Смекни!
smekni.com

Сравнения в поэзии и прозе М.И.Цветаевой (стр. 26 из 26)

П: Придаточные предложения со значением сравнения, как и сравнительные обороты, присоединяются в предложении при помощи союзов "как", "словно", "точно", "будто".

А теперь давайте рассмотрим особый тип сравнений. Прочитайте следующий пример и скажите, в чем его особенность:

Не зарева рыщут, не вихрь встает,

Не радуга пышет с небес, - то Петр

Птенцам производит смотр.

("Орел и архангел! Господень гром!)

У: Это сравнение отрицательное. Такие сравнения чаще встречаются в фольклоре.

П: Первая часть подобных сравнений представляет собой образ, который подается с отрицанием. Автор как бы предупреждает, что не о том, о чем он сейчас говорит, будет идти речь в дальнейшем, а о чем-то другом. Отрицание стоит при образе, а затем идет утверждение самого предмета. Такие сравнения создают особую выразительность, так как, как вы правильно отметили, это типичная форма сравнения для русского фольклора, русской народной песни. На этом принципе у М.И. Цветаевой может строиться все стихотворение. Давайте прочитаем стихотворение "Не колесо громовое":

Не колесо громовое -

Взглядами перекинулись двое.

Не Вавилон обрушен -

Силою переведались души.

Не ураган на Тихом-

Стрелами перекинулись скифы.

П: Сравнения могут выражаться в тексте и другими способами. Обратимся к следующим примерам и посмотрим, в чем особенности данных сравнений:

Когда снежинку, что легко летает,

Как звездочка упавшая скользя,

Берешь рукой - она слезинкой тает,

И возвратить воздушность ей нельзя.

(Ошибка)

Над калиткой, стонавшей скрипкой,

Возле дома, который пуст,

Одинокий бузинный куст.

(Бузина)

Стоишь. Глаза блистают сталью,

Не улыбается твой рот.

(Сын)

Глыбами - лбу

Лавры похвал.

(Разговор с гением)

У: Большинство этих сравнений выражены существительными в творительном падеже.

П: Творительный сравнения синонимичен обычному сравнительному обороту. Чаще он употребляется при глаголах. Глаголы с каким значением вам встретились в этих сравнениях?

У: Глаголы, обозначающие движение, действие, звуки, состояние.

П: Приведите свои примеры сравнений, выраженных существительным в творительном падеже с глаголами разного значения.

У: Согнуться дугой, мчаться стрелой.

У: Петь соловьем.

У: Гореть огнем

П: В лирике М.И. Цветаевой очень часто используются безглагольные конструкции, в которых такие средства связи, как союзы и союзные слова заменяются тире. В поэтический системе М.И. Цветаевой тире многофункционально и может стоять между любыми выделяемыми по смыслу и интонации членами предложения. Ее лирика всегда требует работы мысли. Какова, к примеру, мысль последнего из числа приведенных примеров сравнения?

У: Похвалы, расточаемые в адрес поэта его поклонниками символически уподоблены лавровому венку, но от этого венка лбу поэта тяжело, как от каменных глыб.

П: Такое словесное расточительство не для М.И. Цветаевой, ее стихи - это мысли вслух, очень сжатые, лаконичные и точные.

А теперь давайте обратимся к следующему виду сравнений, выраженных существительным в родительном падеже:

Светлее солнца тронный зал...

(Книги в красном переплете)

Не человечески мила

Ее дремота.

От ангела и от орла

В ней было что-то.

("Еще один огромный взмах")

С хищностью следователя и сыщика

Все мои тайны - сон перерыл.

(Сон)

Горчайший - свеча моих бдений - Георгий,

Кротчайший - с глазами оленя - Георгий!

("О всеми ветрами")

П: Все эти сравнения выступают в предложении в форме косвенного дополнения, выраженного существительным в родительном падеже. В чем отличие этих сравнений в употреблении в предложении?

У: Это сравнения с прилагательным в сравнительной степени, сравнения с предлогом "от", с предлогом "с", сравнение в форме словосочетания: существительное в творительном падеже + существительное в родительном падеже.

П: Как вы видите, сравнения в родительном падеже имеют разнообразные способы включения в текст. Подберите синонимы к последнему в числе приведенных примеров, чтобы сравнение выражалось притяжательным прилагательным.

У: С оленьими глазами.

П: Подобные сравнения также нередко используются в художественной речи:

На коленях

Снищу ли прощения за

Слезы в твоих глазах

Оленьих.

("День угасший")

Никто не видал змеиной

В углах - по краям- усмешки.

("А плакала я уже бабьей")

П: В чем трудность в определении разряда подобных прилагательных со сравнительным значением?

У: Эти притяжательные прилагательные не обозначают принадлежность предметов животным, а приобретают качественное значение, так как употребляются в переносном смысле.

П: Приведите примеры относительных прилагательных со сравнительным значением.

У: восковое лицо, стеклянные глаза, крючковатый нос.

П: В прозе и в лирике М.И. Цветаевой используются и качественные прилагательные со сравнительным значением индивидуально-авторского происхождения, то есть придуманные самой поэтессой. Например:

Огромные змеинодрагоценные глаза.

Попытайтесь сформулировать, что обозначает это прилагательное, каков здесь образ сравнения?

У: Прилагательное "змеинодрагоценный" характеризует глаза одновременно по форме, цвету и блеску, глаза сравниваются с глазами змеи и драгоценными камнями.

П: Каков способ образования этого прилагательного?

У: Прилагательное "змеинодрагоценный" образовано путем сложения основ прилагательных "змеиный" и "драгоценный".

П: Как вы уже заметили, во многих сравнениях М.И. Цветаевой используется устаревшая лексика. Приведите примеры таких слов и объясните их лексическое значение.

У: Возмездие - оплата, кара за преступление, за зло.

У: Снискать - приобрести, найти.

У: Бдения ("свеча моих бдений"), бдеть - бодрствовать, а в переносном смысле - неустанно следить за кем-либо.

П: Скажите, с какой целью М.И. Цветаева насыщает некоторые свои стихотворения подобной лексикой?

У: Чтобы придать речи более возвышенный, более эмоциональный оттенок.

У: Чтобы подчеркнуть особую важность и значимость сказанного.

П: Давайте подведем итоги нашим наблюдениям. С какими сравнениями мы познакомились на уроке?

У: Сравнения бывают полные и неполные, простые и сложные. В предложении сравнения могут выступать в качестве сравнительного оборота, сравнительного придаточного предложения, сравнение может являться косвенным дополнением, выраженным существительным в творительном или родительном падеже, а также прилагательным.

П: Какие функции выполняет сравнение в художественном тексте?

У: Сравнение может выполнять изобразительную, разъяснительную, выразительную функции, оно всегда соотносится с другими выразительными средствами произведения и подчинено выражению главной мысли автора.

П: Я вам предлагаю дома самостоятельно поработать со стихотворением М.И. Цветаевой "Тоска по родине" (ДМ № 11). Вам нужно найти в тексте стихотворения сравнения и всесторонне охарактеризовать их. Работу вы должны выполнить письменно, опираясь на следующие вопросы:

1) Каково сравнение по структуре (простое - сложное, полное - неполное)

2) Как выражено сравнение в предложении?

3) Как соотносятся сравнения в тексте стихотворения друг с другом и с другими выразительными средствами?

4) Какие функции сравнения выполняют в данном художественном тексте?


Библиография

1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. -М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

2. Горшков А.И. Русская словесность: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. -М.: Просвещение, 1996. -336 с.

3. Кузнецова Л.М., Горшенева И.А., Русанова Л.С. Стилистика русской речи: Программа для VIII-XI классов гимназий, лицеев, колледжей // Русский язык в школе. - 1994. - №1. - С.110-115.

4. Максимов Л.Ю., Николина Н.А. Программа курса "Язык художественной литературы" //Русский язык в школе. - 1991. - №4. - С.98-101.

5. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. - М.: Просвещение, 1994. - 106 с.

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Кохтев Н.Н. Русский язык для школьников 5-9 классов. - М.: Дрофа, 1995. - 400 с.

7. Солганик Г.Я. Русский язык. 10-11 классы. -М.: Дрофа, 1995. - 272с.

8. Солганик Г.Я. Стилистика. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 1996. - 272 с.

9. Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 томах. - М.: Эллис Лак, 1994.

10.Шустова Л.В. Практическая стилистика русского языка. - М.: Новая школа, 1994. - 67 с.