Смекни!
smekni.com

Языковые особенности дилогии П.И. Мельникова В лесах и На горах (стр. 9 из 25)

Патап Макси­мыч очень скромен в своих личных потребностях. Конечно, дом его один из лучших в Заволжье. Но только по мужиц­ким масштабам и вкусам. Чапурин задает обильные «пиры», но и это больше все из того же наивного — мужицкого еще — тщеславия. Знаменитый «купецкий» разгул ему чужд, и в этом смысле деньги для него не соблазнительны. Богатство он больше всего ценит за то, что оно дает ему «почет и ува­жение». Но влияние и власть ему нужны не только для того, чтобы потешать свое славолюбие. В нем жила постоянная мечта о деятельности в масштабах всей России; о такой дея­тельности, которая приносила бы благо всей стране. За такие большие дела, мечтал Чапурин, не грех было бы принять и благодарность русских людей

Недаром Мельников-Печерский передает в романе размышления-мечты Патапа Максимыча. На первый взгляд может показаться, что они схожи с мечтами Алексея Лохматого. У Алексея «только теперь... и думы, только и га­данья, каким бы ни на есть способом разбога­теть поскорее и всю жизнь до гробовой доски проводить в веселье, в изобилии и в людском почете» [Мельников, 1993, с. 143]. Чапурин, размечтавшийся о богатст­ве, принесенном «земляным маслом» (золо­том), видит совсем другую в существе своем картину: тут и богатство, и почет, и уважение, и дом в Питере, и заграничный торг, но как ко­нечная цель богатства — другое: «Больниц на десять тысяч кроватей настрою, богаделен... всех бедных, всех сирых, беспомощных при­зрю, успокою... Волгу надо расчистить: мели да перекаты больно народ одолевают... Расчи­щу, пускай люди добром поминают... Дорог железных везде настрою, везде...» [Мельников, 1993, с. 147]. Чапурин мечтает не просто о богатстве, а о заслужен­ном почете и добрых делах, для него непра­ведный путь — безнравственный обман.

Отношение к купечеству было у нас в по­следние десятилетия во многом искажено и социологическими оценками и образами дель­цов «темного царства» из пьес Островского. «Темное царство» тоже было — это объектив­ный факт русской истории, но были не только самодуры и бесчестные корыстолюбцы, неда­ром современники упрекали иногда драматур­га за однобокость изображения купечества, которое он, по обстоятельствам своей жизни и службы, лучше всего знал с дурной стороны.

Увидев положительное, даже созидатель­ное начало в купце, который раньше рисовал­ся, главным образом, смешным или плутова­тым, Мельников-Печерский в подходе к этой теме во многом опередил своих современни­ков. Мысли Чапурина, особенно его мечты расчистить ради пользы людей русло Волги, так перекликаются с мечтами героя П. Д. Боборыкина Василия Теркина из одноименного ро­мана 1892 года о том, чтобы получить в свои руки землю по берегу Волги не ради собст­венности, а ради того, чтобы, насадив лес, за­щитить реку, берега которой обезображива­ются хищническими вырубками. Есть в Чапурине что-то и от героя повести И. С. Шмелева «Росстани» (1913), Данилы Степаныча Лаврухина, в последние месяцы перед смертью мы­сленно просматривающего все доброе и слу­чайное, что сделано им для земляков. Этот ряд можно было бы проиллюстрировать и многими историческими примерами. На эту сторону личности Чапурина не при­нято обращать серьезного внимания, напро­тив, в его добрых делах (воспитание сироты Груни, помощь Колышкину, стряпке Никитишне, бескорыстная помощь больному Смолокурову, а затем его осиротевшей дочери Дуне) часто видится безжизненная идеализация ге­роя. Здесь бы хотелось подчеркнуть в этой связи две особенности Чапурина: он купец и старовер. Пора вспомнить о том, что купече­ство сыграло значительную роль в русской ис­тории и культуре второй половины XIX века.

Если «В лесах» показана купеческая жизнь в глубинке, то «На горах» нари­сована обширнейшая панорама городского образа жизни. Если попытаться найти слово, которое наиболее полно харак­теризует сущность буржуазной жизни, как ее представлял Мельников, то самым подходящим окажется слово пре­ступление. В своем романе он не говорит о бережливости и трудолюбии первозаводителей миллионных состояний. И не случайно. Хвалители буржуазии именно эти качества объявляли основой могущества капитала. Мельников на всем пространстве романа — особенно во второй его части, «На горах», — настойчиво проводит мысль, что это могущество замешено на преступлении. Поташовские, смолокуровские мильоны, самоквасовские и доронинские богатства были до­быты грабежом в буквальном смысле слова. Всякий, кто лишь прикоснется к миру стяжательства и барыша, неиз­бежно втягивается в преступление. В этом смысле харак­терна фигура Марка Смолокурова.

