Смекни!
smekni.com

Авторское право для издателей (стр. 4 из 33)

С применением этого акта подавляющее число норм раздела IV ГК, относящихся к АП, фактически утратили силу, хотя и не были формально отменены.

И, наконец, 3 августа 1993 был принят закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”, который является сегодня основой российского АП.

3.4. Закон об авторском праве и смежных правах

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» включает в себя пять разделов и 50 статей.

Раздел I“Общие положения” в четырех статьях определяет “предмет регулирования”. Дает информацию о законодательстве РФ об авторском праве и смежных правах. Определяет роль международных договоров в области АП и дает “основные понятия” АП.

Раздел II“Авторское Право” в статьях с 5 по 34 определяет сферы действия АП (ст.5), объект АП (ст. 6-8), понятие возникновения АП и авторства (ст. 9-14), дает определение личным и имущественным правам (ст. 15-16), определяет право на доступ, воспроизведение и использование произведения (ст. 17-26), определяет срок действия АП и переход АП в общественное достояние и по наследству (ст. 27-29), определяет условия авторского договора (ст. 30-34).

Раздел III“Смежные права” в статьях с 35 по 43 определяет сферу действия СП (ст.35), субъекты СП (ст. 36), права исполнителя (ст. 37), права производителя фонограмм (ст. 38), использование фонограмм (ст. 39), права организаций эфирного вещания (ст. 40), права организаций кабельного вещания (ст. 41), ограничения СП (ст. 42), срок действия СП (ст.43).

Раздел IV “Коллективное управление имущественными правами” в статьях с 44 по 47 определяет цели коллективного управления (ст. 44), дает определение организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, ее функциям и обязанностям (ст. 45-47).

Раздел V“Защита авторских и смежных прав” в статьях с 48 по 50 определяет нарушения авторских и смежных прав, дает варианты защиты и способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав (ст. 48-50).

Важные нормы по АП содержатся также в постановлении Верховного Совета РФ “О порядке введения в действие Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, которые приняты и опубликованы вместе с законом. А также в постановлении Правительства Российской Федерации «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21 марта 1994 г.

3.5. Другие источники авторского права

В широком смысле АП это совокупность законодательно-нормативных актов, регулирующих создание, использование и защиту произведений науки, литературы и искусства (авторские права), а также исполнителей, производителей фонограмм и теле- и радиовещателей (смежные права). Кроме уже рассмотренного нами Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» к источникам АП относится Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23 сентября 1992 года.

Эти отношения также регулируются ст. 146 УК РФ, ст. 150-4 КоАП, ст. 385 ГПК РФ.

К авторско-правовым отношениям применима ст. 10 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 года, ст. 17 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности от 16 сентября 1998 года.

К источникам АП принадлежат постановления Пленума Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суды РФ, которые являются обязательными для судов и любых лиц, применяющих закон.

4.Международное сотрудничество по авторскому праву

4.1. Возникновение международного сотрудничества

Особенность АП состоит в том, что оно ограничено территорией того государства, где первоначально возникло. При отсутствии международных соглашений АП, возникшее в одной стране, в других странах не признается.

Международная система охраны прав авторов основывается на стремлении преодолеть территориальную ограниченность АП, на стремлении авторов и организаций, использующих произведения, обеспечить охрану своих прав не только в собственной стране, но и за рубежом.

В начале были двусторонние соглашения, они приобрели очень широкое распространение со второй половины 19 века. Но в связи с тем, что они не всегда оказываются эффективными (позволяют получить охрану лишь в одной зарубежной стране, и условия их довольно разнообразны), появилась идея о заключении многосторонних соглашений по АП. Первым таким соглашением стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Она была заключена 9 сентября 1886 года. В дальнейшем ее положение дополнились и изменились; было проведено семь международных конференций (последняя из них состоялась в 1971 г. в Париже).

4.2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

Это самое авторитетное и престижное международное соглашение в сфере охраны АП. В настоящее время в ней участвуют свыше 110 стран мира.

Бернская конвенция содержит три практически важных правила.

1. Принята взаимная охрана прав иностранных авторов, т.е. если у нас охраняются АП граждан какого-то государства, то и в том государстве должны охраняться АП наших граждан.

