Смекни!
smekni.com

Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века (стр. 64 из 91)

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ В РОМАНЕ А.М. ГОРЬКОГО «МАТЬ»

«Достойный человек- это не тот, у которого нет недостатков, а тот, у которого есть достоинства». Я не помню, кому принадлежит эта фраза, и поэтому не привожу ее в качестве эпиграфа, но она очень точна и без нее не обойтись. Люди могут вызвать симпатию своей эрудицией, смелостью, темпераментом - да мало ли достоинств у человека. Но главное его достоинство, на мой взгляд, это целеустремленность, готовность идти до конца по выбранной дороге, душевное отношение к людям. Целеустремленность является как бы стержнем, без которого характера, в общем-то, нет: человек или мечется из стороны в сторону, отыскивая себя, или просто плетется по жизни, не особенно раздумывая над таким, казалось бы, естественным вопросом: «А кому, откровенно говоря, я нужен?» Разумеется, цель должна быть нравственной.

Вторым необходимым качеством человека является душевность, способность внимательно и заинтересовано относиться к чужим судьбам, делам, умение быть приятным для людей, помогать им по мере сил.

Андрей Находка органически сочетает в себе эти качества. Идя в ногу с Павлом по пути борьбы, Андрей дополняет то, что не достает другу. Если Павел бывает порою резок в своей категоричности и может обидеть самого дорогого человека - мать, то Андрей необычно деликатен, чуток. Он хочет обучить грамоте Ниловну, однако, заметив, что женщина стесняется своей темноты, больше не напоминает ей об этом. Он может развеять тяжелую злобу Весовщикова на весь мир и сделать из парня сознательного бойца революции. Он своей улыбкой, смехом поднимает настроение в самые горькие минуты, и недаром его так любит мать Павла. Человек очень умный, глубокий, он умеет рассказывать о сложных и трудных вещах неграмотной Ниловне так, что ей становится просто и понятно. Он смел: на первомайской демонстрации он идет рядом с Павлом и готов закрыть друга своим телом от пуль.

Андрей борется за освобождение рабочих; цель его жизни - борьба, и он не отступает от этой цели ни на шаг. Он готов пожертвовать своим личным счастьем, отказаться от любимой девушки, от самого дорогого, что только может быть. Да, ему это далось нелегко, но и я не могу представить себе человека, которому это далось бы легко.

Андрей Находка - один из лучших литературных героев, кто остается в памяти надолго. Простой, добродушный, мягкий, этот человек готов пожертвовать жизнью ради своих убеждений. Его не могут сломить ни тюрьмы, ни ссылки, и даже смерть. Он не может, не нравится.

Но, думая об Андрее и его революционной борьбе, нельзя отделаться от мысли, от вопроса: почему потом, в 1917 году и после, эти люди, которые боролись за счастье народа, принесли ему столько горя, почему они стали такими жестокими? Мне кажется, если представить себе дальнейшую судьбу героев романа «Мать», если они не погибли где-нибудь в ссылке, тюрьме или на фронтах мировой войны, если не разочаровались в революции, то мне видится следующее: пути Андрея и Павла разошлись бы. Павел, с его жестким характером и фанатизмом, встал бы вместе с такими, как матрос Жухрай из романа Островского, чтобы крушить и сметать все на своем пути, не останавливаясь ни перед казнями, ни перед насилием или террором. Многие из этих людей, наверное, рассуждали так же, как генералы из романа В.Гроссмана «Жизнь и судьба»: «Людей у нас много, а техники мало. Человека сделать всякий дурак сможет, это не танк, не самолет. Если ты людей жалеешь, не лезь на командную должность!»

И они, действительно, не жалели людей. Мне кажется, что Андрей Находка в 17-18 годах оказался бы в ряду тех революционеров, которые осудили большевиков за их торопливость, нежелание считаться с мнением народа и других партий, за террор и насилие. А если бы он пережил 1918 год, то, наверное, оказался бы в рядах Белой Гвардии. Сколько их, бывших членов РСДРП, партии эсеров, было там!

А может быть, он ушел бы из партии уже после революции 1905 года, как десятки тысяч других? Кто знает? Ведь любовь к людям и революционное насилие плохо совместимы.

Сегодня тоже совершается революция. Почти бескровная, правда, хотя и сегодня есть жертвы, но трудная. И мы видим, что вместе с настоящими борцами за демократию появляются всякие авантюристы, вроде Жириновского, а то и просто погромщики. Наверное, так было и в начале века: вместе с настоящими революционерами было много всякого отребья. Ах, если бы революцию делали только такие, как Андрей Находка!

ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ «ИОНЫЧЕМ»?

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!

Н.В. Гоголь.

Небольшие, но очень емкие рассказы А.П.Чехова не всегда легко понять, если не помнить жизненной позиции писателя, который был строг, прежде всего, к себе. Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И вот это-то, по выражению М.Горького, горячее «желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности.

В самом деле, что плохого, кажется, в том, что человек хочет заработать больше денег, как доктор Старцев? Что особенного, если он хотел одновременно служить в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ «Ионыч», мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу, а желание спокойно и бесхлопотно жить-сделать его физически и морально неполноценным.

Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой в городе». Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывая фокусы, острил. Вера Иосифовна писала, романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, он был очарован. Сам Чехов по поводу дома Филимоновых (прототипа Туркиных) пометил в записной книжке: «Все это в скучном сером городе показалось забавно и талантливо». Старцев находился после вечера в чудесном настроении и, «пройдя девять верст... не чувствовал ни малейшей усталости». Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за время его жизни в Дялиже «единственной радостью и... последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), он только лениво говорит: «Сколько хлопот, однако!»

Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное «ожирение». Прежде он выгодно отличался горячими движениями души и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, «о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище «поляка надутого». В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор:

«Это вы про что? А? Кого?

Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности, то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только думает: «Хорошо, что я тогда не женился».

В семье Туркиных, где Дмитрий Ионыч изредка бывал, все повторялось по заведенной программе. О таких, верно, Пушкин писал: «Но в них не видно перемены; все в них на старый образец...» Старцева они раздражают. Он думает: «...если самые талантливые во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город». И он прав, конечно. Но ведь и его жизнь идет по кругу. Главным развлечением доктора, в «которое он втянулся незаметно, мало-помалу», было «по вечерам вынимать из карманов бумажки», а потом, когда денег стало слишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам; жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если даже театров и концертов он лишает себя.

Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши стал ожиревшим, жадным и крикливым Ионычем? Да, среда виновата. Жизнь однообразна, скучна, «проходит тускло, без мыслей». Но мне кажется, что, прежде всего, виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование.

ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ РОМАНА Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

... Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей, свободных от бедности, от невежества и независимых...

Л.Н.Толстой.

Лев Николаевич Толстой создавал роман «Война и мир» в бурную эпоху русской жизни, после падения крепостного права. В России шла напряженная общественно-политическая борьба, вызванная ломкой старого строя. Одним из ведущих философских и политических вопросов стал вопрос о роли народа и личности в истории. Волновал он и писателя. В центре его внимания, как весь русский народ, так и сложные судьбы отдельных людей, пути формирования их личности. В мире напряженных исканий смысла жизни живут главные герои романа Андрей Болконский и Пьер Безухов. Постепенно меняется образ их жизни, внутренний мир.