Смекни!
smekni.com

Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века (стр. 57 из 91)

Через всё творчество этих двух русских писателей проходит тема чистого и прек­расного чувства. "Всякая любовь-великое счастье, даже если она не разделена эти слова из рассказа "Тёмные аллеи" Бунина могли бы повторить все герои.

Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"?

В драме Островского показан сложный, тра­гический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак борется со светом, взлёты сменяются падениями, здесь сказывается и живучесть морали" тёмного царства", и шат­кость этой морали. Глубоко трагична пер­вая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песни - мотив неми­нуемой гибели ("Ты убей, загуби меня со полуночи..."):"Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?"; "Зачем ты моей погибели хочешь?"; "Ты меня загубил!" Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя него идёт на верную ги­бель! "Не жалей, губи меня!" -восклицает она, отдавшись этому чувству. Так любить может не всякий, и мы убеждаемся в необы­чайной силе героини. А каковы первые сло­ва Катерины? Вслушаемся в них вниматель­но: "Для меня, маменька, всё одно, что род­ная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя лю­бит". В отличие от жены, Тихон произносит свои оправдания жалобно, даже, может быть, плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на "вы". Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упрёки. Но с каким достоинст­вом, как просто и искренне говорит она! Характерно и это обращение на "ты" (как к равной),и стремление к ясным, доброжела­тельным человеческим отношениям. В первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона, мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со сломанной во­лей и растоптанной душой. "Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск", - говорит о жене Тихон. И вот она сама перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характе­ром, с живым, вольнолюбивым сердцем. Из до­му она убежала, чтобы проститься с Бори­сом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таиться, но "громко, во весь голос" зовёт любимого: "Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!" Нет, она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы потому, что всё потеряла, что нечем ей бо­льше дорожить, даже жизнью: "Для чего мне теперь жить, ну для чего? "Борис говорит о себе: "Что обо мне-то толковать! Я вольная птица". В сцене свидания Катерина ему за­видует: "Ты вольный казак". Но, по сути де­ла, кто из них двоих более свободен?

Остановимся на репликах Бориса в сцене прощания: "Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает... Не застали бы здесь!". Борис скован страхом. Последний монолог Катерины рисует её внутреннюю победу над силами "тёмного царства". "Оп­ять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо!" Характерно здесь слово "нехорошо": жить под игом Кабанихи, с точки зрения Катери­ны, безнравственно. "А поймают меня, да во­ротят домой насильно... "Как страшно зву­чит здесь это слово -поймают, словно не о человеке идёт речь! При мысли о насилии, которое совершится над ней, Катерина вос­клицает: "Ах, скорей, скорей!" Жажда осво­бождения торжествует и над тёмными рели­гиозными представлениями. Катерина прони­кается убеждением в своём праве на сво­боду чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. "Всё равно, что смерть придёт, что сама...а жить нельзя! "-размы­шляет она о самоубийстве, которое, с точки зрения церкви, является смертным грехом. И далее она подвергает сомнению это пре­дставление: "Грех! Молится, не будут? Кто любит, тот будет молиться... "Мысль о любви сильнее, нежели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раская­ние в совершённых грехах, - они обращены к любимому: "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Так свободное от предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катери­ны, и она вырвалась из пут "тёмного цар­ства" на волю.

"Петербург Достоевского"

(По роману Достоевского "Преступление и наказание").

Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит.

А.С.Пушкин Петербург... Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней. "Дух неволи", отмеченный в Петербурге ещё Пуш­киным, наложил отпечаток на разочарован­ных жизнью преждевременно усталых героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но у последнего город во всех произведениях многолик.

Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из "Белых ночей"; Раскольникову же ближе другая, вторая столица- сдавленное пространство примыкающих к сенной площади кварталов, тёмные дворы, чёрные лестницы. Герой прос­то не замечает города, он слишком погло­щён своими думами, мыслями, переживаниями. Ему знаком только такой Петербург: "...духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу."

Родион живёт в коморке, "которая походи­ла более на шкаф, чем на квартиру". И, лёжа там часами, в голове рождается мысль об убийстве. Данные писателем повторяющиеся детали: "вонь", "духота", как бы нагнетают обстановку в преддверии жуткой трагедии. Лишь раз, как в тумане, возникает Петер­бург перед Раскольниковым: "Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолеп­ной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина..." Здесь Петербург уже как самостоятельный персонаж, виновник разыгрывающихся драм, враждебная людям сила. Великолепная пано­рама Исаакиевского собора и Зимнего дво­рца была нема для героя, как нема она и для живущей вблизи бедноты, потому что всё её сознание заполнено страхом перед будущим. Но город этот ещё и город маленького человека - Мармеладова, титулярно­го советника, которого мы встречаем уже "с отёкшим от постоянного пьянства жёл­тым, даже зеленоватым лицом и с припухши­ми веками". В пьянстве он пытается уто­пить реальность жизни, хотя сам чётко сознаёт пагубность этого занятия. Траге­дия Мармеладова- трагедия и окружающих его людей. Теперь о пригородах. В фанта­стическом сне Раскольникова пригород-- большой кабак, где всегда "...орали, хохо­тали, ругались, так безобразно и сипло пе­ли..." Но ведь реальность ничуть не луч­ше: Соня Мармеладова, раздавленный копыта­ми лошади Мармеладов.

"Маленькие люди" описаны и Гоголем. В Пе­тербурге Гоголя есть те же "серые, жёлтые и грязно-зелёные дома" с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безыс­ходно: в этом мрачном городе мелькнёт хоть" один луч света". В душе героя и пи­сателя мечта о городе прекрасном, создан­ным для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: "он даже очень было, занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хо­рошо освежали воздух на всех площадях".

Так входит в роман тема города и челове­ка, развитая в "Преступлении и наказании". Петербург Достоевского - среда, в которой уживаются многочисленные слои общества : ростовщики, бедняки, студенты, интеллиген­ция, богачи и аристократы. Для каждого из них город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безы­сходно.

Достоевский писатель-гуманист, он протес­тует против существования зла в защиту людей. Человек и его душа, умеющая радова­ться тому, что на мгновенье "улица вдруг блеснёт", фантастика, контрасты - вот Петер­бург Достоевского.

P.S. П-г- город, где рождается преступ­ление. Что в облике города способствует этому? Какие средства использует автор в создании страшной картины города­преступления?

«ПОЭТ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ»

Поэт в России больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит

гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет. Поэт в ней - образ века своего и будущего призрачный прообраз.

Е. А. Евтушенко.

У разных народов было свое представление о назначении поэта. В легкий нравами европейский 18 век родилось мнение о том, что они должны говорить лишь о любви и амурах, о греческих и римских богах и богинях, о природе, о легких темах. Потом появились романтики, воспевающие неземное. Но во все времена среди поэтов были те, кто стремился пером бороться за свободу и права человека против рабства и тирании.

В России, лишенной свободной политической и общественной деятельности, среди сочинителей, писавших, по выражению Белинского, гладкие и легкие стихи, выделялся голос тех, чей стих «звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Великие русские поэты... Они «глаголом жгли сердца людей». Это о них говорит Е.Евтушенко в своей «Молитве перед поэмой», это к ним он обращается за советом и помощью.

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,

свою раскованную речь,

свою пленительную участь -

как бы шаля, глаголем жечь.

Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,