Смекни!
smekni.com

Сравнения в поэзии и прозе М.И.Цветаевой (стр. 13 из 26)

Ответный смех залы и - добрая - внезапная - волчья - улыбка Брюсова. (70, т.4; 29)

Кроме прочих перечисленных функций, тире в лирике подчеркивает логическое ударение в строке и определяет семантику ритма. Например, в сравнении

Ходит занавес - как - грудь (70, т.2; 204)

тире, разбивающие строчку на три отрезка, четко восстанавливают ритм дыхания, связывая ритмическую организацию стиха с его семантической направленностью. Благодаря цветаевскому максимализму в тексте нередко происходит полное отождествление предмета и образа сравнения, что достигается устранением сравнительных союзов и превращением сравнительного оборота в член предложения:

Ликом - чистая иконка,

Пеньем - пеночка. (70, т.1; 475)

-

Слово же "басовый" - просто барабан, бас: Шаляпин. (70, т.5; 18)

Динамизм образов усиливается благодаря безглагольным эллиптическим конструкциям:

В теле как в трюме,

В себе как в тюрьме. (70, т.2; 254)

-

Восемнадцать лет, волчий оскал, брови углом, глаза угли. (70, т.4; 146)

В прозаических сравнениях более разнообразны морфологические способы выражения предмета, признака и образа сравнения. Особенностью этих сравнений является использование в качестве предмета - речи героев, оформленной как прямая речь:

"Нет, - точно лед треснул. (70, т.5; 138)

Своеобразием прозаических сравнений является и сразу несколько способов выражения одного и того же сравнения, например:

...борода, которой он не мешал расти, право, как Господь не мешает расти траве, но которая - борода- вырастала быстрее и длиннее травы. (70, т.5; 220)

Очень широко в прозе М.И.Цветаевой распространены сравнительные придаточные предложения. Среди них есть такие разновидности, как неполные, односоставные, нераспространенные предложения, осложненные однородными членами или обособленными причастными или деепричастными оборотами. Это объясняется тем, что проза М.И.Цветаевой больше тяготеет к развернутости, обоснованности и точности мысли, а ее поэзия - к лаконизму, емкости и ритмичности.

Глава 3. Структурные особенности сравнений

§1. Полные сравнения.

Первая группа в этой классификации содержит сравнения, в которых не отсутствует ни один из компонентов структуры, например:

А вы, безудержные дети,

С умом, пронзительным, как лед. (70, т.1; 145)

-

...подымает покатую, горбом, крышку. (70, т.5; 138)

В данных сравнениях можно выделить предмет ( "ум", "крышка"), образ ("лед", "горбом") и признак, по которому они сравниваются ("пронзительный", "покатую"). В приведенных выше примерах все компоненты нераспространены и лаконичны. Таких сравнений в этой группе большинство.

Но нередко предмет употребляется вместе с определением, которое распространяет его и усиливает яркость образа:

Вас златокудрая Фортуна

Вела, как мать. (70, т.1; 195)

-

....Во дворе будущего музея веселые черноокие люди перекатывают огромные ... квадраты мрамора... под раскатистую речь, сплошь на р, крупную и громкую, как тот же мрамор. (70, т.5; 157)

В прозаических сравнениях иногда используются сразу два предмета с различными оттенками значения, например:

... он был весь расслабленный, расстроенный, точно шел не туда, куда сам хочет, а куда нога хочет... (70, т.5; 95)

Особой экспрессией обладают прозаические сравнения, в которых два разных предмета располагаются по разные стороны образа. Образ сравнения становится своеобразным композиционным центром фразы, который обрамляют предметы сравнения, например:

... явление очень красивой дамы - с громадными зелеными глазами в темной глубокой и широкой оправе ресниц и век, как у Кармен, - и с ее же смуглым, чуть терракотовым румянцем. (70, т.5; 178)

Встречаются и сравнения, в которых довольно распространен образ:

В этом дремлющем доме ты словно чужая,

Словно грустная гостья, без силы к утехам. (70, т.1; 89)

-

...дворник.. семнадцати лет, с щеками пышущими, как те печи, которые он так жарко и с таким жаром топил. (70, т.5; 162)

Есть сравнения, в которых достаточно распространены и предмет, и образ. Например:

[открытку] Украла и зарыла на дне своей черной парты, немножко как девушки дитя любви бросают в колодец - со всей любовью! (70, т.5; 87)

-

Пушкин - с монаршьих

Рук руководством

Бившийся так же

Насмерть -- как бьется

(Мощь - прибывала,

Сила - росла)

С мускулом вала

Мускул весла. (70, т.2; 288)

Интересны в этой группе также сравнения, образы которых получают развитие и самостоятельный характер, приобретают самоценность:

Чувство, что в комнате сразу стало тесно, - не комната, а клетка, и не только волк в ней - я с ним! (70, т.4; 34)

-

Как пойманную птицу - сердце

Несу к тебе, с одной тревогой:

Как бы не отняли мальчишки,

Как бы не выбилась сама. (70, т.1; 501)

Такие сравнения во многом символичны и включают в себя очень большой подтекст.

В прозе М.И.Цветаевой особенно распространены сравнения, образ которых еще не получает абсолютной самостоятельности в тексте, но развивается, расширяя образность описания, например:

... горят - точно от пламени вьются! - косы, две черных косы, одна на спине, другая на груди, точно одну костром отбросило. (70, т.4; 298)

Среди сравнений этой группы особенно ярко выделяются такие, в которых варьируется образ. Он как бы двоится, и этим подчеркивается семантическая синонимия образов в их определении предмета, например:

... по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма. (70, т.2; 315)

-

...зубы, белей всех сахаров и мраморов... (70, т.5; 157)

В подобных случаях наблюдается такое явление, которое можно назвать "сравнение в сравнении":

Стихи растут как звезды и как розы...

-

...от церкви расходились две совершенно одинаковых дороги, как две руки, как два крыла... (70, т.5; 153)

Здесь распускающийся цветок уподобляется разгорающейся звезде, и наоборот, а руки сравниваются с крыльями так же, как и крылья можно сравнить с руками.

Другая функция приема варьирования образа - показ предмета с разных сторон, выделение различных аспектов его видения поэтом:

Иногда Христос пел, а богородица подпевала, и нас совершенно не удивляло, что поет она больше мужским, а он - скорее женским, тонким, ... потому, что она была темная и крепкая, а он - светлый и слабый, и получалось, что каждый поет именно своим голосом, себе в масть и в мощь, - как комар, например, и шмель. (70, т.5; 94)

-

Я помню первый день, младенческое зверство,

Истомы и глотка божественную муть,

Всю беззаботность рук, всю бессердечность сердца,

Что камнем падало - и ястребом - на грудь. (70, т.1; 372)

В иных случаях второй образ в сравнении как бы уточняет первый:

Игра состояла в том, чтобы сбыть другому с рук пикового валета: Шварцего Петера, как в старину соседу - горячку, а еще и нынче - насморк: передать: наградив, избавиться. (70, т.5; 40)

-

И все глядит - внимательно - как даме,

Как женщине - в широкие глаза. (70, т.1; 373)

Автор как бы подыскивает здесь более точное слово. Сама поэтесса говорила: "Я вещь окончательно понимаю только через слово (собственное). Слово для поэта совершенно самостоятельная единица ценности. Ища слова, поэт ищет смысла. " (70, т.5; 283).

В лирике М.И.Цветаевой в некоторых случаях "двойник" образа располагается непосредственно перед сравнением, выносится за его рамки:

Так, опустив глубокую завесу,

Закрыв глаза, как занавес над пьесой... (70, т.2; 303)

Это делает образы ритмичными, придает им зримость и глубокую значимость.

Нередко образ сравнения не просто удваивается, но и утраивается:

Сижу, буквально залитая восторгом из его глаз, одетая им, как плащом, как лучом, как дождем, вся, ... (70, т.4; 227)

-

Удар, доходящий - как женское пенье,

Как конское ржанье,

Какстрастное пенье сквозь косное зданье

Удар - доходящий. (70, т.2; 326)

В последнем примере наблюдается сопряжение сразу нескольких приемов усиления выразительности сравнения: варьирование образов, их распространенность и повтор признака. Повторы образа и признака в структуре цветаевских сравнений также встречаются нередко. Например:

Двух - жарче меха! рук - жарче пуха!

Круг - вкруг головы. (70, т.2; 364)

-

А сумрак крадется как тать,

Как черная тать роковая.

Функциональная значимость этих повторов будет рассмотрена в следующей главе.

В прозе сразу несколько образов сравнения нередко используются автором для более точного разъяснения признака сравнения, например:

Над Петербургом стояла вьюга. Именно - стояла: как кружащийся волчок - или кружащийся ребенок - или пожар. (70, т.4; 281)

Но нередко в прозаических сравнениях дается и более подробное разъяснение самого образа, своеобразная защита его точности и емкости и опровержение его случайности:

Они жили - как стая белогоговых птиц, белоголовых из-за платков, птиц- из-за вечной присказки няни, ведшей мимо: "А вот и ихнее гнездо хлыстовское".(70, т.5; 92)

В данном сравнении в подробном и развернутом изложении дается не только расшифровка, но и мотивы возникновения образа сравнения и его происхождение.

Среди лирических сравнений, содержащих три ипостаси образа, хочется выделить следующее:

Водопадами занавеса, как пеной -

Хвоей - пламенем - прошумя. (70, т.2; 204)

Перед нами цепочка зримых динамических образов. Если выстроить их во времени, они предстают цепью непрерывных преображений: волнуясь, белый занавес собрался в вертикальные складки и стал водопадом, шумные струи падающей воды вспенились снизу вверх, пена налилась зеленым цветом, сгустилась в хвойные ветви и вдруг - зелень чуть шелестевшей хвои резко перекинулась в красноту пламени. Признак сравнения специально дается в конце фразы, чтобы притягивать звуковые ассоциации: тихим шелестом пены дать меру шума занавеса-водопада, уточнить этот звуковой образ сравнением с шорохом хвои, потрескиванием огня. Особенность этого сравнения в том, что три различных образа характеризуют предмет и по цвету (зрительно), и по звуку. Иногда такой прием удвоения или утроения образа сравнения становится структурным компонентом всего стихотворения: