.

Поклонение Богу имеет внутреннюю сторону - это молитвенное общение с Ним, и внешнюю - выражение этого поклонения внешним, видимым образом. Поклонение Богу в обеих его формах составляет то, что называется культом. Слово культ С.И. Ожегов определяет как 'религиозное служение Божеству и связанные с этим обряды' (Словарь русского языка. М., 1973).

Культ - слово латинского происхождения. В латинском языке был глагол colo, colui, cultum, colere; его значения: 1) обрабатывать, возделывать; 2) иметь попечение, заботиться; 3) почитать, чтить (Бога). Образованное от него существительное cultus - 1) возделывание, обработка; 2) попечение, забота; 3) почитание, поклонение (Богу). Русское культ соотносится с третьим значением латинского cultus [44]. В русском языке это слово не относится к православной религиозной лексике, и нередко употребляется в новом значении - неумеренное почитание, восхваление кого-нибудь, преклонение перед кем-либо (ср. культ И.В. Сталина).