2. Иностранным авторам предоставляется “национальный режим”, т. е. они будут охраняться по тем же правилам, что и свои, национальные авторы.

3. Сама конвенция устанавливает некоторые нормы авторско-правовой охраны, которые должны применяться в странах-участниках. Эти так называемые “нормы материального права» предусматривают довольно высокий уровень правовой охраны.

Бернская конвенция обеспечивает охрану АП в течение жизни автора и 50 лет после его смерти и утверждает отсутствие формальной процедуры регистрации авторства.

Действующий в настоящее время российский закон “Об авторском праве и смежных правах” полностью соответствует нормам Бернской конвенции.

4.3. Всемирная конвенция об авторском праве

6 сентября 1952 года принята Всемирная конвенция об авторском праве. Ее цель – привлечение к международной охране авторских прав как можно большего числа государств. Новая конвенция не установила почти никаких норм-предписаний о том, каково должно быть содержание АП (хотя отдельные нормы такого рода в нее включены).

Конвенция вступила в силу 16 июня 1955 года, была пересмотрена и дополнена в 1971 году. Новый (Парижский) текст конвенции вступил в силу с 10 июля 1974 года.

Сейчас в конвенции участвуют около 100 стран.

Конвенция исходит из того, что в каждом государстве-участнике имеются свои национальные законы об АП. Эти законы, как сказано в ст. I, должны обеспечивать “достаточную и эффективную” охрану прав авторов и всех других обладателей АП на литературные, научные и художественные произведения.

Смысл Конвенции раскрыт в ст. II, где зафиксирована обязанность государств охранять АП на произведения иностранных граждан. Но, в отличие от Бернской, Всемирная конвенция обязывает предоставлять конвенционную охрану лишь тем иностранным произведениям, которые опубликованы после присоединения страны к конвенции (для России – после 26 мая 1973 года), т.е. не предусматривает охраны “с обратной силой”.

Всемирная конвенция предусматривает охрану АП в течение жизни автора и 25 лет после его смерти, содержит требование уведомления об авторстве символом © на всех экземплярах литературного произведения и разрешает официальную регистрацию авторства.

4.4. Взаимное признание авторского права между государствами

Признание обстоятельств, вытекающих из АП, регулируется в отношениях между государствами обоюдным членством в одной или обеих международных конвенциях об авторском праве: Бернской и Всемирной, либо через двусторонние конвенции или торговые соглашения, включающие статьи об охране АП. (Полные тексты обеих конвенций приводятся в Приложении). Каждая конвенция предполагает соблюдение минимальных стандартов охраны АП, что обеспечивается внутренним авторско-правовым законодательством каждой из стран-участниц конвенции.

Следует отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это же положение закреплено и в Законе РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 16 июня 1995 года, и в ст. 3 Закона «Об авторском праве и смежных правах», и в ст. 7 ГК РФ.

В области авторского права Россия является участницей:

Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции 1971 года) – с 13 марта 1995 года:

Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 года) – с 27 мая 1973 года (как правопреемница СССР) и в редакции 1971 года – с 9 марта 1995 года;

Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав СНГ от 24 сентября 1993 года.

В области смежных прав Россия является участницей Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства 1971 года – с 13 марта 1995 года.

Сфера авторских и смежных прав затрагивается и в других нормативных актах, как:

Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (ВОИС);

Конвенция о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники.

Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, предусматривают, что иностранным владельцам прав может быть предоставлен весь объем прав, предусмотренных Законом (так называемый «национальный режим»), либо только некоторые из этих прав.

5. Коллективное управление авторскими правами

5.1. Возникновение коллективного управления авторским правами

Первые авторские агентства, которые являлись не только профессиональными союзами авторов, но также боролись и за признание прав авторов на произведения, возникли во Франции.

Создание самого первого общества такого типа было тесно связано с именем Бомарше. Он вел правовые битвы против театров, неохотно признававших имущественные и неимущественные права авторов. Это привело к созданию по его инициативе в 1777 году Бюро по драматическому законодательству, которое позднее было трансформировано в Общество драматических авторов и композиторов, явившееся первым обществом по коллективному управлению правами авторов.