Смекни!
smekni.com

Сравнения в поэзии и прозе М.И.Цветаевой (стр. 11 из 26)

Не колесо громовое -

Взглядами перекинулись двое.

Не Вавилон обрушен -

Силою переведались души.

Не ураган на Тихом -

Стрелами перекинулись скифы. (70, т.2; 256)

И в лирике, и в прозе М.И.Цветаева порой трансформирует этот сложившийся в фольклоре тип сравнений (20, 15), и при отрицании у нее стоит не образ, а сам предмет:

Вздымаются не волосы, а - мех. (70, т.1; 284)

-

Чувство, что в комнате сразу стало тесно, - не комната, а клетка, и не только волк в ней - я с ним! (70, т.4; 34)

Здесь сопоставляются сходные понятия в целях установления у них не различия, а похожести.

В прозе подобные сравнения менее распространены, чем в лирике, и всегда прозаические отрицательные конструкции соединены сочинительным противительным союзом "а". Большинство лирических сравнений данного типа строится по типу бессоюзных отрицательных конструкций, что подчинено общей структуре и ритмике цветаевского стиха:

Не снег - уголь ржав! (70, т.2; 170)

Тип отрицательных сравнений всегда воспринимается как народно-поэтический. А из сравнений не народного, а чисто литературного типа необходимо отметить те, о которых пойдет речь в следующем параграфе.

§7. Присоединительные сравнения.

Удар - заглушенный, замшенный - как тиной.

Так плющ сердцевину

Съедает и жизнь обращает в руину. (70, т.2; 327)

-

Игра не взять хотящая, а отдать. В этой игре, по ее бесплотности и страшности, действительно было что-то адово, аидово. Убегание рук от врага. Так друг другу, в аду, смеясь и трясясь, сбывают горящий уголь. (70, т.5; 41)

Обычно сравнения присоединительного типа располагаются в таком порядке: сначала дается предмет, а потом, когда исчерпана тема, относящаяся к предмету, после союзного слова "так" следует образ:

А на меня из-под усталых вежд

Струился сонм сомнительных надежд.

- Затронув губы, взор змеился мимо... -

Так серафим, томимый и хранимый

Таинственною святостью одежд,

Прельщает Мир - из-под усталых вежд. (70, т.1; 450)

В прозе М.И.Цветаевой присоединительные сравнения нередко представляют собой пояснительную конструкцию, заключенную в скобки, например:

Вот моя карточка, - продолжал молодой человек, поднося ее к глазам и тут же от них отымая (так детям на секунду показывают завтрашний "сюрприз" - распахнутую книжку с какой-то фотографией, может быть, действительно похожей, если бы она успела рассмотреть, во-первых, ее, во-вторых, подающего) (70, т.5; 213)

Своеобразие данного сравнения в том, что его образ, присоединяющийся к предмету, вновь плавно переходит в предмет. Можно сказать, что сравнение имеет кольцевую композицию и его образ ("так детям показывают "сюрприз") незаметно включает в себя конкретное рассуждение о предмете ("фотографии").

Еще одной особенностью прозаических сравнений присоединительного типа является расшифровка образом сравнения не предмета, а признака, на основе которого сопоставляются предмет и образ:

... с громовым - так и гром не грохочет! - смехом (70, т.5; 34)

Данный пример заключает в себе и элементы отрицательных сравнений (От них отличается отсутствием положительного, утвердительного сопоставления). Это сравнение разрывает словосочетание, так как признаком здесь является не главное слово, а зависимое - определение "громовым".

Прозаические присоединительные сравнения могут заключать в себе сразу несколько равнозначных образов. Например:

Да и не воровали - брали, а скрывались, теперь вижу, не от нас (дети сами нищие и воры), а от глаз. Так звери, так дети ( и не только дети и звери, прошу верить!) не выносят, когда на них смотрят.. (70, т.5; 95)

Образ в сравнениях данного типа присоединяется к уже замкнутому предложению, исчерпавшему тему своего предмета. Присоединенное сравнение получает развитой и самостоятельный характер, то есть образ приобретает некоторую самоценность, хотя он приведен только для того, чтобы пояснить и разъяснить предмет. Но бывает, что все это пояснение как бы опрокидывается; это происходит тогда, когда предмет присоединяется к образу, и присоединенное сравнение точно вскрывает иносказательный смысл всего того, о чем говорилось прежде:

Ноты мне - мешали: мешали глядеть, вернее не-глядеть на клавиши, сбивали с напева, сбивали с знанья, сбивали с тайны, как с ног сбивают, так - сбивали с рук, ... (70, т.5; 13)

-

В синее небо ширя глаза -

Как восклицаешь: - Будет гроза!

На проходимца вскинувши бровь -

Как восклицаешь: - Будет любовь!

