Смекни!
smekni.com

Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века (стр. 67 из 91)

О чем бы ни писал поэт, почти всегда он возвращается к теме страданий, тяжелой доли русского народа. В «Рыцаре на час» он просит увести его «в страну погибающих за великое дело любви». В знаменитом стихотворении «Элегия» он просит молодежь не верить, «что тема старая - страдания народа» и что «поэзия забыть ее должна», нет, «не стареет она».

Среди огромного многообразия того, что создано Николаем

Алексеевичем на тему о жизни русского народа, неизменно борются две темы, две мысли, два настроения поэта. Он постоянно думает о том, предопределено ли русскому народу всегда быть

таким забитым, бесправным и темным, каким он его видел, или же тот воспрянет? Он сокрушается темноте русских людей, которые покупают на ярмарках портреты генералов и милордов, и надеется, что когда-нибудь народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». В «Железной дороге» есть известное место, где рассказчик говорит Ване, что не надо робеть за русский народ, который «вынесет все, что господь ни пошлет», который в то же время вынесет все - и широкую, ясную, Грудью дорогу проложит себе.

Но тут же добавляет грустную ноту:

Жаль только - жить в эту пору прекрасную

Уж не придется ни мне, ни тебе.

В уже упоминавшемся «Размышлении...» также есть очень известное место, где автор обращается к народу с вопросом: «Ты проснешься ль, исполненный сил?», и вновь трагическая нота:

Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил...

Этими вопросами, теми же словами Некрасова задавались еще долгие десятилетия после поэта и задаются до сих пор... Но сегодня, кажется, становятся все более верными слова поэта о том, что русский народ собирается с силами и учится быть гражданином. Тот, кто познакомился с творчеством Некрасова, вряд ли забудет, словно вылепленные образы русских людей. Женщин, способных «коня на скаку» остановить, «в горящую избу» войти; мастеровых, что молотом играют от зари до зари; купцов-коробейников, которые приносят вместе с товаром радость девушкам и молодицам. Но, конечно, не забудет и строителя-белоруса, у которого «ямою грудь» и «колтун в волосах», и насмерть забитого солдата, сына крестьянки Орины, и крестьян из «забытой деревни».

Вчитываясь в отточенные, рельефные строки поэта, невольно думаешь, до чего же удивительно русский это писатель, до чего народный. А еще понимаешь, как много похожего и общего в жизни народа тогда и теперь. Но веришь, что непременно скажется на нашей судьбе «разумное, доброе, вечное», посеянное Некрасовым и многими другими...

Я ВЕРЮ ЭТИМ ПИСАТЕЛЯМ

( обзор произведений о Великой Отечественной войне)

Я ненавижу зло. Мне всегда больно, когда обижают человека. Именно поэтому меня очень волнует проблема гуманизма, любви к людям. Но в этом обзоре я хочу говорить о человечности особого рода, во время войны. Меня восхищает то, что советские люди остались людьми, сохранили чуткую душу. А ведь это так трудно, видя вокруг смерть и насилие, не очерстветь, не стать самому жестоким. Война, например, научила многих еще острее чувствовать боль и страдание человека.

В своем обзоре я остановлюсь на трех повестях: «А зори здесь тихие...» Б.Васильева, «Обелиск» Василия Быкова и «Пядь земли» Г.Бакланова. Все это маститые, известные писатели. Но, конечно, глубоко своеобразные.

Эти небольшие вещи привлекли мое внимание тем, что авторы по-новому взглянули на тему гуманизма. Писатели держат читателя в постоянном напряжении, рассказывая о судьбе простых, незаметных людей, раскрывая их чуткую душу.

