Смекни!
smekni.com

Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века (стр. 66 из 91)

«Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить». И мне невольно хочется вступить в спор. Спросить о том, как же можно что-то рушить, не получив одобрения того, кто живет в этом строении? Как можно ломать, не имея четкого плана, что и как строить? Не так ли у нас после 1917 года усилено ломали, чтобы «место расчистить», восклицая: «Мы наш, мы новый мир построим!», а потом оказалось; что «архитекторы-то» безграмотные и преступники к тому же?

Может быть, кому-то такие герои нравятся. Но для меня садовод, возделывающий свой маленький садик, неграмотная старушка, присматривающая за малышами, гораздо более «герои», чем Базаров. Ведь они в меру своих сил создают, а он разрушает. Как же это ломать, не зная даже почему? Павел Петрович справедливо не может этого понять. И ему отвечает «молодой ученик» Базарова Аркадий: « Мы ломаем, потому что мы - сила». А сила, по его мнению, не дает отчета. Мне очень бы не хотелось, чтобы на смену старым правителям пришли новые, которые считают главным своим долгом только «место расчистить», а не строить новое. Ведь на этом месте мы с вами живем...

И мне нечего добавить к мысли Павла Петровича о том, что последний музыкант, которому дают за вечер пять копеек, полезнее таких, как Базаров, потому что он представитель цивилизации, а не грубой монгольской силы.

Изучая литературу первой половины 19 века, мы говорили об особых литературных героях - «лишних людях» Онегине, Печорине. К ним, как известно, относят и Тургеневского Рудина. Но если рассудить, то и Базаров относится к тому же «разряду». Ведь кроме разрушения, у него нет больше никакого дела...

ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА И ЖИЗНЬ

Суха, мой друг, теория везде, А древо жизни пышно зеленеет.

Иоганн Гете.

Рассказывают, что В.Г.Белинский сказал молодому писателю Достоевскому: «Цените ваш дар и будете великим художником». Должно быть, в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом грело « государственного преступника» Достоевского. И, вероятно, именно на каторге и зародилось желание написать книгу о душевных муках преступника, о болезненной ломке его гордой теории. В переживаниях Раскольника чувствуется что-то личное, авторское, хотя в главном писатель и его герои противоположны. В темном углу, когда нечего, было, есть, зародилась у Раскольникова его страшная теория. Она росла и крепла, заполнила все его думы и подчинила волю.

Родион Романович решился на убийство. Не затем, чтобы завладеть деньгами и продолжить учебу, не затем, чтобы помочь матери, не затем даже, чтобы промотать деньги, а чтобы проверить себя, свою идею, понять, «человек» он или «тварь дрожащая». Высокомерная его теория говорила, что люди подлы и низки, их не переделать, «и труда не стоит тратить». Но можно встать над людским «муравейником» и управлять им. Есть два рода людей: подвластные и немногие избранные, властители. Последние внешне ничем не отличаются от обычных людишек, но на самом деле могут добиваться власти любым путем, им «разрешается» переступить через закон и кровь. И вот Раскольников решает стать властителем над людьми. Он считает, что можно силой навязать благо людям, которые сами не понимают своего счастья. Решают такие, как он, избранники. Одновременно он чувствует и противоречивость своей теории: ведь все эти «наполеоны и маго-меты» служили, прежде всего, своим личным интересам, а общими лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до сознания того, что очень трудно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Как пишет К.И.Тюнькин в статье «Бунт Родиона Раскольникова», где найти критерий добра, если освободиться от моральных критериев? Остается только решать с точки зрения своего блага.

История показывает, что тот, кто идет к власти путем насилия, даже во имя высоких целей, всегда рискует пожертвовать этими целями ради своей власти. Сегодня много спорят о нашей революции. Ведь и большевики слишком надеялись на диктатуру, рассчитывая с ее помощью преобразовать мир. Но не может группа людей заставить всех остальных делать что-то, если те не дали такого права. Можно лишь убеждать. Сейчас в нашей стране много партий и групп, которые пытаются силой (в том числе и вооруженной) навязать остальным свою волю. Не пора ли таким прислушаться к советам великого писателя?

Итак, Раскольников убил. Прошел испытание, и, казалось бы, может идти дальше к власти. Но он не выдерживает. Почему? Не только потому, что нервы сдали. И не потому, как считает сам «герой», оказался «вошью». Мы видим, что Родион Романович - личность незаурядная. Прав, конечно, проницательный Порфирий Петрович, что действительность и натура любой расчет могут подсечь. Но и это не все.

Хотя ум у Раскольникова не может противостоять железной логике его теории, но душа восстает. По теории он должен жить для себя, а отдает последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. Зачем все это? Не понимает Родион Романович, что чувство любви и сострадания - стержень человеческого общества. Не будь его, давно бы оно распалось, а люди «перегрызлись». Столько вокруг неопределенности, а если каждый начнет пробовать, какой он, обыкновенный или нет человек... Ведь так люди друг друга начнут резать. Да и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя своей власти уничтожит множество людей, в том числе и талантливых. Пример Сталина слишком хорошо доказывает это. Нет, не надо таких «наполеонов», «Магометов» и «Сталиных»!

Забыл Раскольников о том, что тот, кто преступил закон человеческий, пролил кровь, обязан носить в душе страшную тяжесть, оставаться в одиночестве. Так и происходит с ним. Даже мать и сестра становятся для него чужими. Более откровенен он лишь с циником Свидригайловым, который не обставляет свои поступки «высокими» теориями. Впрочем, ведь и он не выдерживает до конца своей роли. Хотя и на каторге Раскольников убежден в правоте своей антигуманной идеи, но в душе его все больше крепнут новые чувства. И мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и все человечество. «Возлюби ближнего, как самого себя».

Трудно читается роман, не сразу «разгрызешь» этот «орешек». Но чем глубже вчитываешься в него, тем больше понимаешь правоту слов М.Горького о том, что гениальность Достоевского неоспорима, а по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру.

Всех волнует тема исторического развития нашего общества в период правления Сталина, мера ошибок, преступлений и достижений, мера исторической ответственности. Ярко эти проблемы (а также проблема палачей и жертв) раскрываются в романах А.Рыбакова «Дети Арбата», «Тридцать пятый и другие годы», А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», в романе-эпопее В.Гроссмана «Жизнь и судьба», романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») Ч.Айтматова и ряде других. Картины жизни до колхозной и колхозной деревни, раскулачивания подняты в романе Б.Можаева «Мужики и бабы», в произведениях В.Белова «Кануны» и в некоторых других. Интересно рисует жизнь страны в 30-е годы А.Калинин в «Запретной зоне».

Разнообразна и молодежная тематика в литературе. Еще недавно не очень охотно рассматривали молодежь как особую социальную группу со своими потребностями, ошибками и удачами. Молодежь многолика, поэтому и различны молодые герои на страницах книг. Нынешние писатели пытаются докопаться до истоков тех или иных проблем, полнее раскрыть характеры, чем это делали писатели 30-50-х годов. Всех беспокоит проблема преступности среди молодежи. Это одна из тем романа «Плаха» Ч.Айтматова. Интересно произведение Л.Габышева «Одлян, или воздух свободы» о детской колонии. Писатель сам провел несколько лет в неволе и знает это место не понаслышке. О поисках молодежи после войны рассказывает книга В.Смирнова «Заулки».

Ныне нередко поднимают проблему преследования ученых-генетиков. Этому посвящены недавно вышедшие «Белые одежды» В.Дудинцева и «Зубр» Д.Гранина. Герои этих книг представляют собой образец истинных героев сталинской эпохи так же, как и персонажи романа В.Дудинцева, вышедшего в 50-е годы - «Не хлебом единым».

«Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ»

( по поэзии Н.А.Некрасова):

Благослови же работу народную и научись мужика уважать.

Н.А.Некрасов.

Ф.М.Достоевский говорил о Некрасове, что его сердце было ранено в самом начале жизни, рана эта никогда не заживала и была всю жизнь источником его страстной и страдальческой поэзии. Мы знаем, что с шестнадцати лет юный поэт изведал голод и другие лишения из-за того, что хотел идти своей дорогой, а не той, что желал отец. И эти мытарства отразились на всем творчестве Николая Алексеевича. Но мы знаем также, что еще раньше, в детстве, в его сердце укрепилась боль за страдания своего народа. Об этом можно судить по всем известному стихотворению «На Волге», отрывок из которого мы учили не то в пятом, не то в шестом классе. Лирический герой вспоминает, как увидел оборванных бурлаков, один из которых говорил, что «кабы к утру умереть - так лучше было бы еще...». Мальчик не мог понять этих слов, вызванных отчаянием и безысходностью, но в сердце его навсегда остался образ этого человека, «угрюмого, тихого и больного». Вероятно, с тех пор и начался путь Некрасова как народного поэта и защитника.

Никто из русских писателей не создавал столько произведений о простых людях, крестьянах, фабричных, тех, кого на стройках собрал «царь» по имени «голод». Поэмы «Коробейники», «Мороз, Красный нос», великое «Кому на Руси жить хорошо»- это все произведения, на которых можно изучать жизнь и быт крестьянства, народный язык, его верования и обычаи, это вещи, которые сильно и ярко рассказывают о трагической судьбе многих лучших крестьян. А разве не «надрывается сердце от муки», когда читаешь его стихи: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Плач детей» и многие, многие другие? И везде у поэта глубокое уважение к простому человеку. «Деревенские русские люди»- так любовно называет Некрасов крестьян в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» в противовес в нем же изображенному вельможе, который не захотел выслушать просителей, пришедших так издалека, что ноги разбили в кровь. И негодуя, с едкой иронией Некрасов спрашивает, зачем такую особу беспокоить для «мелких людей», «не беда, что потерпит мужик», ему это привычно! Неудивительно, что многих честных людей стихи Некрасова делали непримиримыми борцами с несправедливостью!