Смекни!
smekni.com

Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века (стр. 70 из 91)

Печорин страдает. Он и сам не рад своей натуре и могучей энергии. Но вот встречается княжна Мери, и прежние сожаления оставлены: он влюбляет в себя девушку, принеся ей разочарование. А попутно заводит смертельную ссору с Грушницким, которого прежде считал приятелем. Печорин, соблазненный разгадкой тайны, мимоходом разрушает жизнь «честных контрабандистов». И только в «Фаталисте», кажется, делает одно полезное дело: разоружает пьяного казака с риском для жизни. Но словно какой-то рок преследует его. Ведь и здесь история кончается трагической смертью Вулича, предсказанной Григорием Александровичем. Кажется, между строк читаем мы: «Дело нужно ему большое, полезное всем, чтобы жизнь обрела для него смысл!» Но вы эпоху «застоя», каким было и время правления Николая 1, больших, настоящих дел всегда не так уж много...

Перечислены наиболее интересные эпизоды известной нам жизни Печорина. Устав от нее, он едет умирать в Персию. О самом страшном для каждого человека роковом рубеже он говорит просто и буднично: «Что ж? умереть, так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно».

Почему же молодой, здоровый, богатый аристократ, счастливый в друзьях и любви, имеющий все возможности для службы и творчества, не находит себе места в жизни. Ведь даже любит он от скуки, тщетно надеясь, что новое увлечение будет долгим.

И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,:

И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.

У него нет цели вы жизни, поэтому он мечется, не зная, чем себя занять. Рассуждая с нашей точки зрения, он мог выбрать любую из дорог; жить в своих поместья, обогащая Отчизну и заботясь о крестьянах; по мере сил приносить пользу на государственной службе; заняться наукой, искусством или общественной деятельностью, пробуждая лучшие чувства к людям и осуждая несправедливость. Наконец, жить семьей и воспитывать детей. Но он не выбирает ни одну.

Конечно, во многом виноват сам Печорин. В любую эпоху можно найти себе благое дело. Но виновата и эпоха. Больно за страну, в которой лучшие умы и сильные характеры мелочно проводят свою жизнь. Это говорит о кризисе строя. Образы лишних людей, начавшись Онегиным, присутствуют в лучших произведениях первой половины 19 века.

Печорин-герой промежуточной эпохи. Старое для него не имеет цены, а нового еще нет. Не принимая идеалов светского общества, он замкнулся в себе и погиб в одиночестве. Жалко до слез читать о сильной натуре, сломленной пустотой жизни. У него не было необходимости бороться за достойное существование, и человек, поставленный в исключительные условия, оказался лишним в жизни.

В наше совсем недавнее время тоже существовало много «лишних» людей. Недаром так много в обществе опустившихся интеллигентов. Им некуда было приложить силы. Из рассказов отца я знаю, что два его товарища по университету, поэт и ученый, тщетно пытались послужить стране. Застывшему обществу не нужны талантливые люди.

Я не буду писать, что не в тот век живу, Наше время совсем не плохое.

Но большие умы нынче нам ни к чему:

Вдруг они посягнут на «святое»,-

так писал товарищ отца. Он спился. У другого нелады в семье... Конечно, наши родители и дворяне были материально в очень разных условиях. Но беда у них одна: невозможность найти и осуществить свою цель в жизни.

Я верю, что время «лишних» людей прошло, что наше поколение не сможет жаловаться на отсутствие смысла жизни. И надеюсь, что о моих ровесниках нельзя будет сказать:

Толпой угрюмою и скоро позабытой над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.

ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

... Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах...

М.Ю. Лермонтов.

(«Мцыри»)

Один из современников, знавших Михаила Юрьевича, вспомнил, что Лермонтов показался ему холодным, желчным и раздражительным человеком, словно он ненавидел весь человеческий род. Быть может, он действительно таким выглядел. Мы находим в его стихах подтверждение сказанному:

О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!...

( «Как часто, пестрою толпою окружен...»)

Белинский писал после встречи с Лермонтовым на гауптвахте, что Печорин как есть сам писатель. А ведь характер Григория Александровича Печорина, конечно, характер, приносящий самому его владельцу одни несчастья.

И все же, между писателем и его героем была огромная разница. Один, мучаясь сам и мучая других, не оставил в жизни никакого следа. Другой, прожив всего двадцать семь лет, и поныне остается наиболее известным и любимым русским национальным поэтом.