Тема человечности, человеколюбия в произведениях Б.Васильева занимает центральное место. В повести «А зори здесь тихие...» рассказывается о старшине Васкове и подчиненных ему девушках-зенитчицах. Пятерым из них во главе со старшиной поручили задержать вражеских диверсантов. В бою девушки погибают. Ненависть к врагам, желание отомстить за своих боевых подруг помогают Васкову победить. В этой борьбе им руководило то чувство человечности, которое заставляет сражаться со злом. Ведь фашисты переступили законы человеческие и тем самым оказались сами вне всяких законов. И то, что они заставили воевать женщин, матерей настоящих и будущих, в которых самой природой ненависть к убийству заложена, Васков тоже в строку вписал немцам. Тяжело переживает старшина гибель девушек. Вся его человеческая душа не может с этим смириться. Он думает о том, что обязательно спрося с них, солдат, после войны: «Что же вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью их оженили?» И не находит ответа. Болит у Васкова сердце за то, что положил он всех пятерых девчат. И в скорби этого необразованного солдата самый высший человеческий гуманизм. И читатель чувствует ненависть писателя к войне и боль за то еще, о чем мало кто писал, за прерванные ниточки человеческих родов. Это очень сильно.

ПОДВИГИ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

( по произведениям современной литературы)

В повести изображен смертельный бой пяти советских девушек и старшины Васкова с отрядом диверсантов-гитлеровцев...

Пять совершенно различных девичьих характеров представляет нам писатель. Что, казалось бы, общего между строгой Ритой Осяниной, натурой сильной и чистой, и ребячливой фантазеркой, неуверенной в себе Галкой Четвертак? Какая может быть близость между выросшей на лесном кордоне молчаливой Лизой Бричкиной и поклонницей Блока Соней Гурвич? Что общего между всеми этими девушками и озорной, дерзкой Женькой Комельковой, «сосланной» на 171-й разъезд после штабного романа? Между тем девчата не просто ладят между собой, нет и тени непонимания или психологической несовместимости между ними.

И пришлось всем им сложить головы в том карельском лесу. Пусть не все девушки гибнут с оружием в руках, пусть их бой всего лишь «местного значения», повествование перешло рубеж, где уже все меряется простой и высокой мерой, жизнь одна и смерть одна, где все они - подлинные героини войны - встают рядом со своими родными сестрами: Зоей Космодемьянской, Лизой Чайкиной, Любой Шевцовой и многими другими. Взбалмошная Комелькова погибает, чувствуя себя победительницей оттого, что запутала фашистов, увела далеко от раненой Осяниной, оставшейся со старшиной. А Осянина в свою очередь просит Васкова уйти, помочь Женьке. Даже «негероическая» смерть Лизы Бричкиной или Сони Гурвич при всей ее кажущейся случайности связана с самопожертвованием: в одном случае-то желание поскорей перейти болото и привести подмогу, а в другом - естественное душевное движение сделать приятное заботливому и доброму старшине - сбегать за оставленным им кисетом. И старшина Васков, что Блока не читал, которого девушки считали (в 32-то года) стариком, а, подметив его пристрастие к порядку и воинской дисциплине служакой, уставным формалистом и придирой, оказывается просто незаменимым в их походе. И не только потому, что по-солдатски опытен, находчив, но и потому, что старшина совестлив и надежен. Васкову суждено было схоронить всех своих «бойцов», превозмочь горе, раны и нечеловеческую усталость и в исступленной последней схватке с гитлеровцами жестоко отомстить им. Но потом, до конца дней своих, носил он в душе тяжесть, что не уберег девчат. Он и его «бойцы» выиграли войну: немцы не прошли.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

«Счастье- это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»- так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем та, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину.

А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц - становится все меньше и меньше. Безумный 20 век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды.

Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было заметить, как беднеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой, люди, которые ее наблюдают и изучают - ученые, писатели, работники заповедников, многие другие - обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле. Еще в детстве все мы читали И.Соколова-Микитова, В.Бианки и других.

О взаимоотношениях между человеком и природой пишет с душевной болью Б.Васильев. Его роман «Не стреляйте в белых лебедей»- произведение о современной жизни, главная тема которого-извечный конфликт между силами добра и зла. Не только пробным камнем становится отношение к природе. Она становится не фоном, а словно бы действующим лицом, участвует в развитии сюжета.

Отношение к природе разделяет персонажей на два лагеря.

На тех, кто понимает и любит ее, и других, жадных, жестоких. Вот Егор Полушкин- правдоискатель и поэт, теснейшими узами связанный с родной почвой, неудачник и бедолага. Это потому, что Егор живет по законам сердца и совести, воспринимая мир через благополучие, трагедию края. Он страдает душой, замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы, приближая ее к людям. Но, как и Лермонтовский герой, он становится предметом насмешек. Помните: