Смекни!
smekni.com

Сравнения в поэзии и прозе М.И.Цветаевой (стр. 15 из 26)

Теперь остановимся на сравнениях, отсутствие признака в которых компенсируется дополнительным распространением образа:

Для них любовь - минутный луч в тумане (70, т.1; 97)

Определение "минутный" указывает на кратковременность этого чувства.

В ушах - туман, и в двух шагах - туман;

И солнце над Москвой - как глаз кровавый. (70, т.1; 558)

Определение "кровавый" подчеркивает особенность цвета описываемого предмета.

Как раскатившиеся жемчужины, японский щебет (70, т.4; 8)

Определение "раскатившиеся" характеризует звуки речи, сходные со звуками падающих жемчужин.

Стук. В ставню - куст, мерзлойветкой, как мерзлым пальцем. (70, т.5; 139)

Здесь с помощью повтора определения "мерзлый" передается характер звука - его звонкость.

Признак может восполняться не только распространением, но и осложнением образа:

Распахнутые глаза у Мандельштама - звезды, с завитками ресниц, доходящими до бровей. (70, т.4; 144)

-

Ты рыцарь, ты смелый, твой голос ручей,

С утеса стремящийся вниз... (70, т.1; 33)

В прозе употребляются сравнения, для пояснения признака которых используются аффиксы самого слова, которое заключает в себе образ сравнения:

"Что за Белый такой?...", - разорялась она, вся трясясь бриллиантами, крючковатым носом и непрестанно моргающими желтыми глазами. (70, т.4; 222)

В данном случае суффикс -оват- указывает на неполноту отсутствующего признака, то есть на приблизительность сходства, устанавливаемого сравнением.

В лирических сравнениях М.И.Цветаевой отсутствующий признак может заменяться и дополнительным предложением:

Я Эва, как ветер, а ветер - ничей.... (70, т.1; 33)

Есть также сравнения, в которых распространены и предмет, и образ:

Как слабый луч сквозь черный морок адов -

Так голос твой под рокот рвущихся снарядов... (70, т.1; 293)

В этой группе необходимо отметить также сравнения, в которых присутствуют сразу несколько образов, причем в прозе встречаются такие структуры сравнений, в которых несколько различных образов соединены в одном слове:

Та прямая линия непреклонности, живущая у меня в хребте, - живая линия твоей дого-бабье-фараоновой посадки. (70, т.5; 54)

-

Камнем с небес,

Ломом

По голове,-

Нет, по эфес

Шпагою в грудь -

Радость! (70, т.2; 212)

Автор как бы подыскивает нужное слово, более точное для обрисовки данной ситуации. Перед нами проходит сам процесс поэтического творчества, процесс создания стихотворения на глазах у читателя. Несомненно, что такая структура сравнения облегчает его трактовку при отсутствии определяющего признака. А сравнение с несколькими предметами, наоборот, усложняет образ в лирике:

Ударят в колокол - крещусь.

Посадят голодом - пощусь.

Душа и волосы - как шелк.

Дороже жизни - добрый толк. (70, т.1; 405)

Здесь образ сравнения ("шелк") приобретает многозначность благодаря семантике сравниваемых предметов. По отношению к волосам сравнение с шелком определяет такие их качества, как блеск, гладкость, шелковистость и др. Но когда с шелком поэтесса сравнивает душу, то говорит при этом прежде всего о ее послушности, податливости, смиренности, тихости, благонравности.

Такое "усложнение" сравнения в лирике может становится структурной особенностью стихотворения:

В пещеру без света, в трущобу без следу,

Влистве бы, в плюще бы, в плюще - как в плаще бы...

Ни белого хлеба, ни черного хлеба:

В росе бы, в листве бы, в листве - как - в родстве бы... (70, т.2; 339)

В прозе М.И.Цветаевой сравнения неполной структуры часто начинают взаимодействовать друг с другом в контексте. Например, сопоставление одного сравнения с другим при сравнительном описании внешности героев:

Что лучше: рачьи, лягушачьи, огромные, немигающие глаза фрейлейнПаулыили болонкины,из-подболонкиныхжекудельков, непрерывно мигающие красновато-голубые Фрейлейн Энни? (70, т.5; 144)

Для такого приема характерно употребление сравнений одинаковой структуры с образами одного семантического ряда.

§3. Неполные сравнения, в структуре которых отсутствует предмет.

Третью группу составляют сравнения, в структуре которых имеются признак и образ, а предмет опущен:

Ростком серебряным

Рванулся ввысь. (70, т.2; 30)

-

И, чтобы все сказать: честные, как речная вода. (70, т.5; 181)

Как правило, это безличные конструкции:

И вот - теперь - дрожа от жалости и жара,

Одно: завыть, как волк, одно: к ногам припасть. (70, т.2; 380)

-

....надышать, как на оконное стекло, ... (70, т.5; 28)

Но частотны в этой группе сравнений и определенно-личные конструкции с глаголами в первом лице множественного числа настоящего времени:

Сидим, зачарованные - немного как птицы - неотступным взглядом А.А.. (70, т.5; 122)

-

Пышно и бесстрастно вянут

Розы нашего румянца

Лишь камзол теснее стянут.

Голодаемкак испанцы, (70, т.1; 143)

С глаголом в первом лице единственного числа настоящего времени:

А все же с пути сбиваюсь

(Особо - весной!)

А все же по людям маюсь,

Как пес под луной, (70, т.1; 525)

-

....выхожу гладкая, как мышь. (70, т.4; 78)

И определенно-личные конструкции с глаголами во втором лице единственного числа:

После бессонной ночи слабеет тело,

Милым становится и не своим, - ничьим.

В медленных жилах еще занывают стрелы -

И улыбаешься людям, как серафим. (70, т.1; 282)

В прозе частотны конструкции с глаголом в единственном числе в прошедшем времени:

Мать точно заживо похоронила себя внутри нас - на вечную жизнь. (70, т.5; 14)

и конструкции с глаголом в будущем времени:

...белые, при нажиме, явно веселые, а черные - сразу грустные, верно - грустные, настолько верно, что, если нажму - точно себе на глаза нажму, сразу выжму из глаз - слезы. (70, т.5; 15)

Образ прозаических сравнений неполной структуры может быть оформлен и в виде обособленного распространенного деепричастного оборота:

Рояль у самого окна, точно безнадежно пытаясь в него всем своим слоновым неповоротом - выйти,... (70, т.5; 19)

В эту группу отнесены и такие конструкции, предмет которых, несмотря на то, что отсутствует в самой структуре сравнения, употребляется в контексте, чаще в препозиции:

Глаза сообщничества, от которого вы тщетно отбиваетесь. Если вы их прочли, вы еще более пропали, чем если вы им поверили. И, странная вещь, именно их, у интеллигенции слывущих "честными", простолюдин неизменно назовет бесстыжими. Слово, которого, кстати, вы никогда не услышите о черных, нет, только о светлых, а из светлых - только о голубых... И чтобы все сказать: честные, как речная вода. (70, т.5; 181)

-

Две руки - ласкать - разглаживать

Нежные головки пышные

Две руки - и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Светлая - на шейке тоненькой -

Одуванчик на стебле! (70, т.1; 518)

Такой прием не только не обедняет сравнение, но и выделяет его на фоне контекста, позволяет сравнению достичь некоторой самостоятельности образа, яркого и свежего. Признак в данном примере удваивается ("Светлая - на шейке тоненькой") и от этого сравнение становится еще более выразительным.

В эту группу сравнений входят и такие, предмет которых вообще не называется: он дается в названии стихотворения. Например, сравнение из стихотворения "Педаль":

Лязгает! Как зной из фальши

Клавишей, разбитых в гуд ... (70, т.2; 191)

Сравнение из стихотворения "Земное имя":

Так, с каждым мигом все неповторимей

К горлу - ремнем. (70, т.1; 548)

§4. Неполные сравнения, в структуре которых присутствует только образ.

Сравнения, в структуре которых присутствует только образ встречаются исключительно в лирических произведениях М.И.Цветаевой, так как в поэзии именно образы служат для выражения чувств и эмоций лирической героини и потому становятся самодостаточными и независимыми:

Возмездие за то, что злейшим судьям

Была - как снег. (70, т.1; 534)

Предмет и признак здесь подразумеваются, и это углубляет и расширяет смысл сравнения, так как читатель неизбежно начинает размышлять над тем, что хотел сказать автор, по-своему трактовать это сравнение. Даже при анализе данного примера могут возникнуть несколько вариантов трактовки признака сравнения:

- чиста, как снег, то есть невиновна;

- бела, как снег, а следовательно противопоставлена "злейшим судьям" и всему миру, как белое и черное;

- холодна как снег, то есть равнодушна к какому-либо суду над собой, как писала сама М.Цветаева: "Право суда над поэтом никому не дано. Единственный суд над поэтом - само-суд". (70, т.5; 373).

Здесь есть и такие сравнения, как и в предыдущей группе, в которых предмет дан в названии стихотворения. Например, стихотворение "Жар- птица":

Как зарница! На хвосте

Золотые блестки. (70, т.1; 118)

Предмет и признак могут быть даны в контексте:

Точно нору во мне прорыли

До основ, где смоль

Я любовь узнаю по жиле

Всего тела вдоль

Стонущей. (70, т.2; 246)

У М.Цветаевой есть стихотворения, полностью состоящие из таких сравнений. Например, стихотворение "Отрок":

Пустоты отроческих глаз! Провалы

В лазурь! Как ни черны - лазурь!

Игралища для битвы небывалой,

Дарохранительницы бурь.

Книгохранилища пустот!

Провалы отроческих глаз! - Пролеты!

Душ раскаленных - водопой:

-Оазисы! - Чтоб всяк хлебнул и отпил,