Смекни!
smekni.com

Авторское право для издателей (стр. 8 из 33)

Если Издательству в связи с использованием произведения в соответствии с настоящим договором будут предъявлены третьими лицами какие-то претензии или иски, автор будет выступать единственным ответчиком.

Далее пишут, что “имя автора будет обозначено на произведении в обычном порядке”. Если в договоре не содержится на этот счет никаких указаний, то издательство вправе указывать, либо не указывать имя автора. По соглашению сторон проставляется вымышленное имя автора – псевдоним. Он может быть любым, однако не должен совпадать с именем известного автора или иного публичного деятеля.

При соавторстве в договоре желательно указать последовательность проставления их имен, иначе их располагают по алфавиту.

Если в договоре ничего не говорится о копирайте (знаке охраны АП), то его проставление зависит от желания издательства.

Далее в договоре должны отражаться вопросы о передаваемых правах и о вознаграждении за использование произведения.

7.4. Срок действия договора, ответственность сторон

Срок действия договора может быть указан в самом договоре. По общему правилу после его истечения все права возвращаются автору, а издательство уже не может ни печатать новые тиражи, ни допечатывать ранее выпущенные, так как они будут считаться контрафактными (пиратскими). Если в договоре срок действия не указан, то по истечении пяти лет с даты заключения он может быть расторгнут автором, о чем последний должен письменно уведомить издательство за шесть месяцев до даты расторжения договора (пункт б, статья 31 Закона). Договор может предусматривать автоматическое продление. Вообще срок действия издательского договора может быть как кратким (например, 6 месяцев), так и очень продолжительным (например, весь срок действия АП).

Если в договоре отсутствуют условия об ответственности сторон, то нарушитель должен возместить другой стороне убытки, причиненные им. Понятие убытков содержится в статье 15 УК РФ (реальный ущерб и упущенная выгода, т.е. неполученные доходы). Убытки взыскиваются в полном размере, за исключением случая, когда автор в нарушение договора заказа не представляет в издательство произведение: в этом случае он возмещает только реальный ущерб, возникающий у издательства. Договор может предусматривать ограничение убытков, взыскиваемых в случае его нарушения, а также взыскание неустойки.

По общему правилу издательство несет ответственность по договору и в тех случаях, когда обязательство не выполнено не по его вине, а случайно, а автор (или владелец АП), если он не является предпринимателем, отвечает лишь за виновное неисполнение своих договорных обязательств. Договором, однако, может быть установлена ответственность сторон только при наличии вины нарушителя (статья 401 ГК РФ).

7.5. Объем прав, передаваемых по договору

По издательскому договору, могут передаваться исключительные и неисключительные права (статья 30 Закона).

Если издательством получены исключительные права, то издательство становится законным монополистом на рынке, единственным лицом, которое вправе выпускать данное произведение, разумеется, в течение срока, на который получены эти права, и в объеме этих прав. Общее правило гласит: все остальные лица, кроме владельца исключительных прав, не могут использовать произведение. В случаях нарушения этого положения издательство (или сам автор) могут потребовать (через суд) запретить незаконное использование произведения (пункт 2 статьи 30 Закона).

Неисключительное право, приобретенное по договору, дает издательству право пользования произведения, но не дает права преследования третьих лиц, и не гарантирует издательство от того, что одновременно на рынке не появятся издания того же произведения, выпущенные другими издательствами. Это объясняется тем, что автор, передав неисключительное право одному издательству, может затем передать аналогичные права другим. Закон (п.4 ст. 30) устанавливает, что все передаваемые права считаются неисключительными, если в договоре не указано иное.

Обычно в издательском договоре указывается лишь право на издание и распространение произведения. Объем этих прав следует указать в договоре как можно точнее, так как если переход к издательству какого-либо права в договоре прямо не зафиксирован, то считается, что это право остается у автора.

Право на перевод желательно прямо упоминать в договоре, например: “Автор передает издательству права использования произведения на русском языке и на других языках мира”. Без подобного указания считается, что автор передал право использования произведения только на языке оригинала.

Пункт 4 статьи 31 Закона устанавливает, что права, полученные по авторскому договору, могут быть переуступлены другим лицам (полностью или частично) лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. Если такого указания нет, то издательство не может никому уступить эти права, даже когда это было бы выгодно и издательству, и автору. Впрочем, издательство и автор могут заключить дополнительное соглашение о дальнейшей уступке полученных прав.

7.6. Расчет объема произведения и авторского гонорара

Для любого печатного издания обязательно указание объема в условно-печатных и учетно-издательских листах. Это же служит основанием для расчета авторского гонорара (при полистной или аккордной форме оплаты вознаграждения). Чтобы избежать дальнейшего спора сторон по поводу, как первого, так и второго, необходимо:

а) заранее оговорить, какая методика будет применена при расчете объема текста;

б) по каким ставкам будет начислен авторский гонорар.

Как известно, в настоящее время существуют два способа определения объема произведения: традиционный и компьютерный (смотри Приложение). Если же в договоре не будет соответствующего указания, то по закону правомерно применение инструкции 1940 года.

Кроме этого должно быть учтено, что стандартная машинописная страница размером А4 включает 1680 печатных знаков, а стандартная компьютерная страница – 1800 знаков.

Что касается расчета авторского гонорара за произведение литература (кроме художественной), то здесь должны быть учтены также два условия:

а) средняя ставка авторского вознаграждения в доперестроечную эпоху:

б) индекс потребительских цен на товары и платные услуги (смотри Приложение).

Что касается авторского гонорара за произведения художественной литература, то они в настоящее время у разных издателей и в отношении разных авторов, что ориентиров просто не существует.

Все же полезно будет вспомнить, что в советский период один авторский лист художественной позы стоил от 150 до 400 рублей, одна строка поэтического произведения – от 70 копеек до 2 рублей, а текст вступительной статьи, предисловия или послесловия – от 200 до 600 рублей за 1 авторский лист.

7.7. Выплата авторского вознаграждения

В настоящее время при книжном издании авторское вознаграждение чаще всего выплачивается в виде процента от стоимости проданных экземпляров. Закон не устанавливает размера этого процента. Поэтому на практике по соглашению сторон оно обычно равняется 5, 10 или 15%, хотя встречаются и более низкие (1-2%), и более высокие (20-25%) цифры. Указанные проценты определяется от дохода, полученного издательством, т.е. от оптовой цены. Это обстоятельство рекомендуется прямо указывать в договоре.

Автор произведения не может получить никакого вознаграждения от книготоргующих организаций, получающих прибыли от разницы между розничными и оптовыми ценами. Объясняется это тем, что п.3 статьи 16 Закона предусматривает возможность свободной перепродажи (без соглашения с автором и без выплаты ему дополнительного вознаграждения) тех экземпляров произведений, которые один раз были проданы с согласия автора. Этот принцип, именуемый в научной литературе принципом “исчерпания авторских прав”, применяется, однако, только к правомерно выпущенным в свет экземплярам; что касается “пиратских” (контрафактных) экземпляров, то в отношении их автор (или иной владелец исключительных АП) может предъявлять претензии не только к издательству, но и к книготорговым организациям.

Размер процента от стоимости проданных книг может быть одинаковым для всего тиража, либо может повышаться в случае издания книги большими тиражами или ее переиздания. Это логично, ибо себестоимость каждого последующего тиража меньше, чем предыдущего. Вместе с тем п.3 статьи 31 Закона, предписывая установление размера вознаграждения в виде процента от дохода, делает это в довольно мягкой форме: указывается, что если такой способ исчисления вознаграждения невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, то вознаграждение может определяться иным способом.

Довольно часто авторское вознаграждение устанавливается от числа выпущенных экземпляров, а не от числа проданных. Во многих случаях автор получает – по договору – твердое вознаграждение за весь тираж или за определенное число выпущенных экземпляров. Автор и издательство могут предусмотреть в договоре выплату автору разового вознаграждения. В этом случае в договоре обязательно должен быть указан максимальный тираж издания.

Вознаграждение может быть выражено в рублях, в минимальных размерах оплаты труда или в условных единицах (иностранной валюте). Последние два вида дают возможность значительно смягчить последствия инфляции. Разумеется, что если вознаграждение выражено в иностранной валюте, то платежи производятся в рублях (по официальному курсу на день платежа).

При соавторстве вознаграждение делится между соавторами по соглашению между ними. Желательно во избежание различных споров и конфликтов, в которые может быть втянуто и издательство, прикладывать к авторскому договору соглашение соавторов о распределении вознаграждения, либо фиксировать это распределение в самом договоре.