И пусть грусть охватывает нас, когда мы прикасаемся к наследию этого писателя. Эта грусть очищает души и заставляет думать над своей жизнью. А как часто неожиданно отзываются в нашей судьбе его стихи. Вот, например:

Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть... Но ты простишь мне! Я ль виновен в том, Что люди угасить в душе моей хотели Огонь божественный...

Однако ж тщетны были их желанья:

Мы не нашли вражды один в другом, Хоть оба стали жертвою страданья!

Я смотрю комментарий к стихотворению. Лермонтову было 16 лет в год его создания. Мне столько же! Конечно, я не поэт, никогда не смогу выразить своих чувств в стихах, но и я бы смог рассказать о том, сколько плохо мне рассказывали об отце и как мы неожиданно нашли и поняли друг друга...

Я думаю, Михаил Юрьевич от рождения был предрасположен к замкнутости, стремился к уединению, имел нелегкий характер. Все эти качества усиливались огромной гордостью, обострялись семейными неурядицами. Поэтому Лермонтов и признавался: «Любил с начала жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя...».

Тема одиночества ярко проявляется и в любовной лирике.

Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье;

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою,-

писал он незадолго до гибели. Как непохожи его стихи на любовную лирику А.С.Пушкина!

Какую бы сторону творчества Михаила Юрьевича мы не взяли, стихи или прозу, лирические или эпические произведения - везде прослеживается тема одиночества. В одном из самых его знаменитых стихов «Смерть поэта», написанного, как известно, в связи с гибелью Пушкина, мы можем читать между строк и отношение самого Лермонтова к жизни и обществу, видеть его характер:

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет, завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?-

вопрошает поэт. Казалось бы, чего еще желать богатому, независимому, умному и образованному человеку.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!-

вспоминаем мы давно знакомое стихотворение «Парус». И, видимо, в этих словах и лежит разгадка характера поэта. Можно вспомнить не мало и других известных стихов, тема которых-одиночество. «На севере диком стоит одиноко...», «Листок», «Выхожу один я на дорогу...», «Тучи»...

С томиком Лермонтова хорошо погрустить одному в тишине, хорошо забыться, когда тебя обидят или не поймут. Я люблю этого поэта, такого одаренного, гордого, умного. У меня всегда сжимается сердце, когда я думаю о его трагической гибели. И кажется мне порой, что не мог жить долго среди обычных людей этот человек, который еще в ранней юности писал такие стихи:

«Измученный тоскою и недугом...», «Болезнь в груди моей, и нет

мне исцеленья...», «Я счастлив тайный яд течет в моей крови...». Не мог жить человек, который всерьез считал, что и жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вокруг, - Такая пустая и глупая шутка...

Конечно, невозможно подражать Лермонтову в его отношении к жизни, любви, людям. Но и жизнь наша будет беднее без таких гордых, одиноких характеров!

ТАТЬЯНА - «МИЛЫЙ ИДЕАЛ» ПУШКИНА

... Татьяна- существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная...

В.Г.Белинский.

Есть очень красивая древнегреческая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что казалось, сейчас заговорит, но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил в нее душу. И терзался оттого, что никогда не станет эта мраморная девушка живой. Эта странная любовь была настолько сильна, что боги сжалились и оживили камень.

Очевидно, в искусстве, возможно, такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Вероятно, и Александр Сергеевич, работая над романом «Евгений Онегин», любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью...»

Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из «Дубровского», Маша Миронова из «Капитанской дочки», Марья Гавриловна из «Метели»... Видимо, Мария - любимое женское имя поэта. Ведь и свою старшую дочь он назвал Машей. Но самая «знаменитая» из всех героинь Пушкина- Татьяна Ларина.

В романе мы встречаемся с ней в поместье ее родителей. Деревня Лариных, как и Онегина, верно, тоже «прелестный уголок», какие попадаются в средней полосе России. Писатель много раз подчеркивает, что Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Природа, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, и создали «русскую душу» Татьяны.

Отец Тани «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый», иронизирует Пушкин. Все хозяйство самоуправно вела мать. Дни семейства, которое описывается с любовной иронией, протекали мирно и спокойно. Собирались часто соседи «и «потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Татьяна во многом похожа на других девушек. Так же «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям», ее «тревожили приметы». Но было уже с детства много такого, что отличало ее от других, она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием.