Смекни!
smekni.com

Сравнения в поэзии и прозе М.И.Цветаевой (стр. 25 из 26)

Что вам Ромео и Джульетта,

Песнь соловья меж темных чащ!

Друг другу вняли - без обета

Мундир как снег и черный плащ

("Камерата")

Возмездие за то, что злейшим судьям

Была - как снег,...

("И не спасут ни стансы, ни созвездья")

У: Мундир сравнивается со снегом по цвету. Это традиционное сравнение, часто встречающееся.

П: Какое еще средство создания выразительности использует М.И. Цветаева в этом четверостишии?

У: Противопоставление: белый мундир противопоставляется черному плащу.

П: А как влияет сравнение на этот контраст?

У: Сравнение позволяет М.И. Цветаевой не называть в стихотворении прямо белый цвет мундира и противопоставление как бы скрыто от нас, завуалировано сравнением.

П: А почему здесь сравнительный оборот не выделяется запятыми?

У: Потому что он выступает в предложении в роли определения.

П: Обратимся у следующему примеру.

У: Во втором примере возможно несколько трактовок пропущенного признака. Во-первых, чиста как снег, то есть невинна, во-вторых, бела, как снег и противопоставлена "злейшим судьям" и всему миру, как белое и черное, в-третьих, холодна, как снег, то есть равнодушна к какому-либо суду над собой.

П: Как мы с вами убедились, неполные сравнения, в которых отсутствует признак, можно воспринимать по-разному, они могут включать в себя сразу несколько признаков, что значительно расширяет и углубляет смысл сравнения.

Итак, мы с вами рассмотрели сравнения полные и неполные. По своей структуре сравнения бывают еще простые и сложные. В простых сравнениях присутствует один предмет, один образ и один признак. В сложных сравнениях может быть несколько каких-либо элементов, например, несколько образов. Давайте рассмотрим следующие примеры и попытаемся выяснить, для чего поэтесса использует сразу несколько образов в одном сравнении:

....по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.

("Тоска по родине! Давно")

Стихи растут, как звезды и как розы,

Как красота - ненужная в семье.

("Стихи растут, как звезды и как розы")

И все глядит - внимательно - как даме -

Как женщине - в широкие глаза.

("Тот - щеголем наполовину мертвым")

У: В первом случае образы сравнения выступают как синонимы, это доказывает и соединяющий их союз "или", они одинаково точно характеризуют авторскую мысль об одиночестве и чуждости всем. М.И. Цветаева использует сразу два образа в этом сравнении для большей выразительности и яркости.

У: Во втором примере образы сравнения нельзя назвать синонимами, они сами как бы сравниваются между собой.

П: Правильно, это прием, который называется "сравнение в сравнении", здесь распускающийся цветок уподобляется разгорающейся звезде, и наоборот. Рассмотрим третий пример.

У: В этом сравнении второй образ как бы уточняет первый. Создается впечатление, что поэтесса здесь подыскивает более точное слово, чтобы как можно точнее и ярче передать содержание.

П: Да, это подтверждается и словами самой М.И. Цветаевой, сказанными ею в эссе "Поэт и время": "Я вещь окончательно понимаю только через слово (собственное). Слово для поэта совершенно самостоятельная единица ценности. Ища слова, поэт ищет смысла".

П: Вы, наверное, уже обратили внимание на обилие тире в стихотворениях М.И. Цветаевой и, в частности, в последнем примере. Давайте исключим тире из сравнения и посмотрим, что изменится в этом случае. Прочитаем:

У: И все глядит внимательно, как даме,

Как женщине, в широкие глаза.

П: Что "ушло" из сравнения с исключением тире?

У: Оно стало менее выразительным, изменился и ритм. Образы сравнений произносятся теперь не с выделительной, а с перечислительной интонацией, исчезли паузы и логическое ударение сместилось в конец фразы.

П: Все верно, таким образом, можно сделать вывод, что яркость, выразительность сравнений зависят и от ритма стихотворения, и от его синтаксических особенностей. Более того, от синтаксических средств организации речи, особых пауз порой напрямую зависит и смысл сравнения. Докажите мне это на примере такого сравнения:

Ходит занавес - как - грудь.

(Сравнение записывается на доске)

У: Тире разбивают строку на три части и как бы восстанавливают ритм дыхания.

П: Прочитайте это сравнение с такой интонацией, чтобы смысл сравнения подтверждался его ритмом.

У: ...

П: Сравнение в художественном тексте всегда выступает в гармонии с другими образными средствами и используется автором как правило не для украшения речи, а для более яркого выражения идеи. В этом мы убедимся, прочитав стихотворение "Рас-стояние: версты, мили..."

У: Выразительное чтение стихотворения учеником (ДМ №4)

П: Какова тема этого стихотворения?

У: Это стихотворение о разлуке двух близких людей...

П: Слова какой части речи все время подчеркивают в стихотворении эту мысль о разъединении, разобщенности?

У: Глаголы.

П: Давайте выпишем ряд этих глаголов.

У: расставили, рассадили, расклеили, распаяли, развели, рассóрили, рассорúли, расслоили, расселили, расстроили, растеряли, рассовали, разбили.

П: Какое общее значение объединяет все эти глаголы?

У: Значение разъединения.

П: Какая часть слова, общая у всех этих глаголов, наделяет их этим значением?

У: Приставка рас- (раз-)

П: Как значение этой приставки актуализируется в стихотворении, почему мы понимаем, что она несет в себе главную мысль стихотворения?

У: Она отделена от некоторых слов графически: рас-стояние, рас-ставили, рас-садили.

П: Зачем нужно автору такое намеренное искажение написания слов?

У: Они передают общую идею разорванности, разъединенности человеческих судеб.

П: Мы с вами сказали, что с помощью глаголов общей семантики разъединения передается мысль о разлуке. А какую роль в стихотворении играют повторы существительных?

У: В стихотворении трижды повторяются, несколько видоизменяясь, строки "Рас-стояние: версты, дали", это лейтмотив стихотворения, выражающий бесконечность разъединяющего людей пространства.

П: А чем еще подтверждается мысль о том, что расстояние это бесконечно далекое?

У: Строки "Чтобы тихо себя вели по двум разным концам земли" и "по трущобам земных широт рассовали нас как сирот" говорят о том, что разлука ощущается любящими людьми как разделяющее их пространство величиной во всю землю. Здесь используется прием гиперболы.

П: А теперь вернемся к сравнениям. Какую роль они выполняют в этом стихотворении?

У: Они подчинены общей идее стихотворения.

П: Обратите внимание на образы сравнений, как можно их охарактеризовать?

У: Образы в этих сравнениях, с одной стороны, полярны и непохожи друг на друга: орлы - сильные и свободные, вызывают уважение и восхищение, а сироты - жалость и сострадание. Но с другой стороны, оба эти образа выражают идею одиночества.

П: А теперь давайте обратим внимание на то, при помощи каких союзов сравнительный оборот включается в предложение. Обратимся к следующим примерам:

Слава прабабушек томных,

Домики старой Москвы,

Из переулочков скромных

Все исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные

По мановенью жезла.

"Домики старой Москвы")

Бледные ручки коснулись рояля

Медленно, точно без сил.

("Обреченная")

Губки красные - что розы:

Нынче пышут, завтра вянут,...

("Маленькая сигарера!")

И стоит Степан - ровно грозный дуб,

Побелел Степан - аж до самых губ.

Закачался, зашатался. - Ох, томно!

Поддержите, нехристи, - в очах тёмно!

("А над Волгой - заря румяная")

У: Сравнительные обороты присоединяются в предложении при помощи союзов "как", "точно", "словно", "ровно", "что".

П: В чем особенность союзов "что", "ровно", в каких произведениях они чаще всего используются?

У: Эти союзы передают особенности народно-поэтической речи и чаще используются в фольклоре.

П: Какие еще черты народно-поэтической речи вы заметили в сравнениях с союзами "что", "ровно"?

У: Характерные для фольклора слова с уменьшительными суффиксами (губки - суффикс -к-), простонародное наречие "нынче", сам образ сравнения ("ровно грозный дуб"), берущий начало из былин и сказаний, а также повтор имени "Степан", простонародная и устаревшая лексика (томно, нехристи, очи, тёмно).

П: Какова функция сравнения в последнем из примеров?

У: Сравнение более ярко передает внешний образ изображаемого человека.

П: То есть изобразительная функция. А сравнение "губки красные - что розы", по-вашему, также несет в себе функции изображения?

У: На первый взгляд да: сравнение губ с розами по цвету довольно традиционно. Но в стихотворении дается своеобразное разъяснение признака сравнения: "нынче пышут, завтра вянут". И тогда становится ясно, что здесь имеется в виду не только цвет губ, но и недолговечность, хрупкость их красоты.

П: То есть здесь осуществляется изобразительно-выразительная функция сравнения. Многим сравнениям также присуща разъяснительная функция. Найдите такое сравнение среди примеров.

У: Бледные ручки коснулись рояля

Медленно, словно без сил.

Здесь сравнение объясняет поведение человека.

П: Сравните следующие два примера. Чем они похожи и чем различаются между собой, если рассуждать о выражении сравнения в предложении:

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне все - равны, мне всё - равно,

И, может быть, всего равнее -

Роднее бывшего - всего.

(Тоска по родине! Давно")

Я рук не ломаю!

Я только тяну их

-Без звука! -

Как дерево - машет- рябина

В разлуку,

Во след журавлиному клину.

("Все круче, все круче")

У: В первом примере сравнение употребляется в предложении в форме сравнительного оборота, во втором примере сравнение представляет собой придаточное предложение в составе сложноподчиненного. Общее у этих двух примеров то, что в обоих случаях сравнительный оборот и сравнительное придаточное предложение присоединяются союзом "как".