Сам он грабежом на большой дороге не занимался. Да, по-видимому, и не был предрасположен к этому. В молодо­сти ему были доступны чистые человеческие чувства. Когда случилось несчастье с его братом Мокеем, Марк был искренне опеча­лен; он долго и упорно, не жалея денег, разыскивал его. Смолокуров преданно любил свою жену и глубоко страдал после ее смерти. Всю свою жизнь посвятил он потом воспитанию до­чери Дуни, в которой души не чаял. Но его «дело» без пре­ступлений вести было невозможно. Грубый обман, насилие, подкупы, убийства — все это неизбежные спутники выгодных «законных» торговых оборотов. И опустела его душа, очерст­вело и ожесточилось сердце. Боязнь ли­шиться половины капитала заставляет Смоло­курова долго бороться с собой, с самыми тем­ными своими мыслями при известии о возмо­жности спасти из татарского плена брата. Теперь Мокей прежде всего — претендент на долю в капитале. Ка­питалы чуть не превращают в жертву сектан­тов и Дуню Смолокурову.

В романе «На го­рах» даны картины «деятельности» купцов, которые пользуются уже новейшими средствами обога­щения: составляют дутые акционерные компании, пишут не­обеспеченные векселя, объявляют мнимые банкротства. Автор возлагает надежды на молодое поколение купцов более образованных и справедливых. Купцы вроде Никиты Меркулова или Дмитрия Веденеева, великолепно знающие все ухватки новых дель­цов, может быть вытеснят Орошиных и облагородят купеческие нравы? По-видимому, такого рода предположения Мельникову-про­светителю были не совсем чужды. Но как это осуществится, он не мог себе представить. Потому-то и фигуры этих молодых людей несколько бледны и невыразительны.

Более всего подвержен изменению в повествовании образ Алексея Лохматого. Этот парень описан Мельниковым в начале дилогии как богатырь, которому ни в работе, ни в красоте равных нет. Но автор сразу замечает: «И умен же Алеша был, рассудлив не по годам…Деньгу любил, а любил ее потому, что хотелось в довольстве, в богатстве, во всем изобилье пожить, славы, почета хотелось…» [Мельников, 1993, с. 29]. Путь от наемного рабочего до купца первой гильдии пройден, благодаря не честному труду, а обольщению и предательству. Недаром еще в начале романа Алексею Лохматому везде слышатся лишь «одни и те же ре­чи: деньги, барыши, выгодные сделки. Всяк хвалится прибылью, пуще смертного греха бо­ится убыли, а неправедной наживы ни един человек в грех не ставит», так же как не расчет сво­дит Настю Чапурину с Алексеем. Трусость Алексея, из­меняющая отношение к нему Насти, вызвана не только качествами его характера, но и пол­ной уверенностью в невозможности счастья с Настей из-за экономического неравенства в положении его семьи и Чапуриных. В конце концов, «нравственная гибель всей семьи Лох­матых и физическая гибель Алексея определяются также пришедшими им в руки бешеными, легкими деньгами» [Николаева, 1999, с. 25].

Еще более, пожалуй, удачны у Мельникова женские типы, в самом центре которых стоит строгая как бы застыв­шая фигура матери Манефы, суровой на вид игуменьи, не пога­сившей, однако, еще своего внутреннего живого пламени и потому снисходительной к веселью и промахам молодости. Она крепко держит старый уклад, содержит в достатке свою обитель, поль­зуясь щедрыми приношениями своего брата Патапа Максимыча и других благодетелей, блюдет мудрое домостроительство, давая отпор всякому новшеству, обуздывая неопытное легкомыслие моло­дости и упрямую гордыню старости.

Горькое несчастье пригнало Матрену Чапурину в обитель «невест христовых». Будучи дочерью богатого крестьянина, полюбила она бедного парня – Якима Стуколова. Не разрешил суровый отец идти за него. В скитах решила Матрена скрыть позор девичий. Темный страх наказания божьего, внушенный скитницами, рассчитывавшими поживиться по­дачками ее богатого отца, заставили Матрену стать иноки­ней Манефой. Должно быть, она искренне верила в старооб­рядческого бога. Но к чему привела ее эта вера? Даже успо­коения не дала она ей. Крайним напряжением незаурядной воли своей Манефа заставила себя забыть «мирские» радо­сти. Только при внезапной встрече с Якимом в доме Патапа Максимыча дрогнуло ее измученное, очерствевшее сердце, дрогнуло и замерло — теперь уже навсегда.

В ее обители жизнь трудо­вая, но без лишнего отягощения; все здесь делается с крестом, сопровождается молитвою и «метаниями» (поклонами). Белицы зани­маются рукоделиями, изготовляя разные заказы и подарки для бла­годетелей или украшения для моленных икон; уставщицы и канонницы должны уметь истово читать, по божественному и знать пение церковное, чтобы, могли справлять уставную службу по Минее, чтобы умели петь «по крюкам» и даже «развод демественному и ключевому знамени» могли бы разуметь. Но эти «полуотшельницы-полумирянки» с тихим ропотом переносят свою затворническую жизнь и рады всякому заезжему гостю, особенно доброму молодцу. Протест молодого сердца иногда разгорается волей, и тогда нисколько не поможет неусыпная бдительность строгих стариц.