Сквозь равнодушья серые мхи -

Так восклицаю: - Будут стихи! (70, т.2; 342)

На особенностях последнего сравнения мы остановимся подробнее. Параллелизм восклицательных предложений со значением бытия в будущем превращает глагол "быть" в член, объединяющий понятия "гроза", "любовь" и "стихи" в общее понятие стихии, противопоставленное общему понятию исходного покоя, никакой стихии не предвещающего: "синее небо", "на проходимца", "сквозь равнодушья серые мхи”. Необходимо отметить эмоциональность конструкций с прямой речью, обозначенную не только восклицательными знаками, но и лексически выраженную глаголами "восклицаешь", "восклицаю" на фоне образов покоя.

§8. Сравнения с союзом "чем".

Особенностью сравнений, включенных в предложение при помощи союза "чем" является их полнота, то есть подобные сравнения не лишены ни одного компонента структуры: в них всегда присутствует предмет, образ и признак сравнения. Большинство сравнений данного типа сопоставляют два разнородных предмета, например:

Бузина зелена, зелена,

Зеленее, чем плесень на чане! (70, т.2; 296)

-

Но отойди в глубину, положи между ним (роялем) и собой все необходимое для звучания пространство, дай ему, как всякой большой вещи место стать собой, и рояль выйдет не менее изящным, чем стрекоза в полете. (70, т.5; 29)

Но могут сопоставляться и два однородных предмета, для выявления их сходства:

Дом у Старого Пимена благополучно кончиться не мог. Потому он так надо мной и властен, что он был не менее чистокровно-трагичен, чем дом Приама. (70, т.5; 118)

Нередко в подобных сравнениях сопоставляются абстрактные понятия с конкретными:

Сколько светлых возможностей ты погубил, не желая.

Было больше их в сердце, чем в небе сияющих звезд. (70, т.1; 121)

Так же могут сопоставляться два различных действия, например:

Легче лисенка скрыть под одеждой,

Чем утолить вас - ревность и нежность! (70, т.2; 452)

Последнее сравнение входит в состав обращения, которое заключает в себе центральную часть сообщения, содержит информацию об адресате и характеризует его. Изъятие этого обращения лишает сравнение смысла.

Характерной особенностью сравнений с союзом "чем" является то, что в качестве признака в них выступает имя прилагательное в сравнительной аналитической степени ("не менее изящным", "не менее чистокровно - трагичен") или в полуаналитической степени ("больше, ... чем", "зеленее,... чем", "ближе, чем"). (Степени сравнения имен прилагательных даются по классификации С.О.Карцевского (27; 110).

В лирике структура подобного сравнения может выступать в стихотворении рефреном, например:

Не для тысячи судеб-

Для единой родимся.

Ближе, чем с ладонью хлеб -

Так с тобой сходимся.

Не унес пожар-потоп,

Перстенька червонного!

Ближе, чем с ладонью лоб

В те часы бессонные (70, т.2; 76)

§9. Сравнения, являющиеся членами вставных конструкций.

Сравнение может быть заключено во вставную конструкцию целиком, то есть туда входят предмет сравнения, его образ и признак, например:

Час, когда в души идешь - как в руки! (70, т.2; 198)

-

- Посмотрите на меня, я ведь не так уж мал (он все время высился над ней, как башня), ... (70, т.5; 217)

Во вставных конструкциях в прозе М.И.Цветаевой часто присутствуют сравнения с несколькими образами, находящимися в антонимичных отношениях:

[о рояле] (Почему он такой глубокий и такой твердый? Такая вода и такой лед? Такой да и такой нет?) (70, т.5; 28)

Но в большинстве сравнений во вставную конструкцию заключается только образ сравнения, а его предмет остается за пределами вставки, например:

Словом, мадмуазель на елке детям затмевает елку. (Так праведник ждущим ангелам должен застилать небо, на которое вовсе не знает, что попадет). (70, т.5; 190)

-

Так, узником с собой наедине

(Или ребенок говорит во сне?)

Предстало нам - всей площади широкой! -

Святое сердце Александра Блока. (70, т.1; 293)

Вставные конструкции представлены различными синтаксическими единицами, не только предложениями, но и словосочетаниями:

И по тому как в руки вдруг

Кирку берешь - чтоб рук

Не взять (не те же ли цветы?)... (70, т.1; 528)

-

....улыбаясь - как те барышни в Спящей красавице - в полном сознании своего превосходства и недосягаемости... (70, т.5; 45)

Прозаические сравнения во вставных конструкциях могут представлять собой и распространенные деепричастные обороты:

Четвертый рояль:... тебе сначала выше головы, потом по горло ( и как начисто срезая голову своим краем холодней ножа!)... (70, т.5; 28)

Большая часть сравнений представлена во вставных конструкциях одним словом, например:

Отъединенная - как счастливица -

Ель на вершине мглистой (70, т.2; 240)

-

когда я ... из письма отца узнала о смерти Нади, первое, что я почувствовала, было...: нагнать. Вернуть по горячему еще следу. Даже (как слезы) загнать - откуда пришло. (70, т.5; 129)

Вставная конструкция в прозе М.И.Цветаевой может не заключать в себе сравнение, находящееся рядом, а пояснять и распространять его, нести прямое обращение к читателю, например: